30 Дек

МОЛОДЕЖНЫЕ ЛИДЕРЫ КАК ОПОРА МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Органы местной власти сегодня в России все еще находятся в процессе становления и развития. Многие видные отечественные ученые, общественные деятели и политики обращают внимание на различные препятствия на пути формирования крепкой системы местного самоуправления.

Основной проблемой на пути становления органов местного самоуправления большинством исследователями признается нежелание населения участвовать в жизни местного сообщества. Граждане нашей страны, объединенные общностью территории не всегда готовы выходить с инициативами на местном уровне, предпочитая «отсидеться» или делегировать такую возможность государственным и муниципальным служащим, занимающимися данной деятельностью профессионально. Истоки такого поведения кроются в российской ментальности и надежде на то, что «Государство за нас подумает», привитой с древности.

Но сегодня условия меняются. Демократическое развитие страны и рыночные отношения выводят требования к развитию гражданского общества на новый уровень. Гражданское общество в развитом демократическом обществе является центральным звеном общественного контроля государственной и муниципальной власти, способной влиять и подчинять органы власти.

Понятно, что определенные проблемы на пути развития гражданского общества проявляются по причине присутствия во власти людей старой «советской закалки», хорошо помнящих времена СССР и тотального директивного управления. «Но уже спустя 23 года с момента падения советского государства, управленцы и администраторы старой системы начинают заменяться сначала людьми, взращенными Перестройкой, а затем и молодежью 90-х гг. молодого Российского государства, с республиканской формой правления и федеративным устройством». [1, c. 32]

Молодежь в российском обществе представляет собой наиболее активный и динамичный слой. Основной причиной этого является инициативность и креативность молодых людей. Данный факт раскрывает огромный позитивный потенциал данной социально-демографической группы населения. В настоящее время государство, совместно с некоторыми общественными объединениями стремится использовать энергию молодых людей в созидательных целях. Для этого была пересмотрена долгосрочная молодежная политика государства и местных органов власти до 2020г., под которую были заложены значительные финансовые средства в бюджеты страны, регионов и муниципалитетов. Приоритетными направлениями молодежной политики стали профилактика и преодоление общественной напряженности в молодежной среде, а также обеспечение их прав и социальных гарантий государством. В данном направлении очевидна заинтересованность государства по обеспечению взаимовыгодного сотрудничества и эффективной работы между органами власти и представителями молодого поколения с целью преодоления противоречий и недовольств. Примером несоблюдения данных условий является сложившаяся ситуация в соседнем государстве.

В конце 2013 – начале 2014г. на территории Украины при активной финансовой поддержке различных политических элит и иностранных политических сил и НКО силами украинской радикально-экстремистской молодежи был осуществлен государственный переворот и парализована работа большинства государственных учреждений. Происходящие события заставили наших лидеров еще раз задуматься об осуществлении эффективной молодежной политики для предотвращения подобных экстремистских объединений в молодежной среде. С целью изоляции экстремистов от молодежного сообщества, представители власти и гражданского общества должны стремиться к созданию условий для самореализации молодежи и ее активного включения в общественно-политические процессы, в том числе в управление государством и местным сообществом.

Одним из наиболее доступных и перспективных способов является активное приобщение молодых людей к управлению на местном уровне, к которым относятся органы законодательной и исполнительной власти муниципалитетов городов, районов, сельских и городских поселений.

Основными средствами претворения молодежной политики государства и вовлечения молодежи в управленческие отношения стали молодежные организации и движения, обладающие важным качеством формальности, т.е. законодательно закрепленные. «За бортом» остались неформальные молодежные группы, а также различные клубы «по интересам». Причина кроется в том, что большинство неформальных молодежных организаций либо чрезвычайно малы и не обеспечивают представление интересов больших масс, либо имеют крайние радикальные и деструктивные общественно-политические взгляды, что вредит созидательной составляющей молодежной политики.

Центральными элементами молодежной организации (вне зависимости от степени ее формальности) являются их лидеры. В неформальных организациях ими становятся самые опытные, авторитетные и коммуникабельные ее члены, выдвигаемые в руководители стихийно. Преимущество этих лиц в том, что они были признаны в качестве авторитетов в данной группе и могут достаточно оперативно ее мобилизовать. За молодежным лидером пойдут добровольно, в противном случае, лицу ослушавшемуся будет высказано общественное порицание, вплоть до изоляции и исключения из группы.

В то же время в формальных молодежных группах руководителями могут стать как признанные лидеры, так и назначенные со стороны органов власти лица. Соответственно, и степень управляемости данной организации будет различной.

В первом случае, когда лидер и руководитель являются одним лицом, все ее члены, также как и в неформальной организации, обладают высокой степенью мобилизации и управляемости. Однако здесь кроется важный недостаток данной модели: лидер оказывается, зажат между потребностями и ожиданиями группы, из которой выдвинут, и грузом ответственности, наложенным органами власти, совместно с полномочиями руководителя. «В этих условиях возникает необходимость лавирования между интересами группы и ответственностью перед вышестоящим руководством, требующим исполнения того, что чаще всего противоречит мнению членов молодежных организаций». [2, с. 165] К сожалению, в последнее время лидеры, следуя ценностям нового общества, все чаще стали выбирать второй вариант. Впоследствии лидеры теряют доверие, а затем и авторитет выдвинувших его, и пополняют ряды государственных и муниципальных служащих. Из этого мы получаем второй вариант.

Во втором случае, лидер и руководитель – разные лица, и это определяет важность компромисса между ними. В условиях российской действительности данный вариант становится более востребованным, чем первый. Положительными сторонами можно выделить более гибкую настройку молодежной организации, соответственно одновременно ожиданиям ее членов и мнению государственных органов власти. Недостатки данной модели проявляются при несоблюдении принципа взаимоуважения. Результатом этого становится массовый отток членов молодежной организации.

Также в данном примере определяется еще одна достаточно важная проблема: соотношение возможностей внешнего регулирования и саморегуляции молодежных организаций. Определять, границу автономности членов организации и дозволенного властями, должны именно неформальный лидер и руководитель. В связи с последними событиями, разумеется, государственная и муниципальная власть будет изолировать наиболее радикальную молодежь в политической свободе, используя различные рычаги влияния, прежде всего социальные и экономические.

В то же время радикально настроенные молодые люди всегда выходили инициаторами социальных потрясений, в том числе и в нашей стране (можно вспомнить студенческие волнения конца XIX в.). Соответственно, можно ожидать роста протестных настроений среди основной части молодежи, подстрекаемой радикалистами в их среде.

Таким образом, мы можем определить важность диалога между лидерами молодежных организаций и государственными и муниципальными органами власти, а в перспективе и дальнейшее привлечение лидеров к обеспечению исполнения молодежной политики.

В последнее время это стало возможно посредством создания молодежных общественных палат (парламентов) органах власти различного уровня, исполняющих консультативные и совещательные функции. Это перспективное направление работы с молодежью, появившееся благодаря инициативе молодежных организаций в нескольких регионах РФ, в том числе Республике Башкортостан.

«Под эгидой Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политики из числа лидеров молодежных организаций была создана инициативная группа по созданию Молодежной общественной палаты. Членами инициативной группы были разработаны типовое Положение и Регламент работы, определяющие цели и задачи деятельности молодежного парламента». [3] Большинство лидеров-инициаторов были избраны в Молодежную общественную палату при Курултае РБ первого созыва, первое заседание которой состоялось 23 ноября 2007г. Данный орган до сих пор обеспечивает эффективный диалог между высшим законодательным органом региона и молодежью всей республики.

Эффективное выполнение эксперимента на уровне субъекта, подтолкнуло молодежное парламентское движение на создание палат и при муниципалитетах региона. В частности, в 2009г. была создана Молодежная общественная палата при Совете городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Данный орган обеспечил приобщение молодежи к управлению на местном уровне, через лидеров городских молодежных общественных организаций.

Таким образом, проанализировав вышесказанное можно сказать, что молодежное лидерство только начало раскрывать свой потенциал в сфере управления общественными отношениями. Данный факт может повысить эффективность, как местной власти, так и всей страны и в то же время обеспечит диалог между поколениями, а также властями и молодежными организациями. Это в свою очередь позволит избежать социальных потрясений и изолировать деструктивные элементы в обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Панынин В.Е. Концептуальные основы изучения государственной молодежной политики. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 115 с.
  2. Хозинов Р. Р. Использование метода моделирования в исследовании лидерства в молодежной среде // Теоретико-методологические проблемы естественнонаучных методов в гуманитарных науках: Материалы международной конференции: сб. ст. / под общ. ред. Р.Т. Насибуллина. – Уфа: Издательство «АЕТЕРНА», 2014. – 688 с.
  3. Официальный сайт Молодежного парламентского движения России. URL: http://www.newparlament.ru/workspaces/about/85 (дата обращения: 28.12.2014г.)
    МОЛОДЕЖНЫЕ ЛИДЕРЫ КАК ОПОРА МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
    Written by: Хозинов Райиль Рашидович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/16/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook