23 Июн

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РОЖДАЕМОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В Республике Татарстан, начиная с 1993 года, наблюдалось ухудшение демографических показателей. Естественный прирост населения сменился естественной убылью. Если в 1990 году естественный прирост населения в республике составлял 20058 человек, то в 2005 году естественная убыль населения достигла максимального за 1993-2010 годы уровня − 14874 человека. Такая тенденция развития демографических процессов была характерна для всей России.

В связи со сложной демографической ситуацией на уровне Российской Федерации были предприняты серьезные шаги по улучшению демографической ситуации и приняты беспрецедентные меры по поддержке рождаемости. В 2006 году был принят Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [1]. Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [2]. В Республике Татарстан принят закон от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» [6], постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.01.2009 № 6 утверждена Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года [7].

Благодаря мерам, принятым на уровне Российской Федерации и Республики Татарстан, направленным на поддержку семей, имеющих детей, с 2006 года естественная убыль населения стала сокращаться, и в 2011 году в республике был обеспечен естественный прирост населения (3706 человек), который в дальнейшем имел тенденцию к увеличению [9].

В 2015 году в Республике Татарстан сохранилась положительная динамика показателей рождаемости населения, наблюдаемая с 2011 года: суммарный коэффициент рождаемости достиг значения 1,863 (2014 год – 1,844), количество родившихся составило 56598 человек или 14,7 на 1000 населения (2014 год − 56480 человек или 14,7 на 1000 населения), естественный прирост населения обеспечен на уровне 10120 человек или 2,7 на 1000 человек населения (2014 год – 9559 или 2,5 на 1000 человек населения) [10].

Необходимо отметить, что в настоящее время в Республике Татарстан, как и во многих субъектах Российской Федерации, на происходящие демографические процессы значительное влияние начинают оказывать последствия низкого уровня рождаемости, наблюдаемые в 90-е годы.

Таблица 1

Количество родившихся в Республике Татарстан

Наименование

показателя

1980 1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Количество родившихся, тыс. чел. 54,3 64,1 56,3 50,2 45,0 41,1 41,8 39,1 38,1 37,3 37,2 35,1 35,4

Республику Татарстан к 2030 году ожидает очередная демографическая «яма», что подтверждается прогнозами Росстата. И как показывают статистические данные, ухудшение демографической ситуации наблюдается в последние десятилетия через каждые 15-20 лет.

Рисунок 1. Пики рождений, тыс. чел.

Ситуация усугубится в последующие годы в связи со следующими негативными явлениями:

− снижением количества женщин репродуктивного возраста. Если в 2004 году количество таких женщин составляло 1056,7 тыс. человек, то на начало 2015 года – 950,0 тыс. человек;

Рисунок 2. Количество женщин репродуктивного возраста в разрезе возрастных групп, тыс.чел.

 

− наблюдаемым в последние годы уменьшением рождений первых детей, в первую очередь в молодых семьях (на долю первых рождений в 2000 году приходилось 57,2% рождений, то в 2014 году – 44,5%);

− увеличением среднего возраста женщины при рождении детей (1994 год – 25,4 лет, 2015 год − 28,6 лет). Сегодня большинство рождений в республике приходится на возраст 25 – 39 лет [12, с.39]

Рисунок 4. Средний возраст женщины при рождении детей, лет

− значительным количеством абортов (количество абортов, хотя и имеет тенденцию к снижению, но составляет в Республике Татарстан 45,1% от числа родившихся живыми);

− нежеланием (или по каким-либо причинам невозможностью) молодых семей иметь детей. Как показали результаты исследования «Репродуктивные установки молодежи», проведенного Центром семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан, сегодня на первом месте у молодых людей − семья, на втором − получение образования, на третьем − карьера, на четвертом – жилье, дети только на пятом месте [13].

Статистические данные за январь-май 2016 года подтвердили прогнозные ожидания постепенного замедления темпов роста уровня рождаемости. В январе – мае 2016 года количество родившихся снизилось по сравнению с соответствующим периодом 2015 года на 98 человек, что на 1000 населения составляет, соответственно, 14,0 чел. и 13,9 чел.

Вместе с тем, в январе – мае 2016 года в республике обеспечен естественный прирост населения – 3320 чел., что выше значения показателя за соответствующий период 2015 года на 1055 человек. В расчете на 1000 населения показатель естественного прироста сложился на уровне 2,1 человек что выше уровня аналогичного периода 2015 года (1,4 человек) [11].

В целях снижения негативных последствий «демографической ямы» 90-х годов на уровне Российской Федерации перед субъектами Российской Федерации поставлена задача принятия дополнительных мер, направленных на повышение рождаемости населения и обеспечения роста показателя суммарного коэффициента рождаемости к 2018 году до 1,753 человек на 1000 населения [3], а к 2020 году до 1,870 человек на 1000 населения [5].

В Республике Татарстан, как и в других субъектах Российской Федерации, во исполнение вышеуказанных поручений разработан Комплекс мероприятий, направленных на повышение рождаемости. Исходя из анализа динамики показателей и факторов, влияющих на демографическую ситуацию, и в целях недопущения резкого ухудшения демографической ситуации, были определены приоритеты и сделаны выводы о том, что в первоочередном порядке должны быть предприняты меры по стимулированию рождений первых детей путем укрепления здоровья несовершеннолетних, в первую очередь их репродуктивного здоровья; поддержания доходов в молодых семьях, имеющих детей и стимулирования у них рождения вторых и последующих детей; решения их жилищных проблем; корректировки репродуктивных установок путем изменения  сознания молодежи относительно высокой роли семьи (по данным социологических исследований в жизненных установках молодежи рождение детей находится только на 5 месте); пропаганды семейных ценностей.

Необходимо стимулировать рождения на селе, на долю которого приходится 21% рождений. Размещение производств, развитие альтернативных форм занятости на селе с учетом структуры населения по полу и возрасту позволит обеспечить рост количества браков и числа рождений.

Необходимо активизировать работу по профилактике абортов путем построения грамотной системы сексуального просвещения, особенно среди молодежи; формирования у женщин сознания в рамках религиозного мировоззрения необходимости вынашивания беременности; усложнения системы проведения процедуры абортов; повышения эффективности доабортного консультирования через обеспечение женских консультаций подготовленными кадрами (психологами) и стимулирования врачей гинекологов за каждый отказ от аборта; исключения механизма, предусматривающего материальную заинтересованность в проведении абортов. По предварительным расчетам реализация этих и других немонетарных мер по стимулированию рождаемости дадут  в целом по республике дополнительно до тысячи рождений в год и рост суммарного коэффициента рождаемости к 2018 году до 1,881.

В республике в целях решения задач, поставленных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [2], Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р [4] и в целях обеспечения единых подходов в реализации государственной политики в области демографии и семейной политики на территории Республики Татарстан распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.04.2015 № 749-р образована межведомственная рабочая группа по реализации государственной политики в области демографии и семейной политики на территории Республики Татарстан [8].

Основными задачами рабочей группы являются:

подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам семейной политики, повышения качества жизни семей, демографического развития, в том числе, повышения рождаемости и снижения смертности на территории Республики Татарстан;

подготовка предложений и рекомендаций по проведению социологических исследований и выявление основных тенденций в области демографической и семейной политики;

подготовка и рассмотрение предложений по улучшению ситуации в области демографической и семейной политики;

обеспечение межведомственного взаимодействия органов государственного управления и институтов гражданского общества при решении вопросов семейной политики, повышения качества жизни семей, демографического развития, в том числе, повышения рождаемости и снижения смертности на территории Республики Татарстан;

совершенствование законодательства в сфере семейной и демографической политики.

Cписок литературы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. – 2007. – № 1. – Ст.19.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. – 2007. – № 42. – Ст.5009.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 606 «О мерах по реализации демографической политики российской федерации» // СЗ РФ. – 2012. – № 19. – Ст.2343.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р // СЗ РФ. – 2014. – № 35. – Ст.4811.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 г № 669-р // СЗ РФ. – 2016. – №17. – Ст. 2426.
  6. Закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 г. № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. – 2004. – № 12 (II часть). – Ст. 886.
  7. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 января 2009 г. № 6 «Об утверждении Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. – 2015. – № 7-8. – Ст. 0202.
  8. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 апреля 2015 г. № 749-р «О межведомственной рабочей группе по реализации государственной политики в области демографии и семейной политики на территории Республики Татарстан» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. – 2015. – № 39-40. – Ст. 1375.
  9. Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. «Естественное движение населения в Республике Татарстан» (по итогам обследования за 2011 год). Систем, требования: AdobeAcrobat Reader. URL: http://www.tatstat.ru/VPN2010/DocLib8/MO-12.pdf (дата обращения: 05.05.2016).
  10. Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. «Демографическая ситуация в Республике Татарстан» (по итогам обследования за 2014-2015 годы). Систем, требования: AdobeAcrobat Reader. URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/1a5d980043e5539ea8c9ebd92111eac8/i040049r.pdf (дата обращения: 14.05.2016).
  11. Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. «Естественное движение населения в Республике Татарстан» (по итогам обследования в апреле года). Систем, требования: AdobeAcrobat Reader. URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/1a5d980043e5539ea8c9ebd92111eac8/i040049r.pdf (дата обращения 07.05.2016).
  12. Численность, состав и движение населения в Республике Татарстан в 2014 году: Статистический сборник Татарстанстат. Казань: Издательский центр Татарстанстат, 2015. – 160 с.
  13. Замалиева Н. «Демографическая яма еще впереди». Интернет журн. 02.11. URL: http://www.business-gazeta.ru/print/36217 (дата обращения 20.02.2016).
    РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РОЖДАЕМОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
    В статье анализируются демографические процессы в Республике Татарстан на основе статистических материалов за период с начала 1990 года по настоящий момент, определяется характер изменений в демографическом поведении населения республики, описываются пути преодоления демографической ямы.
    Written by: Зарипова Эльмира Амировна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/17/2016
    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
    Available in: Ebook