23 Июн

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЮГА РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современных модернизирующихся условиях российского общества происходит трансформация института правового образования. При этом, система правового образования начала свое становление в первой половине 90-х гг. ХХ в. В начале же XXI века разнообразные курсы правового обучения становились более содержательными и выстраивались в образовательную систему, которая находила свое отражение на начальном этапе обучения и продолжалась в дальнейшем. Такая система способствовала основательному изучению правовых вопросов, и это повлияло на общественное осознание важности роли права и государства в современных социально-экономических условиях развития общества.

В Российской Федерации характерной особенностью современной образовательной системы является наличие в ней двух основополагающих элементов. К ним относятся:

1) воспитание;

2) обучение [1, с. 37].

При этом, процессом воспитания и обучения должны руководить разнообразные учебно-воспитательные учреждения, который имеет основную цель удовлетворение потребности обучаемых в получении знаний и навыков.  Образовательный процесс в своем построении основывается на требованиях, зафиксированных в государственных образовательных стандартах. По окончании образования выпускники получают соответствующие документы государственного образца (сертификат, удостоверение, аттестат, дипломы различного характера). Образовательная система должна обеспечивать обучаемых соответствующими знаниями и навыками, которые необходимы для успешной жизнедеятельности в современном мире [4, с. 127].

Образовательная система в нашей стране это сфера, которая относится к наиболее важным и приоритетным социальным элементом в современном мире. При этом, одним из основных компонентов образования является правовое образование, которое направленно на правовое просвещение граждан на всех уровнях образовательной деятельности.

В соответствии с программами школьного образования предметами, направленными на правовое обучение являются: «Основы права», «Граждановедение», «Обществознание» и др., способствующие развитию знаний и навыков в правовой сфере, а также формированию позитивного правосознания [3, с. 236].

В систему СПО и ВПО в рамках правового обучения включены специальных юридических дисциплин, но еще и такие науки как политология, история, социология, культурология, психология и др., которые позволяют формировать правопонимание, правосознание личности. Помимо обучения специальным правовым дисциплинам в систему правового образования важно включить гуманитарный и естественнонаучный блок, ибо это является залогом успеха в достижении формирования правомерного поведения граждан.

Современная ситуация в России характеризуется тем, что в общественном сознании право не воспринимается как основная социокультурная ценность. Помимо всего прочего, обновилась законодательная база, накопился соответствующий правоприменительный опыт и более явно обнаруживается разница между обновленным законодательством и степенью правосознания и правопонимания людей. Также в настоящее время можно столкнуться с тем, что уровень правовой культуры и юридической грамотности людей не высок, либо вовсе отсутствует. И основными факторами являются безразличие, отсутствие веры, либо нежелание признавать право как основную социокультурную ценность. В связи с этим, проблема правового образования и правовой культуры является для государства наиболее приоритетной.

При этом, появляется острая необходимость уделять особое внимание развитию правового образования современной молодежи. Поэтому в современный период важно проводить комплексное правовое просвещение граждан, которое может быть реализовано посредством целенаправленного воздействия государственных институтов правового информирования, законных общественных и политических организаций, средств массовой информации, образовательных учреждений, призванных обеспечивать граждан знаниями о нормах действующего законодательства. А также, в целях правового просвещения важное место отводится семейному воспитанию, так как взгляды, потребности, интересы, нравственные ценности, духовное богатство личности, способности во многом зависят от того в каких условиях и как воспитывалась личность в детстве. В семье закладываются основы понимания ребёнком моральных, нравственных ценностей, социальных норм, культурных традиций, правомерного поведения.

Основой правового образования является формирование современного правового мышления, правосознания и правопонимания, а также привитие молодому поколению терпимости (толерантности) и миролюбия в отношении окружающих, что позволит молодежи жить свободно и мирно сосуществовать в современном многонациональном обществе [2, с. 258].

Основными задачами правовообразовательной деятельности, направленной на формирование правового сознания относятся:

  • формирование системы знаний о праве;
  • укрепление правовой убежденности;
  • формирование мотивов, норм и принципов правомерного проведения в современных социокультурных условиях развития общества.

Для реализации целей и задач правового образования необходимо воспитывать у молодых людей граждан России реальное представление о месте и роли права в жизнедеятельности всех и каждого члена современного общества, что, безусловно, позитивно скажется на повышении авторитета России как европейского демократического правового государства и становлении в России гражданского общества [2, с. 314].

В связи с вышеизложенным, мы приходим к выводу, что в современных социокультурных условиях развития общественного устройства, качественная система правового образования, включающая два основных компонента правовое обучение и воспитание, с учетом толерантности как основной правовой ценности, направленная на молодое поколение Юга России позволит достигнуть стабильности в развитии, как молодых людей, так и региона в целом. Помимо этого, система правового образования в поликультурном пространстве Юга России со всеми присущими ей компонентами будет способствовать мирному, бесконфликтному и толерантному (терпимому) сосуществованию граждан региона, а также установится позитивное взаимодействие между властью, правом и молодежью.

Таким образом, в современном поликультурном пространстве Юга России особо актуальной становится проблема повышения уровня правосознания, правопонимания и правообразованности каждой личности, и общества в целом.

Список литературы:

  1. Айвазян, О.О. Правовое воспитание молодежи в современных социально-экономических условиях региона / О.О. Айвазян // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. — Майкоп, 2012. — С. 37.
  2. Зубова, Я.В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России: дис. … докт. соц. наук / Я.В. Зубова. — Майкоп, 2010. — 341с.
  3. Колотилин, А.В. Правовое образование в России как важнейшее условие повышения правового сознания и правовой культуры общества. Россия в ВТО: проблемы, задачи, перспективы. Сборник научных статей / А.В. Колотилин // Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. — СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2012.- Вып. 13. — 364 с.
  4. Саакян, М.В. Пути повышения правовой культуры российского общества / М.В. Саакян // Вестник Адыгейского государственного университета. —  — Вып. 2. — С. 127-129.
    ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЮГА РОССИИ
    В статье рассматриваются особенности правового образования в поликультурном пространстве Юга России. С точки зрения автора, для реализации целей и задач правового образования необходимо воспитывать в молодых людях гражданах России реальное представление о месте и роли права в жизнедеятельности всех и каждого члена современного общества, что, безусловно, позитивно скажется на повышении авторитета России как европейского демократического правового государства и становлении в России гражданского общества.
    Written by: Кукушкина Аида Александровна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/17/2016
    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
    Available in: Ebook