30 Апр

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Важная составляющая обеспечения безопасности любого государства – это защита населения и территорий от рисков, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Данная деятельность, возложенная на МЧС России, носит как защитный, так и предупредительный характер. Основным профилактическим инструментом признается организация и проведение информационно-разъяснительной работы.

Актуальность данного исследования обоснована тем, что эффективная по своему воздействию информационно-разъяснительная работа МЧС России напрямую связана с сохранением жизни человека и обеспечением ее безопасности. Таким образом, грамотно выстроенная информационная кампания в конечном итоге не только способствует возникновению партнерских отношений между государством и его гражданами, но и выстраивает особый тип культуры жизни – тип безопасного поведения в быту.  Оценка эффективности данной информационно-разъяснительной, пропагандистской деятельности МЧС России имеет, таким образом, принципиальное значение.

Для исследования информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности Главного управления МЧС России по Республике Бурятия рассмотрим понятие информационной компании. По мнению Е. А. Блажнова, информационная кампания – это комплексное и многократное использование PR-средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации [1].

Сегодня МЧС в глазах общественности является частью единой системы обеспечения безопасности населения. Поэтому важнейшей составляющей информационной кампании является разъяснение населению позиции и намерений государства в области безопасности. Поскольку именно СМИ являются сегодня главным средством формирования общественного мнения, то становится ясно, насколько велико значение правильно организованной работы со СМИ и общественными организациями. Поэтому основной упор делается на работу по предупреждению пожаров. И как логическое продолжение этого направления – на обучение населения поведению в экстремальной ситуации.

Для оценки эффективности информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности ГУ МЧС России по Республике Бурятия авторами были разработаны следующие группы показателей эффективности информационной кампании:

  • Объективные показатели (статистические данные по основным причинам пожаров за 2010-14 гг. предоставленные Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия. Статистический анализ);
  • Показатели общественной оценки (Опрос общественного мнения по отношению к Главному управлению МЧС по Республике Бурятия);
  • Показатели информационной активности (изучение информационных сообщений Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, ивент и контент – анализы).

Таблица 1

Объективные показатели по пожарам Республики Бурятия
(за период 2010-2014 гг.)

Объективные показатели

(основные причины пожаров)

Количество пожаров/количество погибших

2010 2011 2012 2013 2014
поджог 298/0 275/0 279/9 287/2 268/2
неисправность производственного оборудования 1/0 2/0 2/0 5/2 3/0
неправильная эксплуатации электронного оборудования 306/21 318/20 320/24 322/28 311/36
при проведении эл. газосварочных работ 21/0 16/0 18/0 11/0 17/0
взрывы 1/0 2/0 2/0 0/0 2/0
самовозгорание веществ и материалов 1/0 0/0 2/0 1/0 0/0
возгорание печей 170/5 202/3 220/8 201/7 225/4
возгорание теплогенерирующих установок 4/0 7/0 9/0 7/0 7/0
возгорание бытовых и газовых устройств 11/1 9/0 3/0 5/1 4/5
неосторожное обращение с огнем 578/74 493/80 426/62 404/67 392/68
в том числе неосторожное обращение с огнем (при курении) 164/51 159/60 135/33 175/52 178/47
неосторожное обращение с огнем детей 71/3 60/2 48/1 56/3 42/0
грозовые разряды 5/0 1/0 4/0 1/0 5/0
неустановленные причины 1/0 0/0 0/0 0/0 3/2
неисправность транспортных средств 58/0 63/0 56/0 68/0 86/1
Прочие причины 1/0 3/0 0/0 1/0 2/0
ИТОГО 1527/107 1451/106 1389/104 1369/110 1367/118

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что количество пожаров с каждым годом снижается

Основной причиной возникновения пожаров, приведших к гибели людей, является неосторожное обращение с огнем, отметим, что половина пожаров происходит по причине именно неосторожного обращения с огнем при курении.

Рисунок 3 – Основные причины пожаров с 2010 по 2014 гг.

За период с 2010 по 2014 годы в Бурятии произошло 7103 пожаров, в результате которых погибли 545 человек, травмированы — 337. Огнем уничтожены 2498 строений, 486 единиц автотракторной техники. Ущерб составил 2470653 млн. рублей. Причинами пожаров на объектах и в жилищно-бытовой сфере явились нарушение правил пожарной безопасности и неисправность технологического оборудования.

Опрос «Оценка эффективности информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности ГУ МЧС России по Республике Бурятия». Было опрошено 100 человек, от 12 до 50 лет. Мужчин – 32 человека, женщин – 68. В основном это работники частных компаний, учащиеся школ и ВУЗов.

Были разработаны следующие показатели общественной оценки:

  • Осведомленность;
  • Удовлетворенность.

Данные показатели были раскрыты благодаря методу опроса. Осведомленность населения в области обеспечения пожарной безопасности выяснялась с помощью таких вопросов, как «Какие основные правила пожарной безопасности в быту?», «Какие социально-профилактические мероприятия проводит Главное управление МЧС России по Республике Бурятия?».

Удовлетворенность населения деятельностью в области обеспечения пожарной безопасности выяснялась с помощью следующих утверждений: ГУ МЧС проводит мероприятия в достаточной мере, население республики достаточно информировано о правилах пожарной безопасности, население республики достаточно информировано о действиях в случае пожара в быту.

Основные правила пожарной безопасности, которые отметили респонденты:

  • При пожаре вызвать пожарную охрану, эвакуироваться–16%;
  • При обнаружении оголенных проводов вызывать электрика, поддерживать в исправном состоянии электрооборудование–32%;
  • В случае пожара звонить по номеру «01», с сотового «010»–12%;
  • В случае пожара обесточить электроприбор, квартиру– 18%;
  • Выключать проверять электроприборы, уходя из дома–42%;
  • Не курить дома, в постели–24%;
  • Не давать детям спички–18%;
  • Не пользоваться неисправными электроприборами–20%;
  • Не оставлять открытые газовые приборы без присмотра–10%;
  • Легковоспламеняющиеся предметы держать специальной таре в безопасном месте–14%;
  • Тушить возгорания водой, песком, либо закрыть плотной тканью–18%;
  • При пожаре закрывать окна, для того чтобы огонь не распространялся– 10%;
  • Огнетушитель должен находиться в доступном месте–10%;

В результате опроса было выяснено, что основные правила пожарной безопасности знают и помнят большинство респондентов. Это говорит о том, что информационно-пропагандистская работа МЧС с населением проводится.

Источники знаний о правилах пожарной безопасности:

Рисунок 4 – Источники знаний о правилах пожарной безопасности

Основным источником знаний по правилам пожарной безопасности среди опрошенных является – школа, именно с школьного возраста лучшего всего происходит привитие норм безопасного поведения.  На втором месте по количеству выбранных ответов стоят родители и семья, это еще раз доказывает то, что привитие навыков безопасного поведения происходит эффективнее всего в детстве от окружающих людей. На третьем месте источником получения знаний о пожарной безопасности среди населения является СМИ, отметим, что основная профилактическая работа МЧС проводится именно в СМИ, однако только 16% респондентов отметили данный источник. Также эффективны специальные рекламные материалы, распространяемые МЧС их отметили 12% респондентов, социально-профилактические акции и социальную рекламу отметили как источник знаний по 10% респондентов. Интернет, информацию МЧС в СМИ как источник знаний отметили 8% респондента, в то время как, ГУ МЧС России по РБ ведет активную пропагандистскую деятельность именно в СМИ и интернете.

С утверждениями, о том, что ГУ МЧС России по Республике Бурятия проводит мероприятия по профилактике в достаточно мере, население достаточно информировано о правилах пожарной безопасности и о действиях в случае пожара в быту согласны более половины опрошенных. В целом, можно сделать вывод о том, что население республики осведомлено о проводимой информационно-пропагандисткой деятельности базисного субъекта, а также в достаточной мере удовлетворено результатами данной работы.

Таким образом, по анализу информационной кампании можно сделать вывод о том, что кампания проводится успешно. Население информировано о работе МЧС, информационные сообщения формируются верно. Однако, необходимо проработать каналы освещения в СМИ, разработать методы привлечения журналистов на мероприятия, при создании информационного сообщения учитывать основные причины пожаров.

Литература

  1. Блажнов Е.А. Public Relations: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. – М.: 2005. -267 с.
  2. Петров С.В., Михайлов А.А., Гинко В.И. Пожарная безопасность: Учебное пособие: – Шуя: Изд.-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 148 с.
  3. Рогожин М.Ю. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации – СПб.: Питер, 2011. – 176 с.
  4. Турков А. С. Безопасность людей при пожарах. Становление системно-вероятностной концепции и методологии. М.: ФГБУ ВНИИПО, 2012. – 361с.
    ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ
    В статье рассматривается информационная кампания Главного управления МЧС России по Республике Бурятия в области обеспечения пожарной безопасности. На основе анализа результатов информационной кампании делается вывод, что население информировано о мерах пожарной безопасности, но необходимо шире использовать каналы освещения в СМИ.
    Written by: Иванова Дарья Данииловна, Тонхоноева Антонида Антоновна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/14/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
    Available in: Ebook