30 Дек

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НОВАЦИЙ В ЗДРАВОХРАНЕНИИ: В ФОКУСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЕДИНЕНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Среди вопросов социально-экономического развития России на первом месте задачи укрепления, совершенствования и единения двух принципов общественных инноваций: развития человеческого капитала (творческого потенциала общественного индивида, совокупности его знаний, умений, талантов, способностей формирования объектов авторского права) и совершенствование социального капитала общественной кооперации и солидарности, взаимного доверия и поддержки [1].

В области совершенствования социального капитала действует правительственная программа новационного развития Здравоохранения до 2020 года, в которой акцент сделан на развитии новационного потенциала в здравоохранении. В тоже время в области развития человеческого капитала  лишь планируется создание условий для мотивации и привлечения молодых  специалистов в медицинскую науку. С этой целью планируется осуществить переход от традиционного линейного управления проектами, в котором доминирует административное звено, к системе реализации проектов в условиях распределенной научной среды (планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов, венчурного финансирования на реализацию собственных разработок  и др.). Механизм того что, зачем и как  в правительственном документе до конца не определён. В тоже время в области совершенствования социального капитала акцент сделан на внедрении новационных медицинских технологий, в частности ядерно-технологических. Во многих регионах освоение ядерно-технологических новационных медицинских технологий финансово обременительно, затратно по-времени и экономически невыгодно из-за кадрового дефицита, традиционного для России бюрократического стиля управления ресурсным обеспечением и человеческим капиталом. По данным круглого стола от 29 июля 2014г Новгородского отделения ОНФ, местные учреждения здравоохранения были оснащены в рамках программы модернизации здравоохранения дорогостоящей медицинской  техникой, которая в полную силу не работала [2]. В других случаях, наряду с дефицитом кадров, отмечаются дорогостоящие простои медицинской техники. Так, например, проверка деятельности правительства Волгоградской области за 2013 год счѐтной палатой города Волгограда [3] показала недостаточную эффективность государственных инвестиций в региональную медицину, модернизированную лишь на 64%.

В числе прочих причин сложившейся ситуации счетная палата Волгограда отметила недостаточность освоения финансовых бюджетных средств по программе «Модернизация здравоохранения» с фактами длительного простоя нового дорогостоящего медицинского оборудования из-за неподготовленности в медучреждениях мест для его установки и/или вследствие отсутствия для работы с ним квалифицированных врачебных кадров. В Волгоградском регионе, на фоне выявленных инвестиционных перекосов здравоохранения,  недостаточность развития новационного потенциала в здравоохранении компенсирует изобретательская деятельность врачебных кадров. Как показали пилотные исследования мнений врачебных кадров Волгограда [1; 4], успеху изобретательской деятельности препятствуют множественные институциональные факторы, из которых наиболее значимы: а) отсутствие благоприятной законодательно-правовой и финансовой поддержки; б) отсутствие работающих с врачами инвестиционных структур. Последнее время среди врачей изобретателей, занимающихся разработкой и внедрением собственных патентных разработок, отмечается снижение психологической готовности заниматься изобретательством [5]. Вследствие выше указанных причин, врачей–изобретателей активно используют зарубежные предприниматели в качестве интеллектуальных доноров, «играющих» на чужом поле и по чужим правилам. Типичным примером является «американский патент» для россиян американской компании «Milgrom & Associates».

Очевиден недостаток использования совокупного экономического и социально-значимого изобретательского потенциала практических врачей на российском рынке медицинских услуг. Потребность в изобретательской деятельности действующих врачебных кадров в Волгоградском регионе по данным опросов 2009г [1] и 2014г [4], отсутствие финансово благоприятной институциональной среды реализации объектов интеллектуальной деятельности врачебных разработок, востребованный интерес к участию в создании патентных объектов интеллектуальной собственности среди готовящихся врачебных кадров [6], это профессиональные реакции патриотически настроенных врачебных кадров на инвестиционные перекосы правительственных программ. На этом фоне для исправления сложившейся ситуации важно использовать возможности формирования благоприятной институциональной среды развития патентных разработок действующих и будущих врачебных кадров путем рационального использования  законодательной базы, обеспечивающей поступление в территориальные фонды  обязательного медицинского страхования (ОМС) соплатежей за полисы ОМС. В вопросах развития кадрового новационного потенциала здравоохранения, регионы могут сами обеспечить финансовую поддержку врачебных новационных разработок путём 25% отчислений от величины соплатежей за полисы ОМС, поступление которых ожидается в ближайшие годы в терфонды ОМС. Предложение введения соплатежей на уровне 18% от полного тарифа стоимости полиса ОМС содержится в подготовленном и опубликованным Минфином проекте основ бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Необходимо отметить, что стоимость полного тарифа ОМС в 2015 году составит 18,9 тыс. рублей, а размер соплатежа по услугам ОМС ожидается в размере 3,4 тыс. рублей в год. Размер 25% отчислений с одного соплатежа ОМС составляет 850,5 рублей. По данным Росстата 17% экономически активного населения, а это не менее 12 млн., заняты в неформальном секторе России. По предложенному сценарию, ежегодно, начиная с 2015 года 850,5руб умноженных на 12млн. превращаются в 10 млрд. 206 млн. руб., которые могут быть направлены на финансовую поддержку врачебных новаций. Сумма немалая, с учетом планируемых ежегодных ассигнований, составляющих от 17 до 23 млрд. руб/год по программе «Развитие здравоохранения в 2016-2020 гг». Кроме этого Минздрав уже приступил к разработке законопроекта об увеличении взносов в фонд ОМС. Впервые данная инициатива была озвучена Министерством финансов в июле 2014 года. Кроме того, глава ведомства министерства финансов Антон Силуанов предложил отчислять 5,1% в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с любых зарплат. Ожидается, что нагрузка возрастет только на тех работодателей, в штате которых числятся высокооплачиваемые работники — им придется платить не 10%, а 15,1% с зарплат выше 624 тыс. в год. По подсчетам министра, эта мера позволит получить дополнительно около 200 млрд. рублей в год. Отметим, что 5% отчислений от 200 млрд. рублей могут дать дополнительно до 10 млрд. руб. в год на региональное развитие «снизу» инновационного потенциала в отечественном здравоохранении. На основе отчислений из соплатежей за полис ОМС можно в регионах сформировать благоприятные условия для единения принципов развития общественных новаций на примере институциональной среды развития врачебных новаций (Рис.1). Путём реализации дополнительных отчислений с высоких заработных плат также может быть обеспечен механизм единения развития общественной кооперации и врачебно-новационного потенциала в здравоохранении.

Рис.1.Схема развития общественных новаций в здравоохранении через формирование институциональной среды врачебных новаций.

Выводы.

  1. В региональном здравоохранении Волгограда отмечаются инвестиционные перекосы государственных инноваций и одновременно патриотически стихийное развитие новационно-изобретательской деятельности врачебных кадров, не имеющих благоприятной законодательно-финансовой поддержки.
  2. На региональном уровне из средств соплатежей территориальных фондов ОМС, при непосредственном участии органов местной власти и профессиональных врачебных организаций, может быть сформирован финансовый инструмент регионального обеспечения единения двух принципов общественных новаций в здравоохранении и устранены «врачебные» вызовы инвестиционным перекосам в здравоохранении.

Литература

  1. Врачи о правовом обеспечении разработок и внедрений отечественных объектов патентного права в здравоохранение. А.Ф.Апухтин, В.В.Деларю, А.А.Горбунов. Ж.Медицинский альманах. 2011.,№4(17)., С.14-15.
  2. Новгородские медики: техникой мы оснастились, но работатьна ней не кому. Источник URL:www.regnum.ru/news/polit/1830500.html. Опубликовано 29.07.2014.
  3. Волгоградская медицина модернизована только на 64%.Аудиторы винят чиновников. Источник URL:http://fedpress.ru/news/society/news_society/ 1397732254-volgogradskaya-meditsina-modernizirovana-tolko-na-64-ot-plana-auditory-vinyat-chinovnikov/2014/17/04.
  4. Апухтин А.Ф. Мнения врачей о технической оснащѐнности регионального здравоохранения и внедрениях врачебных новаций за пять лет. Вестник ВолгГМУ (Journal of VolgSMU).ISSN 1994–9480. 2014.,№2 (50),С.17-19.
  5. Апухтин А. Ф.,Апухтина М. В. Психологические проблемы и трудности инновационного развития практической медицины регионального уровня./ Медицина в ХХI веке: тенденции и перспективы. Международная научная интернет конференция: материалы конф.(Казань 16 апреля 2014г.) /Сервис виртуальных конференций Pax Grid; сост. Синяев Д.Н.-Казань:ИП Синяев Д.Н., 2014.(281с).-С.12-13.
  6. Апухтин А.Ф. Стратегия инновационного развития здравоохранения в компетенциях врачебных кадров. ЭНИ.Забайкальский медицинский вестник. 2014., №1. С. 94-97.
    ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НОВАЦИЙ В ЗДРАВОХРАНЕНИИ: В ФОКУСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЕДИНЕНИЯ
    Written by: Апухтин А Ф.
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/15/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook