28 Ноя

ВЫЯВЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ ОБРАЗА РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КОМИКСОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современную эпоху глобализации, информатизации и массовых коммуникаций многие страны занимаются целенаправленным созданием, развитием, закреплением и продвижением положительного образа страны среди населения. Важно обратить внимание на то, что позитивный образ страны – инструмент защиты ее национальных интересов, внутренней консолидации и усиления национальной гордости. Образ страны является элементом социокультурных и психологических регуляторов состояния общества. В связи с этим необходим глубокий теоретический и практический анализ изучения образов страны с целью эффективного использования полученных результатов для создания механизмов социального регулирования состояния общества.

В силу поведенческих характеристик самым активным и радикальным слоем населения является молодежь. В этом возрасте у молодых людей много жизненной энергии, практически отсутствуют авторитеты, они хотят себя реализовать и перестроить устоявшийся порядок по своему усмотрению [6]. В связи с активной включенностью российской молодежи в политический процесс целесообразно узнать, как они воспринимают страну.

Одним из способов проецирования образа страны является его трансляция посредством СМИ. СМИ один из акторов, который определяет то, как воспринимают внешнюю и внутреннюю политику граждане РФ и международная общественность ориентируясь на ожидания аудитории. В силу современных тенденций (почти у каждого человека есть гаджеты, позволяющие выйти в Интернет, повсеместный доступ к Интернету через wi-fi в парках, кафе, метро и т.д.) и популярности сети Интернет большая часть массовой аудитории предпочитает знакомиться с новостями именно там. Это привело к тому, что многие СМИ имеют свои сайты, группы в социальных сетях [8] и электронные издания [3], а некоторые существуют исключительно в Интернете, не имея печатных или иных аналогов. Необходимо отметить, что при этом Интернет не является средством массовой коммуникации. В настоящее время получили развитие социальные сети (Вконтакте (https://vk.com), Фейсбук (https://www.facebook.com) и др.). Их аудитории составляют более миллиарда человек (суммарное количество пользователей), основная часть которой – это представители молодого поколения.

Глубинное интервью проводилось в период с мая по июнь 2015 г. преимущественно в Москве, однако в исследовании были получены ответы из Санкт-Петербурга, Новочерксаска, Ногинска (Московская область). Выборка респондентов не имела репрезентативного для всей России характера, хотя и была уравновешена по полу, возрасту и образованию. Так в глубинном интервью участвовали молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет. Основным критерием отбора респондентов было их знакомство с таким видом изобразительного искусства, как комикс, поэтому в глубинном интервью участвовала молодежь двух групп:

  1. те, кто создает комиксы;
  2. те, кто читает комиксы.

В каждой группе было опрошено по шесть человек (три девушки и трое молодых людей). Все они учатся или закончили высшее учебное заведение.

Главной целью глубинного интервью было собрать информацию о представлениях молодежи об образе России, основных стереотипах, связанных с этим образом, и других важнейших вопросах данного исследования.

Задача глубинного интервью в основном заключалась в том, чтобы получить дополнительную информацию о том, как воспринимают образ России в комиксах и какой бы образ хотели видеть.

Анкета глубинного интервью представляла собой оригинальный авторский опросник, специально созданный для данного исследования. Интервью имело полустандартизированный характер, то есть порядок вопросов определялся интервьюером, но в целом каждый респондент отвечал на 20 основных вопросов, которые входили в гайд интервью. В опроснике мы использовали метод ассоциаций, метод неполных предложений и др.

В результате мы получили следующие данные.

В интервью мы интересовались, следят ли респонденты за новостями и как они к ним относятся. Все респонденты следят за новостями, 58% из них делают это редко, при этом большинству не нравится то, что происходит в мире; 33% опрощенных упомянули, что положительно относятся к тому, что происходит в стране.

В ответах на вопрос «как бы вы могли охарактеризовать Российскую Федерацию?» можно заметить следующую тенденцию: всего небольшая часть (25%) дает четкое определение, отождествляя страну как сильную державу, наследницу СССР, набирающую силу; большинство же ответов являются абстрактными: «хорошая, особенная», «замученная», «бестолковая» и т.д. 41% интервьюеров отождествляют Россию с Родиной, еще 17% с местом, где они проживают, 17% определяют Россию как государство, с определенным территориальным положением.

Выделяя сильные стороны страны, почти все респонденты отмечали географические особенности России (территорию, ресурсы и т.п.), военный потенциал, силу духа. К слабым относят экономику, коррумпированность, правовой нигилизм, неумение использовать ресурсы.

Слово «Россия» у 41% ассоциируется с образом государства, из них 33% — с государственной атрибутикой (флаг, в одном случае герб) и 8% — с политическими лидерами (В.В. Путин и Д.А. Медведев). У 17% — с территорией страны, еще у 17% — с природными ресурсами (береза, поля). 16% воздержались, а 8 % ответили, что Россия ассоциируется с болью.

91% респондентов, отвечая на вопрос «Чтобы вы хотели изменить в образе страны», назвали перечисленные ими слабые стороны России (остальные от ответа воздержались).

Респонденты назвали следующие стереотипы, характеризующие Россию: водка («страна алкоголиков», «много пьем») — 91%; медведь («у каждого дома ручной мишка», «это средство передвижения») – 91%, балалайка –58%, шапка-ушанка и валенки – 33%, военная мощь («красная кнопка», «ядерное оружие», «автомат Калашникова») – 25%, агрессивная страна – 25%, матрешки –17%, зима («9 месяцев зимы», «у нас холодно») –17%, коммунизм –8%, казаки — 8%. 8% добавили такой стереотип как «Путин скачет на барсе верхом». При этом 17% респондентов посчитали возможным их оставить, 17% отметили, что нужно менять не стереотипы, а отношение к себе, 25% высказались, что менять необходимо только часть стереотипов, а 33%, что их необходимо изменить. Среди предложенных новых стереотипов были: «ученый в белом халате с колбой», «умные», «самая читающая страна», «здоровые», «сильные», «непобедимые», «дружелюбные», «заботливые».

При просьбе изобразить Россию многие респонденты отталкивались от представлений о российской символике («Кремль», триколор), историческом развитии страны («стройка дома», «человек, набравшийся опыта», «многолюдная сцена / парад с молодыми людьми с отечественной символикой», «большие развитые города, маленькие села и деревни», богатырь Святогор из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»), географических характеристиках («контур страны», «много ресурсов», «поле, много полей», «медведь»). Всего 25% опрошенных показали отрицательный образ России (например, «расплывчатое болотное пятно»).

Все респонденты являются активными пользователями сети интернет, самая популярная социальная сеть – Вконтакте (100%), на втором месте Фейсбук (50%), на третьем – Твиттер (33%).

Основными комиксами, содержащими образ России стали: Countryballs (91%) и Хеталия (50%), 76% опрошенных посчитали эти комиксы забавными, 16% — не впечатлили и 8% — не понравились.

Опрос комиксистов показал, что 50% понравился бы комикс, где главную роль каким-либо образом играла Россия, оставшиеся 50% высказали, что все зависело бы от сюжета/рисовки. Напротив, 66% респондентов, читающих комиксы, заявили, что хотят увидеть такой комикс.

Россию, как место действия выбрали 33% рисующих интервьюеров; как персонаж – 17% рисующих и 33% читающих. Остальные опрошенные обеих групп не высказали предпочтений.

33% рисующих и 50% читающих предпочли бы злободневный характер сюжета.

Большинство читающих комиксы (67%), как и большинство рисующих (67%) выбрали цветное решение (из них только 33% высказали пожелания относительно выбора цветов). Только 16% читающих выбрали черно-белую гамму, остальные опрошенные затруднились ответить.

При ответе на вопрос «В чем заключалась бы основная мысль комикса?» более четкие ответы давали респонденты второй группы (читающие), многие рисующие респонденты затруднялись ответить (67%). Чаще всего звучали версии: «Россия сильная, поднявшаяся с колен, положительная страна» (50%), «Воспитание будущего поколения» (33%).

67% рисующих хотели бы принять участие в создании комикса, где главная роль отводилась России, 33% — увидеть. Среди читающих 66% — увидеть, 16% захотели принять участие, 16% — затруднились ответить и 2% не хотели бы видеть такой комикс.

В результате, образ России у молодежной аудитории в большей части соотносится с представлениями о российской символике, историко-культурном развитии и географических характеристиках, что подтвердилось вопросом с ассоциациями слова Россия. Однако менее четкими были ответы касательно определения Российской Федерации, что говорит о том, что респонденты отделяют образ государства от образа страны.

Все перечисленные респондентами стереотипы являются этническими, появившимися в 90-е годы прошлого столетия благодаря приезжающим иностранцам и медиаресурсам, хлынувшим в Россию после распада СССР. Это же отмечают и 42% респондентов: «Россия ассоциируется у многих за рубежом…», «нас считают», «стереотипы иностранцев общеизвестны». Однако не все респонденты посчитали нужным такие стереотипы менять. Среди стереотипов, как и в случае с анализом комиксов, лидером стала водка.

Из предложенных нами комиксов (Hetalia: AxisPowers [9], Countryballs [10], Блюстители: отечественные супергерои [2] и Котмиксы [7]) всего два были названы почти всеми респондентами. Это Countryballs и Хеталия, которые в большей степени отражают взаимоотношения между странами и имеют злободневный характер. Котмиксы и Блюстители не вошли в этот список по той причине, что рисуемый в них образ не отождествляется со сложившимся стереотипным образом России у респондентов. Стоит также отметить, что выбранные респондентами комиксы, по их мнению, не несут негативный образ России. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что для молодежной аудитории, в силу бессознательного эмоционального восприятия не несущего логической оценки, восприятие даже отрицательных комиксов будет положительным, т.к. срабатывает фактор простого наличия упоминания о России.

Стоит также отметить, что молодежь, в силу политической активности России и нестабильности в мире, выбирает Россию как персонаж, который может взаимодействовать с другими странами, а не место действия. С этой же позиции большинство опрошенных выбирает злободневный сюжет, где основной мыслью стали укрепление России, ее развитие, воспитание будущего поколения.

Соответственно при создании авторского проекта необходимо учитывать следующее:

  • образ России должен быть показан через персонажа;
  • основными положительными качествами такого персонажа должны стать: образованность, сила, здоровье, любовь к отчизне, поддержание традиций;
  • основной сюжет должен соответствовать злободневной тематике;
  • из этнических стереотипов необходимо убрать самый негативный – водка;
  • авторский комикс должен создавать представление о России как о стране умных, сильных, трудолюбивых, заботящихся о своей стране, истории;

комикс должен иметь цветовое решение.

Список литературы:

  1. Балюк С.В. Возможности социологического подхода к изучению феномена образа страны // Имидж государства / региона в современном информационном пространстве: матер. Симпозиума 23–24 марта 2009 г. / отв. ред. А.Д. Кривоносов. СПб., 2010. С. 10–11.
  2. Блюстители: отечественные супергерои: Страна должна знать своих супергероев! [Электронный ресурс] // Вконтакте. – Электрон. дан. – СПб., 2015. – Режим доступа: https://vk.com/blustiteli, свободный.
  3. ГОСТ Р 7.0.83–2012. Электронные издания: Основные виды и выходные сведения. М.: Стандартиформ, 2012. С. 5.
  4. Докинз Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз; пер. Н. Фомина. – М.: АСТ; Corpus, 2013. – 512 с.
  5. Комикс [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. – Электрон. дан. – М., [200?]. – Режим доступа: http://www.vedu.ru/ bigencdic/29301/, свободный.
  6. Кон И. Социологическая психология / И. Кон. – М.: МОДЭК, 1999. – 560 с.
  7. Кот Степан или котмиксы [Электронный ресурс] // Вконтакте. – Электрон. дан. – СПб., 2015. – Режим доступа: https://vk.com/pages?oid=-86096672&p=Кот_Степан_или_котмиксы_, свободный.
  8. Социальная сеть [Электронный ресурс] // SeoPult. – Электрон.дан. – М., [2015]. – Режим доступа: https://seopult.ru/library/Социальная_сеть, свободный.
  9. Хеталия и страны Оси [Электронный ресурс] // Фабрика комиксов. – Электрон. дан. –М., 2015. – Режим доступа: http://comics-factory.ru/hetalia-axis-powers/, свободный.
  10. Countryballs|Politics [Электронный ресурс] // Вконтакте. – Электрон. дан. – СПб., 2015. – Режим доступа: https://vk.com/countryballs_re, свободный.
    ВЫЯВЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ ОБРАЗА РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КОМИКСОВ
    В статье рассматривается образ России, представленный в отечественных и зарубежных комиксах, и особенности восприятия этого образа представителями молодежной аудиторией. Автор на основе проведенного глубинного интервью предлагает рекомендации по созданию авторских проектов для молодежи с целью построения положительного образа России.
    Written by: Моисеева Ольга Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/21/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)
    Available in: Ebook