30 Дек

РОЛЬ ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ В ПРОТЕСТНОМ ДВИЖЕНИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Субкультура футбольных фанатов является не чисто спортивным (или правильнее — околоспортивным) феноменом, а имеет еще и политический аспект. Это доказывает история футбольного фанатизма в разных регионах мира. Различные общественные деятели так или иначе пытались использовать в своих целях пассионарность этого молодежного движения, склоняя его представителей на свою сторону под совершенно разными лозунгами. На Балканах одиозный сербский деятель Желько Ражнатович по прозвищу «Аркан» смог создать личную армию из фанатов белградского клуба «Црвена Звезда», в России эпатажный лидер ЛДПР Владимир Жириновский с десяток лет сотрудничал с фанатами московского «Динамо» и финансировал их массовые поездки по стране, а в 1969 году между Сальвадором и Гондурасом вообще началась недельная война после матча национальных команд этих стран.[5] В качестве боевого крыла футбольных фанатов нередко пытались использовать и криминальные авторитеты, и политики, и лидеры националистических движений. Так было и во время последних революционных событий на Украине.[8]

Самое активное участие фанатов украинских футбольных клубов в уличных выступлениях сторонников Евромайдана в конце 2013 и начале 2014 сделало из этих разрозненных банд настоящий ударный кулак революции, а затем и авангард карательных операций против несогласных. Эти фанатские войны, вышедшие с трибун стадионов на высокий политический уровень (пусть скорее и уличный), навевают некое историческое дежавю.

Именно с противостояния футбольных фанатов двух крупных клубов в начале 1990-х началась балканская война между Сербией и Хорватией. Уже в 1980-х ультрас стали грозной силой как на стадионах, так и на улицах Югославии. Однако точкой невозврата стал матч в Загребе 13 мая 1990 года между местным «Динамо» и белградской командой «Црвена Звезда». Тогда несколько тысяч фанатов, приехавших из столицы Сербии и возглавляемых хулиганской группировкой «Delije» («Делие» — «Герои»), устроили беспорядки перед матчем у арены. Хорватские ультрас во главе с топ-бандой BBB («Bad Blue Boys») попытались взять реванш прямо на стадионе, выбежав на поле и попробовав прорваться к трибуне гостей. Их остановила полиция и спецподразделения правоохранителей, составленные в те годы в основном из сербов. Матч был сорван, а в битве на футбольном поле принял участие даже хорватский игрок Звонимир Бобан, из-за этого проступка получивший дисквалификацию и пропустивший Чемпионат Мира.[14]

После тех событий развернулся военный конфликт, и участники  футбольных баталий ушли на фронт, переведя свое противостояние на реальное поле битвы. Лидер «Делие» Желько Ражнатович по прозвищу «Аркан» создал из своей банды Сербскую добровольческую гвардию, которая стала называться «Тигры Аркана». «Аркана» опасался даже Интерпол, включив его в десятку самых опасных людей мира. Он был застрелен в 2000-ом году. В организации убийства подозревают как ЦРУ, так и бывшего президента Югославии Слободана Милошевича, который боялся проиграть политическую борьбу за роль национального лидера. Тем не менее, в 2001 году Милошевич был свергнут руками объединившихся ради общего дела заклятых врагов – фанатов белградских «Партизана» и «Црвены Звезды». И это был первый европейский опыт фанатского государственного переворота.

Образ хорватских фанатов был также романтизирован на их малой родине в Загребе. У стадиона «Максимир», где в 1990 и состоялось то самое побоище, установили памятник, на котором написано: «Тем болельщикам «Динамо», для которых война началась 13 мая 1990 года сражением на этих трибунах и чья жизнь, впоследствии была брошена на алтарь Родины».

Балканская война сотрясала регион целое десятилетие, итогом стал распад крупнейшего государства южных славян на несколько стран. Причины противостояния фанатов Белграда и Загреба кроются в трех аспектах: 1) национальный, 2) исторический, 3) религиозный.

К началу 1990-х к власти в республиках Югославии пришли национально ориентированные силы и откровенные ультраправые. В Хорватии в ходе первых демократических выборов в Югославии в 1990 году к власти пришел диссидент Франьо Туджман и его партия. Он желал только одного – отсоединения от Югославии. Националисты разжигали еще больше ненависти между народами Югославии. Фундаментом для этой национальной розни стали исторические и религиозные разногласия. Во время Второй мировой войны сербы и хорваты воевали по разные баррикады. Хорватские военные примкнули к гитлеровским войскам, за что сербские фанаты до сих пор дразнят хорватских «усташами». Если сербы исторически были православными христианами, то хорваты исповедовали католичество. На этих разногласиях в свое время и сыграли политики, итогом амбиций и деятельности которых стал распад крупнейшего славянского государства в самом центре Европы.

Те же самые причины грозят целостности Украины – другого крупнейшего славянского государства Восточной Европы. Пришедшие к власти националисты оттолкнули своей риторикой и политикой сразу несколько областей Украины. Первым через референдум отсоединился полуостров Крым. Его примеру последовал и весь Юго-Восток страны. Причинами государственного раскола стали все те же три аспекта. Украинские националисты считают себя антагонистами «русскости», кидая тем самым вызов и провоцируя миллионы русских на Юго-Востоке Украины. Одной из первых законодательных инициатив переходного киевского правительства стал пересмотр статуса русского языка в стране. Исторические разногласия внутри общества Украины заключаются в том, что украинские ультраправые до сих пор считают национальным героем Степана Бандеру – перебежчика, воевавшего на стороне гитлеровцев против СССР. В 2014 году новые киевские власти отказались от традиционных широкомасштабных празднований Дня победы над фашистской Германией 9 мая, отменив военные парады в ряде городов. Также под запрет стали попадать советская символика (в Польше она давно запрещена) и георгиевская ленточка. Боевики «Правого сектора» во многих городах Украины выбирали для своих атак памятник Владимиру Ленину как символ советского прошлого.

Имеется и религиозный фактор современного украинского кризиса. Западные области страны тяготеют к католичеству, тогда как Юго-Восток исторически православный. С приходом к власти силовиков «Правого сектора» и других националистов-радикалов стали поступать сведения о давлении на священство Украинской православной церкви вплоть до угроз физической расправы. 9 мая в Донецке был убит православный священник. Перед этим в Одессе после фанатских погромов 2 мая православным священникам стали угрожать ультраправые, о чем заявил глава Одесской епархии Украинской православной церкви Московского Патриархата. Бандеровцев раздражает, что каноническое православное священство Украины подчиняется Московскому Патриарху. Осаде со стороны радикалов подверглась даже главная православная святыня страны Киево-Печерская Лавра.[4] В мае на Украину не пустили митрополита Волоколамского Илариона, который в РПЦ отвечает за внешние связи.[6] Киевский патриарх-раскольник Филарет с критикой высказывается о политике России и считает ее агрессором.[7] Именно к нему накануне выборов ходили на исповедь и за благословением некоторые известные украинские политики.

Таким образом, национальные, исторические и религиозные конфликты внутри украинского общества разделили его на два лагеря: украинцы против русских; антироссийские силы, считающие СССР оккупантом, против сторонников объединения с Россией и советского прошлого; католики и православные раскольники-радикалы против канонических православных. Если откалывавшиеся в 1990-х годах части Югославии опирались на поддержку Европейского союза и сил НАТО, а Сербия ждала помощи от России, то в современной Украине все наоборот – Крым и Юго-Восток сочувствуют России, а Киев ищет помощи у ЕС и США.

В силовых уличных акциях еще со времен раннего Евромайдана самое активное участие принимали футбольные фанаты и боевики «Правого сектора», которые переплелись друг с другом. За влияние на фанатское сообщество Украины изначально боролись две партии – националистическая «Свобода» и «Удар» Виталия Кличко.[7] Склонить на свою сторону ультрас удалось Олегу Тягнибоку. Ультраправая идеология достаточно давно популярна в фанатских кругах, поэтому риторика таких организация как «Правый сектор» и «Свобода» им ближе. Пожалуй, никогда еще серьезные политики Украины не уделяли столько внимания футбольным фанатам как накануне Евромайдана.

Евромайдан и критика правительства Виктора Януковича объединили фанатов разных клубов, которые забыли прежнюю вражду между командами и городами. Они выступили единым фронтом в Киеве в противостоянии со спецотрядом «Беркут» и неформальными боевиками власти — так называемыми «титушками». Акции фанатов во время Евромайдана не ограничивались улицей, они задействовали и трибуны, на которых разворачивали огромные баннеры. Многие из них были нецензурными и обращались напрямую к национальному лидеру России Владимиру Путину. Румынские журналисты сообщали о том, что поддержать украинских фанатов во время протестных акций и драк с правоохранителями на Майдане собирались тысячи ультрас из других стран Европы, в основном из ее восточной части.[13] Британские фанаты «Ливерпуля» проявили солидарность со своими украинскими единомышленниками и через микроблог поддержали их действия на Майдане.[12]

После победы Евромайдана и государственного переворота, когда Юго-Восток страны выразил желание провести референдум о самоопределении областей, ультрас стали выступать за единство Украины. По стране прокатилась серия фанатских маршей, которые заканчивались беспорядками, погромами, избиениями и убийствами. Из радикальных оппозиционеров и несогласных ультрас сами превратились в боевиков, на которых опиралась в регионах новая киевская власть, пытаясь подавить повстанцев. Идейными оппонентами фанатов и целью для их атак стали пророссийские активисты, выступавшие по примеру крымчан за референдум о федерализации и за независимость от Киева. После присоединения Крыма к России в середине марта 2014, там были в начале апреля задержаны по подозрению в причастности к «Правому сектору» фанаты «Днепра», ехавшие в Симферополь на матч с «Таврией».[1] Затем все те же фанаты «Днепра» совместно с ультрас донецкого «Шахтера» провели шествие в Харькове, закончившееся беспорядками, избиением прохожих пророссийских активистов и порчей их автомобилей.[3] После этого 2 мая 2014 в Одессе местные и харьковские фанаты вместе с боевиками «Правого сектора» перед матчем устроили очередной марш, который закончился столкновением с пророссийскими активистами. [2] Несколько тысяч радикалов прорвали оцепление милиции и набросились на несколько сотен митингующих одесситов, которые были вынуждены забаррикадироваться в Доме профсоюзов. Во время беспорядков использовалось огнестрельное оружие, пиротехника, коктейли Молотова и даже некое ядовитое химическое вещество. В итоге около сотни пророссийских активистов погибли от огня, отравления и огнестрельных ранений. Еще несколько десятков из них были задержаны милицией. Фанаты же отправились на следующую акцию в Харьков.

Эта операция фанатов и ультраправых вызвала одобрение даже в самой Верховной Раде. Ее депутат Ирина Фарион восхваляла фанатов: «Браво, Одесса! Ты показала настоящий украинский дух. Ты — родина великих националистов Ивана и Юрия Лип. Пусть черти жарятся в аду! Футбольные фанаты — вот лучшие повстанцы. Браво!»[10]

Если на Балканах точкой невозврата стал загребский матч 1990 года между сборными Сербии и Хорватии, то на Украине таким матчем стал одесский. Только во втором случае фанаты дрались не между собой, а выступили единым  фронтом против пророссийских активистов. После уличных столкновений Евромайдана украинские фанаты (как и их югославские коллеги в 1990-х) взяли в руки оружие и отправились на войну, пополнив добровольческие батальоны, которые ведут боевые действия на Юго-Востоке Украины против повстанцев Донецкой и Луганской областей.

Отличительной особенностью украинского фанатского движения в сравнении с югославским стало то, что ультрас всех областей (даже в Крыму) выступили с поддержкой федерального центра и единства Украины.

Помощник Генсека ООН по правам человека хорват Иван Симонович заявил, что Украина движется к хаосу, а военный конфликт может спровоцировать отделение некоторых областей по аналогии отделения Хорватии от Югославии.[9] В таком же ключе высказался известный сербский режиссер Эмир Кустурица.

Из проведенного сравнительно-исторического и  контент-анализа можно сделать следующие выводы:

  • Футбольные фанаты являются единственной реальной гражданской силой из всех известных субкультур. И эта сила может стать военно-политической, изменив соотношение противоборствующих сторон и повлияв на геополитическую обстановку в целом регионе.
  • Революционные события на Украине во многом развиваются по «югославскому (балканскому) сценарию», когда футбольные фанаты выражают настроения определенной части общества и являются силовиками этой части сограждан, затем вливаясь в военные организации.
  • Во время украинского государственного переворота конца 2013 начала 2014 гг. футбольные фанаты сыграли одну из ключевых ролей во время уличных протестных акций и карательных экспедиций против несогласных с новыми киевскими властями. Таким образом, ультрас стали силовым крылом революции, за влияние на них боролись несколько политиков, которые на волне Евромайдана пришли к власти;
  • У гражданской войны в Югославии и на Украине одинаковые причины: нерешенные исторические, национальные и религиозные противоречия общества.

Список литературы

  • В Крыму задержали фанатов «Днепра», которые отправились поддержать футбольную команду на матч с «Таврией»//Эхо Москвы, 05.04.2014 URL: http://echo.msk.ru/news/1294262-echo.html?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter (дата обращения 10.10.2014)
  • В результате беспорядков в Одессе погиб человек//ИТАР-ТАСС, 02.05.2014 URL: http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1162887 (дата обращения 10.10.2014)
  • В Харькове произошли беспорядки на шествии футбольных фанатов//Дождь, 27 апреля URL: http://tvrain.ru/articles/v_harkove_proizoshli_besporjadki_na_shestvii_futbolnyh_fanatov-367634/ (дата обращения 10.10.2014)
  • Глава Одесской епархии УПЦ МП сообщил об угрозах со стороны радикалов//Взгляд, 7 мая URL: http://www.vz.ru/news/2014/5/7/685656.html (дата обращения 10.10.2014)
  • Как футбольные болельщики повлияли на мир//Белорусские ультрас, 31.01.2014 URL: http://belultras.by/stati/kak-futbolnye-bolelshhiki-povliyali-na-mir (дата обращения 09.12.2014)
  • Киев не пустил на Украину митрополита Илариона//Вести, 10.05.2014 URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1567312&cid=5 (дата обращения 10.10.2014)
  • «Киевский патриарх» призывает США напасть на Россию//Новороссия, 15.05.2014 URL: http://novorossia.su/node/1445 (дата обращения 10.10.2014)
  • Когда фанаты превращаются в бойцов//Мир, 19.05.2014 URL:http://mirtv.ru/programms/72536/episode/10516075 (дата обращения 12.08.2014)
  • Помощник Генсека ООН считает, что Украина движется к хаосу//РИА Новости, 18.05.2014 URL: http://ria.ru/world/20140518/1008242779.html (дата обращения 10.10.2014)
  • Русофобка Фарион славит националистов//Вести, 03.05.2014 URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1542211&cid=7 (дата обращения 10.10.2014)
  • «Свобода» борется с «Удар» за влияние на ультрас//Схемы, 14.10.2013 URL: http://sxemy.info/news/?id=4526&t=5 (дата обращения 10.10.2014)
  • Фанаты английского «Ливерпуля» поддержали участников Майдана//bigmirnat, 26.01.2014 URL: http://sport.bigmir.net/football/england/1614724-Fanaty-anglijskogo-Liverpulja-podderzhali-uchastnikov-Majdana (дата обращения 10.10.2014)
  • Футбольный фанаты из Европы едут в Киев поддержать Майдан//Новый регион-2, 20.01.2014 URL: http://www.nr2.ru/kiev/480453.html (дата обращения 10.10.2014)
  • Югославский матч смерти//Спортс.ру, 09.06.2013 URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/warsport/470389.html (дата обращения 10.10.2014)
    РОЛЬ ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ В ПРОТЕСТНОМ ДВИЖЕНИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    Written by: Насыбуллин Алексей Альбертович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/16/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook