30 Дек

ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РЕСПУБЛИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Сегодня в мире проблеме экстремизма уделяется повышенное внимание. Мы видим, что экстремизм проявляется в разных странах (развитых и развивающихся) и в самых разных сферах жизнедеятельности: в политической, экономической, социальной, религиозной, получая распространенность в различных группах населения, особенно у молодежи. Это актуализирует вопросы, связанные с выявлением потенциала молодежного экстремизма и противодействия ему [1,2].

В данной статье изложены некоторые результаты, полученные авторами в процессе изучения особенностей молодежного экстремизма в рамках социологического опроса, проведенного в трех республиках ПФО (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика) при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве» (ГК №14.740.12.1346).

Результаты опроса свидетельствуют, что у молодежи сегодня российская гражданская идентичность сформирована на довольно высоком уровне, что служит залогом целостности российского государства. В тоже время для определенной доли представителей титульной нации статус «гражданина своей республики» сохраняет значимую роль.

Несмотря на то, что исследование не выявило значительной доли опрошенных склонных идентифицировать себя по национальному или религиозному признаку, нельзя сказать, что национальная и религиозная принадлежности являются незначимыми для современной молодежи. Результаты исследования в Республике Татарстан свидетельствуют, что 18% опрошенных считают, что национальность «очень значима»  для них. Такой же точки зрения придерживаются 18% опрошенных в Республике Башкортостан  и 10% опрошенных в Удмуртской Республике. Особо значима национальность для татар и башкир. Однако принадлежность к конкретной национальности, по мнению опрошенной молодежи, не дает каких-то особенных преимуществ, то есть является ценностью сама по себе.

Определенным потенциалом для радикальных идеологий может являться то, что у некоторой доли молодежи наблюдается повышенная оценка своей национальности по сравнению с другими национальностями. Так, среди опрошенных в Республике Татарстан 36% опрошенных отметили, что их национальность в чем-то лучше других. В  Республике Башкортостан такой точки зрения придерживаются 43% опрошенных, в Удмуртской Республике 37%.

Анализ отношения респондентов к представителям различных национальностей свидетельствует о достаточно высокой степени толерантности в Республике Татарстан, однако можно усматривать и признаки некоторой напряженности. В первую очередь это проявляется в отношениях русских и татар в Республике Татарстан между собой, где татары в гораздо большей степени склонны положительно относиться к русским, русские же в целом склонны говорить о своем нейтральном отношении к татарам. В Республике Башкортостан в отношениях небольшой части татар и башкир между собою можно отметить некоторые признаки конфликта. Между русскими и удмуртами в Удмуртской Республике превалируют положительные отношения.

Отношение к представителям славянских национальностей у молодежи в обследуемых республиках в целом положительное, а к выходцам с Кавказа и из Средней Азии в целом нейтральное.

Значительная доля представителей молодежи считает себя верующими, однако при этом не соблюдает строго религиозные обряды и обычаи. В Республике Татарстан считают себя верующими, но не соблюдают обряды и обычаи 49% русских и 62% татар. Соблюдают обычаи и обряды 13% русских и 15% татар. В Республике Башкортостан среди русских считают себя верующими, однако при этом не соблюдает строго религиозные обряды и обычаи 48,8% опрошенных, среди татар – 63%, среди башкир – 61%. Соблюдают обычаи и обряды 14% русских, 13% татар, 19% башкир. В Удмуртской Республике среди русских считают себя верующими, однако при этом не соблюдает строго религиозные обряды и обычаи 49% опрошенных, среди удмуртов – 42%. Соблюдают обычаи и обряды 11% русских и 20% удмуртов.

Для верующей молодежи религия обладает значимостью. В Республике Татарстан среди исповедующих православное христианство на значимость этой религии для себя указали 63%, среди исповедующих ислам – 75%.

В Республике Башкортостан среди исповедующих православное христианство на значимость этой религии для себя указали 65%, среди исповедующих ислам – 76%. В Удмуртской Республике среди исповедующих православное христианство на значимость этой религии для себя указали 65%. Ислам оказывает большее влияние на жизнь респондентов, исповедующих его, по сравнению с православием.

Подавляющая часть верующих респондентов не считает, что исповедуемая религия в чем-то лучше других. Тем не менее, в Республике Татарстан среди исповедующих ислам 11% опрошенных отметили, что эта религия лучше других, среди исповедующих православие на то, что эта религия лучше других указали 9% опрошенных. В Республике Башкортостан среди исповедующих ислам 14% опрошенных отметили, что эта религия лучше других, среди исповедующих православие на то, что эта религия лучше других указали 17% опрошенных. В Удмуртской Республике среди исповедующих православие 15% опрошенных отметили, что эта религия лучше других.

Уровень конфликтности опрошенных в республиках, где проводилось исследование, не высок. Рассматривая ситуацию конфликта с человеком другой национальности или вероисповедания, опрошенные в своих ответах отмечают, что не склонны к радикальным действиям. Однако в Башкортостане и Татарстане 16% лично сталкивались с такими конфликтными ситуациями. В Удмуртии доля сталкивающихся с конфликтами составляет 7%. Как правило, появления неприязни проявляются в форме грубости и оскорблений в общественных местах, презрительных кличек, хулиганских действий, физического насилия.

Необходимо отметить, что некоторые экстремистские действия находят одобрение у небольшой части молодежи. К таким «одобряемым» экстремистским действиям относятся действия, основанные на неприязни к мигрантам из Средней Азии и с Кавказа, но не связанные с физическим насилием. Такое одобрение наблюдается на фоне «героизации» и «романтизации» экстремистских действий некоторыми представителями молодежи.

Уровень конфликтности между представителями различных национальностей оценивается  молодежью как средний (в Удмуртии – низкий), между представителями различных конфессий – как низкий. Фиксируется наличие конфликта между богатыми и бедными, населением и властью.

Таким образом, в целом результаты массового опроса свидетельствуют о стабильной ситуации в обследуемых республиках и достаточно низком потенциале молодежного экстремизма.

 

Список литературы:

  1. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Алексеев С.А., Липатова Т.Н. Особенности гражданского самосознания и патриотизм в молодежной среде Республики Татарстан // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 6. С. 265-268.
  2. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Алексеев С.А. Особенности социального и социокультурного статусов молодежи, формирующих предрасположенность к вовлечению в экстремистскую деятельность // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 13. С. 245-247.
    ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РЕСПУБЛИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
    Written by: Зинурова Раушания Ильшатовна, Тузиков Андрей Римович, Алексеев Сергей Анатольевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/15/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook