30 Ноя

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ Г. ОДИНЦОВО)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Актуальность данной темы заключена в том, что терроризм стал бедой и напастью во всем мире. Несколько десятков лет назад слово «терроризм» казалось далеким и не имеющим никакого отношения к обычным людям, тем более к детям. Сегодня это слово прочно вошло в лексикон, а террористическая угроза стала повседневной реальностью. Наша страна оказалась на гребне террористической волны уже в первой половине 90-х годов. Самое страшное, что никто не может предугадать, где и когда ждать следующего удара. Задача же дня сегодняшнего – создать все необходимые условия для предотвращения террористических актов. Обеспечение безопасности детей в дошкольном учреждении – одна из основных задач согласно закону об образовании. Работа ДОУ должна быть направлена на обеспечение безопасных условий жизни и здоровья детей и сотрудников во время осуществления образовательного процесса.

Понятие безопасности в детском саду включает в себя, в том числе и такие аспекты, как охрана жизни и здоровья детей во время образовательного процесса и обеспечение безопасных условий труда сотрудников детского сада.

Деятельность по противодействию терроризму в детском саду является комплексной работой, в которую вовлекаются все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.

Деятельность по противодействию терроризму в детских садах г. Одинцово строится на основе следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ [1];
  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ [2];
  • Закон Московской области от 4 мая 2005 г. № 110/2005-03 «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [5];
  • И др.

Работа с детьми по противодействию терроризму включает в себя формирование у детей основ противодействия терроризму. Задачами ДОУ в этом направлении являются:

  • научить детей противостоять опасности и уметь защищать себя в экстремальной ситуации;
  • формировать у детей представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения,
  • рассказывать детям о способах защиты от террористов;
  • привить детям навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях;
  • воспитывать у детей дружеское отношение к сверстникам и близким людям.

В некоторых (но, к сожалению, не во всех) ДОУ г. Одинцово проводятся профилактические беседы и дидактические игры, направленные на:

  • пропаганду утраченных ценностей, способных объединять людей;
  • формирование антитеррористического сознания подрастающего поколения;
  • профилактику терроризма и экстремизма, проявление бдительности к бесхозным
  • предметам, наблюдательности к посторонним лицам.

Работа с сотрудниками по направлению противодействия терроризму строится в ДОУ г. Одинцово на изучении нормативно-правовых документов по противодействию терроризму в РФ, а так же на изучении локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по направлению противодействия терроризму.

В свою очередь, работа с родителями по данному направлению носит профилактическую направленность и осуществляется в ДОУ в виде родительских собраний с обсуждением вопросов, связанных с распространением экстремистских взглядов среди населения, консультаций и проектной деятельности. Так же производится размещение памяток, обновление наглядной агитации по противодействию терроризму в родительских уголках.

Для обеспечения безопасности воспитанников по направлению противодействия терроризму в детских садах г. Одинцово осуществляются следующие мероприятия:

  • назначение ответственных лиц за проведение мероприятий по профилактике терроризма и антитеррористической защите;
  • разработка инструкций по противодействию терроризму;
  • инструктаж педагогических работников по вопросам противодействия терроризму;
  • обучение коллектива действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • учебные тренировки по эвакуации воспитанников и работников учреждения.

Антитеррористическая защита детских садов г. Одинцово обеспечивается выполнением организационных мероприятий, а также мероприятий по инженерно-технической и физической защите. Она реализуется департаментом науки и образования, местными структурами управления во взаимодействии с правоохранительными подразделениями, органами власти и прочими уполномоченными инстанциями. Целью сотрудничества выступает обеспечение постоянной готовности учреждений к повседневной безопасной работе, действиям при чрезвычайных ситуациях, а также в случае вероятности их угрозы.

Мероприятия по антитеррористической безопасности ориентированы на предупреждение незаконного вторжения на территории. Это достигается:

  • разработкой комплекса мер по обнаружению, предупреждению и ликвидации причин противоправного проникновения, локализации и нейтрализации его последствий;
  • своевременным выявлением и пресечением действий субъектов, направленных на совершение террористических актов;
  • оснащением территорий современными системами и инженерно-техническими средствами охраны;
  • организацией и обеспечением пропускного и внутритерриториального режимов, контролем за их функционированием;
  • надзором за выполнением антитеррористических мероприятий на объекте.

В детских садах отработаны инструкции по противодействию терроризму и действиям в экстремальных ситуациях для педагогического состава, обслуживающего персонала и воспитанников, а также функциональные обязанности должностных лиц на случай чрезвычайной ситуации. Практическая отработка действий персонала учреждений производится в ходе проводимых тренировок по эвакуации.

Охрана детских садов г. Одинцово в основном осуществляется частными охранными предприятиями.

Здания детских садов оборудованы системой охраны входов, предназначенной для обеспечения безопасности в части исключения возможности несанкционированного проникновения в ДОУ посторонних лиц.

 С целью предотвращения террористических угроз и других противоправных действий, препятствующих безопасному нахождению детей и сотрудников в дошкольных учреждениях, действующее законодательство РФ предусматривает обязанность руководителей ДОУ устанавливать видеокамеры, которые позволят передавать информацию о происходящем на охраняемой зоне.

Существуют императивные нормы закона, которые четко говорят о необходимости видеонаблюдения в образовательных организациях:

  • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждена Президентом РФ 05.10.2009 года. Согласно п.п. «д» п. 11 указанного документа основной задачей среди прочих по противодействию терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности, в том числе объектов с массовым пребыванием людей. [6]
  • ФЗ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ о противодействии терроризму, согласно которому в России должны обеспечиваться защита прав и свобод граждан. Один из основных принципов противодействия терроризму – это приоритет мер по предупреждению терроризма. [1]
  • ФЗ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ, который регулирует вопросы технической безопасности зданий и сооружений. В данном нормативном акте указано на обязанность образовательных учреждений предусмотреть меры, способствующие снижению возможности совершения криминальных действий. В некоторых случаях, оговоренных законом, в таких зданиях должны быть установлены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, которые обеспечивают защиту от угроз несанкционированного вторжения и террористических проявлений. [3]
  • СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009. Пункт 6.48 указанного документа предусматривает, что в целях комплексной безопасности образовательных организаций и их учащихся необходимо разместить на первом этаже помещения для охраны, а также установить там систему видеонаблюдения, пожарную и охранную сигнализацию и канал передачи тревожных сообщений в ОВД, вневедомственную охрану или в службу 112. Указанные требования распространяются, в том числе и на дошкольные учреждения. [7]

Финансирование установки видеокамер в дошкольном учреждении с целью обеспечения безопасности детей и сотрудников должно производиться за счет местного бюджета. Данный вывод можно сделать из положений п. 6.1. ч. 1 ст. 15 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления [4], согласно которому местные власти наделены полномочиями по участию в профилактике терроризма. Кроме того, п. 42 указанной выше концепции по противодействию терроризму закрепляет положение, предполагающее, что расходы на мероприятия по противодействию терроризму несут региональные и местные власти за счет своих бюджетов.

Таким образом, видеонаблюдение в дошкольном учреждении на первом этаже является обязательным. В данном случае получать согласие на произведение видеозаписи и обработку полученной информации от работников и родителей воспитанников получать не нужно.

В свою очередь, непосредственно в группах детских садов, видеонаблюдение установлено не всегда. Даже следует сказать, что на данный момент в г. Одинцово установлено оно лишь в частных детских садах (например, в детских садах «Гусарская баллада», «Маленькая страна», «Буагага»).

Производить видеофиксацию в самом дошкольном учреждении закон не запрещает, даже в помещениях, где дети играют, спят и т.д. Проблемы возникают, когда речь заходит об использовании, просмотре полученной информации. Так как закон не обязывает обеспечивать видеозапись непосредственно в группах ДОУ, то возникает закономерный вопрос о необходимости получения согласия персонала и родителей воспитанников на произведение видеозаписи и на дальнейшее использование полученной информации. [8]

Единого подхода к данному вопросу среди специалистов нет. В законе также четко не оговорен данный вопрос, судебная практика по нему пока не сформирована.

Среди специалистов сложилось три разных подхода:

  • согласие не нужно получать ни от родителей, ни от сотрудников, так как ДОУ – это публичной место и здесь нет места частной жизни;
  • согласие нужно получать только от родителей;
  • согласие нужно получать и от работников, и от родителей. [8]

На наш взгляд, наиболее верной является вторая точка зрения. Согласия от работников ДОУ получать не нужно, но уведомить в письменной форме об изменившихся условиях труда — произведение видеозаписи — необходимо. Кроме того, необходимо внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка, где будет отражена информация о произведении видеонаблюдения в дошкольном учреждении для обеспечения безопасности сотрудников и воспитанников.

В целях исключения конфликтных ситуаций и возможных судебных разбирательств с законными представителями детей в условиях правовой неопределенности по вопросам видеонаблюдения в ДОУ рекомендуем получать письменное согласие родителей на произведение видеозаписи.

Видеонаблюдению также должно предшествовать издание приказа об установке видеокамер. В данном документе целесообразно отразить следующие вопросы:

  • указать ответственных лиц за работу системы видеонаблюдения;
  • указать ответственных лиц, которые ознакомят с документацией по видеонаблюдению сотрудников ДОУ и родителей воспитанников;
  • утвердить локальный акт, который будет регулировать вопросы видеонаблюдения в дошкольном учреждении;
  • утвердить изменения в ПВТР. [8]

Таким образом, видеонаблюдение в помещениях ДОУ, где оно необязательно в силу закона, возможно с согласия родителей. Для произведения видеофиксации руководству ДОУ необходимо произвести следующие действия:

  • получить письменные согласия законных представителей воспитанников на видеонаблюдение;
  • уведомить сотрудников об установке системы видеонаблюдения;
  • внести изменения в ПВТР;
  • разработать локальный акт о работе с системой видеонаблюдения;
  • издать приказ об установке системы видеонаблюдения;
  • повесить объявления о видеофиксации во всех помещениях, где размещены камеры.

Так же, для безопасности воспитанников ДОУ, по периметру территории детских садов оборудованы железными ограждениями высотой 2 м.

В целях исключения нахождения на территории и в здании детского сада посторонних лиц, предотвращения несанкционированного доступа установлен пропускной режим:

  • на территорию и в здание детского сада обеспечен только санкционированный доступ должностных лиц, работников, воспитанников с родителями (законными представителями) и транспортных средств;
  • право санкционированного доступа имеют должностные лица обслуживающих организаций при предъявлении удостоверения личности;
  • вход в здание посторонних лиц разрешается только при наличии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и после регистрации в журнале учета посетителей.

В детских садах г. Одинцово разработаны паспорта безопасности, которые являются единым информационно-справочным документом, определяющим готовность детского сада к предупреждению и смягчению последствий ЧС, в том числе возникающих в результате возможных террористических акций. Паспорт антитеррористической защищенности объекта содержит информацию, предназначенную для официального, должностного пользования субъектами государственной власти. Основной целью данного документа считается обеспечение всеми необходимыми сведениями по осуществлению борьбы с нападениями, проведению мероприятий по предупреждению, ликвидации или сведению к минимуму последствий актов экстремизма. Паспорт антитеррористической защищенности включает также информацию о правилах оказания помощи пострадавшим от незаконных действий, а также проведения ответных операций.

Отметим, что паспорт антитеррористической защищенности способствует:

  • осуществлению мер безопасности для широкого круга объектов скопления масс людей;
  • повышению результативности и эффективности работы в совместном направлении усилий субъектов исполнительной власти с правоохранительными и силовыми органами по предотвращению или устранению последствий действия террористических, экстремистских групп и других антиобщественных актов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в детских садах г. Одинцово присутствуют все внешние меры противодействия терроризму, установленные законодательством РФ.

В свою очередь профилактическая работа с дошкольниками по противодействию терроризму, на наш взгляд, налажена не совсем. Если профилактическая работа со школьниками и студентами по противодействию терроризму сегодня ведется, то воспитанники ДОУ остаются неохваченными.

По мнению автора, начинать данную работу необходимо именно с детьми детсадовского возраста, ведь дошкольники представляют собой пласт, который очень хорошо впитывает информацию.

Так же, немаловажной задачей современных ДОУ является формирование гуманистической личности, признающей идею толерантности в межэтнических отношениях. Это так же будет и прекрасной профилактикой терроризма.

Дети, которые проявляют толерантность, признают то, что все люди различны по своему внешнему виду и интересам, положению и ценностям. При этом каждый имеет право жить на нашей планете, сохранив индивидуальность.

Задачей администрации ДОУ является создание всех необходимых психолого-педагогических условий, способствующих возникновению и поддержанию толерантности среди дошкольников. Этого можно достичь при готовности воспитателей и воспитанников к сотрудничеству и диалогу, а также при повышении их коммуникативной культуры.

Формирование у дошкольников чувства толерантности является длительным и сложным процессом. При прохождении данного пути осуществляется профилактика терроризма в ДОУ.

На начальном этапе данного процесса воспитатель должен обеспечить эмоциональный комфорт детям. Кроме того, он обязан привить дошкольникам способность к критическому мышлению, самоконтролю и сотрудничеству.

Однако действительность такова, что воспитатели, испытывающие эмоциональные перегрузки, выражают накопившуюся у них раздражительность через коммуникативную нетерпимость. Это отражается в неприятии индивидуальности ребенка и категоричности при оценке его знаний. Все указанные факторы негативно сказываются на поведении и физическом здоровье дошкольника. Однако этого не должно быть. В ДОУ непременно должен идти процесс формирования толерантного отношения между воспитателями и воспитанниками. При этом каждый ребенок должен быть признан им как значимая и ценная личность.

Умение договариваться и идти на компромисс, способность убедить в своей правоте без создания конфликтной ситуации сближает интересы воспитанников различных национальностей и вырабатывает непримиримость к проявлениям жестокости и агрессии. Такую работу непременно должна включать в себя принятая в ДОУ программа. Профилактика терроризма при этом будет максимально действенной.

С этой целью, например, 3 сентября 2016 года в дошкольных образовательных учреждениях г. Одинцово отмечали «День солидарности». Там проходили спортивные мероприятия, посадки цветов в память о детях, погибших в Беслане, и тематические занятия. В них приняли участие более 8 тысяч воспитанников детских садов. Но, к сожалению, на данный момент такие мероприятия проходят крайне редко. [9]

Так же считаем необходимым объяснять детям опасность и недопустимость следующих действий:

  • трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
  • брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
  • нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.

 Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Антитеррористическая безопасность в ДОУ может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует.

Таким образом, работа с воспитанниками в детских садах г. Одинцово на данный момент не является полной. Необходимо уделять больше внимания данному направлению, так как работа с дошкольниками по противодействию терроризму должна начинаться именно в ДОУ, пока ребенок находится в возрасте, более восприимчивом к получению информации.

При этом крайне важно выработать новые подходы и методы работы, чтобы не сломать психику ребенка, так как существующие рекомендации в массе своей нацелены на более старшую аудиторию. Считаем так же необходимым выработать рекомендации для педагогов дошкольного образования. Возможно, на фоне этого придется скорректировать программу их обучения в вузах с учетом новых реалий или организовать специальные курсы. [10] Специалистами предлагается так же привлечь к этой работе сотрудников Министерства образования и науки РФ, представителей Национального антитеррористического комитета и крупные университеты и институты, разрабатывающие педагогические рекомендации.

Библиографический список

  1. Добрынина И. Видеонаблюдение в детском саду: требования закона // URL: http://parta1.com/ru/blog/24995.html
  2. Закон Московской области от 4 мая 2005 г. № 110/2005-03 «О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями на 14 сентября 2016 года) // URL: http://docs.cntd.ru/document/5810808
  3. 3. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92779/
  4. 4. В Одинцовском районе проходят памятные мероприятия ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом // URL: http://odin.ru/news/?id=42450
  5. Общее и дошкольное образование РФ в информационном пространстве // URL: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2015/12/Monitoring-SMI-v-Obshhem-i-Doshkol-nom-obrazovanii-RF-609.pdf
  6. «СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) (ред. от 07.08.2014) из информационного банка «Строительство» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=STR&n=18251&rnd=228224.222719231&from=15220-0#0
  7. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ (действующая редакция, 2016) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
  8. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ (действующая редакция, 2016) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/
  9. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ (действующая редакция, 2016) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95720/
  10. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (действующая редакция, 2016) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
  11. «СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) (ред. от 07.08.2014) из информационного банка «Строительство» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=STR&n=18251&rnd=228224.222719231&from=15220-0#0
    ПРОБЛЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ Г. ОДИНЦОВО)
    в данной статье рассмотрена проблема противодействия терроризму в дошкольных учреждениях на примере г. Одинцово, проанализирована законодательная база противодействия терроризму в дошкольных учреждениях, меры противодействия терроризму в дошкольных учреждениях, выявлены недостатки мер противодействия терроризму в дошкольных учреждениях и даны практические рекомендации по их устранению.
    Written by: Унусян Ульяна Вячеславовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТРЕИНА
    Date Published: 01/05/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.11.16_31
    Available in: Ebook