28 Фев

ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Важная роль в комплексном решении проблемы межнационального взаимодействия младших школьников принадлежит школе и является одной из приоритетных социально-значимых ее задач. Многонациональный коллектив способствует формированию у детей гуманистического, коллективистского отношения к человеку иной национальности, к его человеческому достоинству, традициям.

Нередкоㅤ вㅤ школьномㅤ коллективеㅤ возникаютㅤ проблемыㅤ межнациональногоㅤ взаимодействия.ㅤ Вㅤ рамкахㅤ даннойㅤ проблемыㅤ имеютㅤ местоㅤ бытьㅤ возникающиеㅤ конфликтыㅤ междуㅤ детьмиㅤ разныхㅤ национальностей.ㅤ Вㅤ речиㅤ детейㅤ появляютсяㅤ обидныеㅤ высказывания,ㅤ указывающиеㅤ наㅤ национальнуюㅤ принадлежность.ㅤ Иногдаㅤ возникаютㅤ отказыㅤ отㅤ участияㅤ вㅤ национальныхㅤ праздникахㅤ иㅤ развлечениях.

Дети,ㅤ отличающиесяㅤ отㅤ большинстваㅤ поㅤ внешности,ㅤ языку,ㅤ религииㅤ испытываютㅤ первымиㅤ наㅤ себеㅤ недостаточноㅤ толерантноеㅤ отношение.ㅤ Еслиㅤ взрослыеㅤ могутㅤ закрытьㅤ наㅤ этоㅤ глазаㅤ иㅤ неㅤ отреагироватьㅤ должнымㅤ образов,ㅤ тоㅤ детиㅤ воспринимаютㅤ всёㅤ происходящееㅤ близкоㅤ кㅤ сердцу.ㅤ Этиㅤ событияㅤ порождаютㅤ вㅤ дальнейшемㅤ недостатокㅤ уверенностиㅤ вㅤ себе,ㅤ неумениеㅤ отстоятьㅤ своюㅤ точкуㅤ зрения,ㅤ порождениеㅤ страха,ㅤ дискомфорт.ㅤ Особенностиㅤ межнациональногоㅤ взаимодействияㅤ обусловленыㅤ возрастомㅤ иㅤ социальнымиㅤ условиямиㅤ развития.ㅤ Сㅤ однойㅤ стороны,ㅤ детиㅤ доㅤ 6ㅤ летㅤ имеютㅤ достаточноㅤ размытоеㅤ представлениеㅤ оㅤ своейㅤ национальности,ㅤ вㅤ тоㅤ жеㅤ времяㅤ ужеㅤ вㅤ 4ㅤ годаㅤ уㅤ ребенкаㅤ начинаетㅤ формироватьсяㅤ отношениеㅤ кㅤ человекуㅤ другойㅤ национальности.ㅤ Поㅤ даннымㅤ М.Б.ㅤ Насыровой,ㅤ младшиеㅤ школьникиㅤ остаютсяㅤ вㅤ большинствеㅤ своемㅤ непредубежденными,ㅤ ноㅤ ужеㅤ сㅤ 9ㅤ летㅤ эмоциональныеㅤ предпочтенияㅤ складываютсяㅤ вㅤ устойчивыеㅤ стереотипы,ㅤ изменитьㅤ которыеㅤ становитсяㅤ оченьㅤ трудноㅤ [3,ㅤ c.ㅤ 3].ㅤ С.В.ㅤ Крюковаㅤ считает,ㅤ чтоㅤ дляㅤ маленькихㅤ детейㅤ поликультурностьㅤ должнаㅤ бытьㅤ частьюㅤ всегоㅤ ранневозрастногоㅤ обучения.ㅤ Установлено,ㅤ чтоㅤ ужеㅤ кㅤ четыремㅤ годамㅤ уㅤ ребенкаㅤ вырабатываетсяㅤ неㅤ толькоㅤ первоначальноеㅤ представлениеㅤ оㅤ расовойㅤ принадлежности,ㅤ ноㅤ иㅤ оㅤ причинно-следственнойㅤ связиㅤ фактораㅤ национальностиㅤ сㅤ положениемㅤ вㅤ обществе.ㅤ Сㅤ другойㅤ стороны,ㅤ дети,ㅤ вынужденныеㅤ житьㅤ вㅤ ситуацииㅤ этническойㅤ напряженности,ㅤ вㅤ районахㅤ межнациональныхㅤ иㅤ межрелигиозныхㅤ конфликтов,ㅤ оченьㅤ раноㅤ осознаютㅤ своюㅤ этническуюㅤ принадлежностьㅤ иㅤ становятсяㅤ особенноㅤ чувствительнымиㅤ кㅤ усвоениюㅤ какㅤ позитивных,ㅤ такㅤ иㅤ негативныхㅤ национальныхㅤ стереотиповㅤ [1,ㅤ c.ㅤ 97].

Вㅤ качествеㅤ одногоㅤ изㅤ приоритетныхㅤ направленийㅤ развитияㅤ младшихㅤ школьниковㅤ имеетㅤ местоㅤ бытьㅤ межнациональноеㅤ взаимодействие.ㅤ Значительнуюㅤ рольㅤ вㅤ этомㅤ процессеㅤ играютㅤ различногоㅤ родаㅤ знания.ㅤ Однакоㅤ знанияㅤ самиㅤ поㅤ себеㅤ неㅤ могутㅤ заставитьㅤ детейㅤ проявлятьㅤ межнациональнуюㅤ толерантность,ㅤ уважатьㅤ другогоㅤ человека,ㅤ традицииㅤ иㅤ обычаиㅤ людейㅤ другихㅤ национальностей.

Младшийㅤ школьныйㅤ возрастㅤ -ㅤ важнейшийㅤ периодㅤ вㅤ психосоциальномㅤ развитииㅤ человека.ㅤ Сㅤ однойㅤ стороныㅤ детиㅤ этогоㅤ возрастаㅤ активноㅤ включаютсяㅤ воㅤ взрослуюㅤ жизнь,ㅤ формируютㅤ идентичностьㅤ своейㅤ этническойㅤ группы,ㅤ осваиваютㅤ различныеㅤ социальныеㅤ ролиㅤ иㅤ наиболееㅤ активноㅤ проходятㅤ этапㅤ становленияㅤ национальногоㅤ самосознания.ㅤ Познавательноеㅤ развитиеㅤ детейㅤ младшегоㅤ школьногоㅤ возрастаㅤ такㅤ жеㅤ предполагаетㅤ развитиеㅤ любознательностиㅤ иㅤ познавательнойㅤ мотивации;ㅤ формированиеㅤ познавательныхㅤ действий,ㅤ становлениеㅤ сознания;ㅤ развитиеㅤ воображениеㅤ иㅤ творческойㅤ активности;ㅤ формированиеㅤ первичныхㅤ представленийㅤ оㅤ себе,ㅤ другихㅤ людях,ㅤ объектахㅤ окружающегоㅤ мира,ㅤ оㅤ планетеㅤ Земляㅤ какㅤ общемㅤ домеㅤ людей,ㅤ обㅤ особенностяхㅤ ееㅤ природы,ㅤ многообразииㅤ странㅤ иㅤ народовㅤ мира.

Сㅤ другойㅤ стороныㅤ существуютㅤ иㅤ негативныеㅤ моментыㅤ вㅤ психологииㅤ детейㅤ младшегоㅤ школьногоㅤ возраста.ㅤ Однойㅤ изㅤ такихㅤ особенностейㅤ являетсяㅤ то,ㅤ чтоㅤ младшийㅤ школьникㅤ ещеㅤ малоㅤ осознаетㅤ своиㅤ переживанияㅤ иㅤ далекоㅤ неㅤ всегдаㅤ способенㅤ понятьㅤ причины,ㅤ ихㅤ вызывающие.ㅤ Наㅤ трудностиㅤ вㅤ школе,ㅤ какогоㅤ ониㅤ неㅤ былиㅤ быㅤ характера,ㅤ ребенокㅤ чащеㅤ всегоㅤ отвечаетㅤ эмоциональнымиㅤ реакциямиㅤ –ㅤ гневом,ㅤ страхом,ㅤ обидойㅤ [4,ㅤ c.ㅤ 116].

Чтобыㅤ младшийㅤ школьникㅤ могㅤ сознательноㅤ регулироватьㅤ поведение,ㅤ нужноㅤ научитьㅤ егоㅤ адекватноㅤ выражатьㅤ чувства,ㅤ находитьㅤ конструктивныеㅤ способыㅤ выходаㅤ изㅤ сложныхㅤ ситуаций.ㅤ Еслиㅤ неㅤ сделатьㅤ этого,ㅤ неотреагированныеㅤ чувстваㅤ будутㅤ долгоㅤ определятьㅤ жизньㅤ ребенка,ㅤ создаваяㅤ всеㅤ новыеㅤ субъективныеㅤ трудности.

Вㅤ младшемㅤ школьномㅤ возрастеㅤ уㅤ детейㅤ особенноㅤ активноㅤ происходитㅤ формированиеㅤ произвольностиㅤ внутреннегоㅤ планаㅤ действий,ㅤ начинаетㅤ развиватьсяㅤ способностьㅤ кㅤ рефлексии.ㅤ Поэтомуㅤ именноㅤ наㅤ этомㅤ этапеㅤ ребенокㅤ можетㅤ успешноㅤ овладеватьㅤ средствамиㅤ иㅤ способамиㅤ анализаㅤ своегоㅤ поведенияㅤ иㅤ поведенияㅤ другихㅤ людейㅤ вㅤ процессеㅤ межнациональногоㅤ взаимодействия.

Межнациональноеㅤ взаимодействиеㅤ предполагаетㅤ введениеㅤ младшегоㅤ школьникаㅤ изначальноㅤ вㅤ роднуюㅤ дляㅤ него,ㅤ аㅤ затемㅤ вㅤ иноеㅤ культурноеㅤ взаимодействие.ㅤ Приㅤ этом,ㅤ какㅤ отмечаетㅤ Н.В.ㅤ Целепидис,ㅤ вначалеㅤ уㅤ ребёнкаㅤ должнаㅤ бытьㅤ сформированаㅤ готовностьㅤ признаватьㅤ этнокультурныеㅤ различияㅤ какㅤ что-тоㅤ позитивное,ㅤ котораяㅤ затемㅤ должнаㅤ развитьсяㅤ вㅤ способностьㅤ кㅤ межнациональномуㅤ взаимодействию,ㅤ пониманиюㅤ иㅤ диалогуㅤ [5,ㅤ c.ㅤ 29].

Дляㅤ выявленияㅤ уровняㅤ сформированностиㅤ культурыㅤ межнациональногоㅤ взаимодействияㅤ уㅤ младшихㅤ школьниковㅤ намиㅤ былоㅤ проведеноㅤ анкетирование.ㅤ Вㅤ анкетеㅤ былиㅤ представленыㅤ вопросыㅤ закрытогоㅤ типа.ㅤ Вㅤ анкетированиеㅤ принялоㅤ участиеㅤ 150ㅤ респондентов,ㅤ учащихсяㅤ четвертыхㅤ классов.ㅤ

Изㅤ результатовㅤ опросаㅤ видно,ㅤ чтоㅤ уㅤ многихㅤ опрошенныхㅤ учащихсяㅤ четвертыхㅤ классовㅤ сформированㅤ уровеньㅤ культурыㅤ межнациональногоㅤ взаимодействия.ㅤ Наㅤ вопросㅤ оㅤ том,ㅤ чтоㅤ жеㅤ такиеㅤ толерантностьㅤ почтиㅤ всеㅤ респондентыㅤ ответилиㅤ правильно,ㅤ аㅤ именно,ㅤ чтоㅤ этоㅤ уважительноеㅤ отношениеㅤ кㅤ людямㅤ другойㅤ национальности,ㅤ взглядов.ㅤ 67%ㅤ опрошенныхㅤ ответили,ㅤ чтоㅤ дляㅤ нихㅤ неㅤ имеетㅤ значениеㅤ национальностьㅤ приㅤ выбореㅤ друзей.ㅤ Ноㅤ всеㅤ жеㅤ естьㅤ иㅤ такие,ㅤ которыеㅤ неㅤ готовыㅤ видетьㅤ рядомㅤ сㅤ собойㅤ людейㅤ другойㅤ национальности.ㅤ 53%ㅤ респондентовㅤ неㅤ хотелиㅤ быㅤ переписыватьсяㅤ сㅤ каким-нибудьㅤ иностранцем.ㅤ

Ответыㅤ опрошенныхㅤ респондентовㅤ довольноㅤ противоречивы.ㅤ Этиㅤ цифрыㅤ заставляютㅤ задуматьсяㅤ оㅤ необходимостиㅤ принятияㅤ определенныхㅤ мерㅤ иㅤ проведенияㅤ рядаㅤ мероприятийㅤ поㅤ повышениюㅤ уровняㅤ культурыㅤ межнациональногоㅤ взаимодействияㅤ младшихㅤ школьников.

Вㅤ целомㅤ подㅤ межнациональнымㅤ взаимодействиемㅤ мыㅤ понимаемㅤ свойствоㅤ личности,ㅤ выражающеесяㅤ вㅤ наличииㅤ совокупностиㅤ объективныхㅤ представленийㅤ иㅤ знанийㅤ оㅤ тойㅤ илиㅤ инойㅤ культуре,ㅤ реализующейсяㅤ черезㅤ умения,ㅤ навыкиㅤ иㅤ моделиㅤ поведения,ㅤ способствующиеㅤ эффективномуㅤ межэтническомуㅤ взаимопониманиюㅤ иㅤ взаимодействию.

Такимㅤ образом,ㅤ образованиеㅤ должноㅤ донестиㅤ доㅤ сознанияㅤ младшихㅤ школьниковㅤ тотㅤ факт,ㅤ чтоㅤ межнациональноеㅤ взаимодействие,ㅤ естьㅤ иㅤ будет,ㅤ важноㅤ внушитьㅤ школьникамㅤ мысль,ㅤ чтоㅤ разныеㅤ индивидуальныеㅤ качестваㅤ людейㅤ (цветㅤ кожи,ㅤ вероисповедание,ㅤ национальность)ㅤ лишьㅤ дополняютㅤ другㅤ друга,ㅤ составляяㅤ многообразныйㅤ иㅤ поэтомуㅤ прекрасныйㅤ мир.

Задачейㅤ межнациональногоㅤ взаимодействияㅤ являетсяㅤ формированиеㅤ уㅤ младшегоㅤ школьникаㅤ готовностиㅤ кㅤ общению,ㅤ основаннуюㅤ наㅤ знанияхㅤ иㅤ опыте,ㅤ полученныхㅤ вㅤ реальнойㅤ жизни,ㅤ наㅤ учебныхㅤ занятияхㅤ иㅤ воㅤ времяㅤ внекласснойㅤ работы,ㅤ ориентированныхㅤ наㅤ участиеㅤ школьникаㅤ воㅤ всехㅤ формахㅤ внекласснойㅤ работы,ㅤ аㅤ такжеㅤ направленныхㅤ наㅤ егоㅤ успешнуюㅤ адаптациюㅤ вㅤ полиэтничнойㅤ средеㅤ [2,ㅤ c.ㅤ 112].

Воспитаниеㅤ культурыㅤ межнациональногоㅤ взаимодействияㅤ представляетㅤ собойㅤ целенаправленныйㅤ процессㅤ формированияㅤ навыковㅤ толерантногоㅤ общенияㅤ младшихㅤ школьниковㅤ иㅤ являетсяㅤ важнымㅤ факторомㅤ формированияㅤ культурыㅤ личностиㅤ ребёнка.

Список литературы

  1. ㅤКрюкова,ㅤ С.В.ㅤ Программыㅤ эмоциональногоㅤ развитияㅤ детейㅤ дошкольногоㅤ иㅤ младшегоㅤ школьногоㅤ возрастаㅤ :ㅤ практ.ㅤ пособиеㅤ /ㅤ С.ㅤ В.ㅤ Крюкова,ㅤ Н.ㅤ П.ㅤ Слободяник.ㅤ –ㅤ М.ㅤ :ㅤ Генезис,ㅤ 2009.ㅤ –ㅤ 198ㅤ с.
  2. ㅤЛашкова,ㅤ Л.Л.ㅤ ㅤ ㅤ Воспитаниеㅤ культурыㅤ межнациональногоㅤ общенияㅤ уㅤ детейㅤ старшегоㅤ дошкольногоㅤ возрастаㅤ /ㅤ Л.ㅤ Л.ㅤ Лашкова,ㅤ О.ㅤ П.ㅤ Маленкоㅤ //ㅤ Вестникㅤ Сургутскогоㅤ государственногоㅤ педагогическогоㅤ университета.ㅤ –ㅤ 2014.ㅤ –ㅤ №ㅤ 1.ㅤ –ㅤ С.ㅤ 109-113.
  3. Насырова,ㅤМ.Б.ㅤ Воспитаниеㅤ уㅤ школьниковㅤ культурыㅤ межнациональногоㅤ общенияㅤ /ㅤ М.Б.ㅤ Насыроваㅤ //ㅤ Учитель.ㅤ –ㅤ 2008.ㅤ –ㅤ №ㅤ 4.ㅤ –ㅤ С.ㅤ 2-6.
  4. Фридман,ㅤЛ.М.ㅤ Психологияㅤ воспитанияㅤ /ㅤ Л.М.ㅤ Фридман.ㅤ –ㅤ М.ㅤ :ㅤ Сфера,ㅤ 2009.ㅤ –ㅤ 203ㅤ с.
  5. Целепидис,ㅤН.В.ㅤ ㅤ Межкультурноеㅤ общениеㅤ иㅤ культурнаяㅤ восприимчивостьㅤ вㅤ процесссеㅤ духовногоㅤ развитияㅤ личностиㅤ учащегосяㅤ /ㅤ Н.В.ㅤ Целепидисㅤ //ㅤ Педагогическоеㅤ образованиеㅤ иㅤ наука.ㅤ –ㅤ 2009.ㅤ –ㅤ №ㅤ 7.ㅤ –ㅤ С.ㅤ 28-31.
    ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
    Written by: Ерхова Татьяна Дмитриевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/17/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook