30 Дек

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Для всех людей с ограниченными возможностями в нашей стране предусмотрены льготы. Лица с ограниченными возможностями имеют право на получение пенсии по инвалидности и начисление им, в зависимости от группы инвалидности, ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Определенная часть ЕДВ представляется в денежном эквиваленте, а часть предоставляется в виде так называемого социального пакета. Обеспечение ЕДВ предусмотрено Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а право на получение набора социальных услуг инвалидам гарантирует Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[1].

Структура ежемесячной денежной выплаты лицам с ограниченными возможностями представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 . Структура ежемесячной денежной выплаты лицам с ограниченными возможностями

Согласно законодательству можно заменить часть социальных услуг или полностью весь социальный пакет деньгами. Вопрос отказа от льгот лекарственного обеспечения весьма не желателен, особенно хронически и тяжелобольным людям. Поскольку многие лекарственные средства достаточно дорогостоящие, и в случае отказа человек с ограниченными возможностями не имеет возможности приобретения лекарства за счет средств федерального бюджета. Восстановление льготы на лекарственные средства, безусловно, возможно, однако, только с 1 января года, следующего за годом подачи заявления о возобновлении льгот. То есть, если заявления о возобновлении льготы на лекарственные средства подано 4 апреля 2014 года (заявление необходимо подать до 1 октября 2014 года), льгота будет возобновлена с 1.01.2015года. При этом ряд препаратов, скажем, дорогие средства, необходимые при онкологических патологиях, могут понадобиться в 2014 году. По этой причине необходима большая разъяснительная работа[4].

Чтобы человек с ограниченными возможностями мог получать денежную часть ЕДВ, а также для его постановки на учет по получению льготных лекарственных средств, он должен обратиться по месту жительства, пребывания или фактического проживания, в территориальное отделение Пенсионного Фонда и предоставить ряд документов. Порядок оформления и выдачи нужных лекарств можно узнать: у лечащего врача; в организации выдавшей страховой полис; в территориальном фонде обязательного медицинского страхования. В социальный пакет, который предоставляется лицам с ограниченными возможностями, включена услуга обеспечения необходимыми лекарствами, ИМН в соответствии со стандартами медицинской помощи. Лекарственные средства отпускаются строго по рецептам врача. На основании предоставленных документов лечащий врач выписывает инвалиду льготный рецепт на необходимое лекарство. Лекарственный препарат может быть выписан только в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665[2].

Схема постановки на учет по получению льготных лекарств приведена на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема постановки на учет по получению льготных лекарств.

Существует утвержденный перечень категорий заболеваний и групп, для которых при амбулаторном лечении лекарственные средства и ИМН отпускаются бесплатно. Отдельный перечень существует для граждан, которым лекарственные препараты отпускаются со скидкой в 50%, а так же перечень групп населения с правом на бесплатное получение лекарств по рецептам врачей при амбулаторном лечении. К этим группам относятся: инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств; сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, которые получили инвалидность вследствие увечья, ранения, контузии при исполнении служебных обязанностей; родители, в случае, если они не вступили в повторный брак супруга (супруг) погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях различных государств; все инвалиды, имеющие первую группу, неработающие инвалиды второй группы, дети – инвалиды. Для детей-инвалидов бесплатно отпускаются помимо лекарств, по рецептам врачей, перевязочные средства, моче, калоприёмники. На приобретение лекарственных средств с 50-процентной скидкой по рецептам врачей обладают правом: пенсионеры, которые получают пенсию по старости, по случаю потери кормильца в минимальном размере, по инвалидности. Для получения льготного рецепта предъявляется пенсионное удостоверение, имеющее на последней странице штамп “Имеет право на 50-процентную скидку со стоимости лекарств” Данная льгота предоставляется также работающим инвалидам второй группы и инвалидам третьей группы, которые признаны безработными[3].

Перечень жизненно необходимых лекарственных средств, важных лекарственных препаратов, которые отпускаются по льготным рецептам врачей, утверждается Министерством здравоохранения РФ ежегодно. В случае, если гражданин отказался от получения социального пакета услуг в пользу денежных выплат, у него сохраняется право на льготное обеспечение лекарственными средствами. Категории граждан в том числе и лица с ограниченными возможностями, согласно правам на льготы, могут совсем бесплатно или со скидкой получать лекарственные препараты по рецептам врачей, даже если выписанный им препарат не входит в перечень лекарственных средств, утвержденный Приказом Минздрав соцразвития РФ N 665 от 18.09.2006. Поскольку Минздрав установил стандарты по терапии болезней, в которых представляется перечень лекарств необходимых для лечения той или иной патологии, с учётом возможных осложнений и различных форм течения заболевания, то лечащий врач может назначить препараты льготнику из стандартного перечня. В случае же необходимости лекарств вне стандартной схемы, врач должен согласовать выписку лекарственного средства с клинико-экспертной комиссией. В ситуациях, когда гражданин, имеющий право на льготное обеспечение лекарствами приобрел необходимый ему препарат за свой счет, он имеет право на компенсацию своих расходов за счет бюджета субъекта РФ, в котором он проживает. Для этого ему нужно обратиться в департамент здравоохранения. На данный момент назначение и выписка лекарственных средств лицам, имеющим право на бесплатное или льготное, со скидкой получение лекарств осуществляется согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012 г. N 1175н г. Москва «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения.» Данный приказ действует с 1 июля 2013г. Согласно данному приказу основной выпиской льготных лекарств занимаются лечащие врачи в поликлинике, прописаны основные требования к оформлению рецептов[5].

Рассматривая существующую ситуацию и правовые нормы действующие на данный момент, нельзя не упомянуть государственной программы монетизации льгот. В период 2005 года по 2007 гг. Всемирная организация инвалидов вела непрерывный контроль по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) людей с ограниченными возможностями. Было выявлено, что в течение 2005 года программа ДЛО основывалась на принципе страховой солидарности всех без исключения граждан, имеющих федеральные льготы. Все граждане данной категории участвовали на равных правах в программе ДЛО. Из положенных ежемесячных денежных выплат, которые компенсировали отмену социальных льгот, вычиталось каждый месяц 400 руб. для обеспечения дополнительной медицинской помощи граждан, включенных в Федеральный регистр. С января 2006 г. ситуация изменилась, в связи с тем, что более 48% льготников отказались от получения дополнительных медицинских услуг, воспользовавшись правом добровольного выбора, предоставленным им по закону. Предпочтение было отдано соответствующей денежной надбавке. В связи с этим, появились значительные проблемы. С 2006 года вся политика Минздравсоцразвития России, в финансовом обеспечении программы ДЛО приобрела направленность на “замораживание” программы из-за острейшего дефицита средств. Появились большие сложности доступа льготников федерального уровня, в т. ч. инвалидов, к препаратам, которые были включены в федеральный Перечень. Несмотря на увеличение с 2006 г. ежемесячной стоимости дополнительной медицинской помощи в наборе социальных услуг федерального уровня (принимая во внимание рост цен на лекарственные препараты), закупаемые по программе ДЛО, финансовая база программы не укрепилась. Все вышеперечисленное привело к тому, что Перечень лекарственных средств подвергся пересмотру. Из Перечня были исключены дорогостоящие, в основном импортные лекарства, имеющие высокий терапевтический эффект как по мнению специалистов, так и по мнению клиентов. Место этих препаратов заняли дешевые “заменители”, чаще всего отечественные, которые не всегда соответствовали понятию «замена». Последствия этих изменений стали для людей с ограниченными возможностями болезненными, на что они неоднократно сетовали и самарские инвалиды в том числе. Кроме того Перечень стал иметь тенденцию превращения в фактически слабо работающий юридический документ. Наличие в Перечне лекарственного средства становится пустой формальностью, которая не имеет отношение к лекарственному обеспечению инвалидов на практике. Особенно это относится к оставшимся мало-мальски дорогостоящим средствам. Кроме того, существенно усложнен механизм приобретения рецептов на лекарственные средства в лечебно-профилактических учреждениях. Во всех регионах стала применяться система ограничений в выписке бесплатных рецептов. Эти ограничения касались количества рецептов, которые выписывались на одно лицо в месяц; количества выписываемого лекарственного препарата, а также на его стоимость. Зачастую в рецепт вносился только тот препарат, который имелся в наличии в аптеке[6]. В связи с этими ситуациями и острого дефицита денежных средств в ходе обеспечения граждан с ограниченными возможностями лекарственными средствами, безусловно, пострадал. Особенно это касается дорогостоящих лекарств. Порядок выписки дорогостоящего препарата усложняется значительно, так как требует для выписки рецепта заключения врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения. Но и это еще не все. После заключения комиссии, рецепты должны пройти экспертизу в специально созданной комиссии региональных органов здравоохранения. Период ожидания людей с ограниченными возможностями нужных препаратов по этим рецептам составляет несколько месяцев, что может вызывать угрозу жизни. При этом бывают случаи, когда часть таких рецептов аннулируется региональными комиссиями, которая аргументирует отказ тем, что данный рецепт “противоречит принципу рационального использования” дорогих лекарственных средств. Как правило, стараются «подобрать» значительно более дешевые отечественные лекарственные “аналоги”, однако, для тяжелобольных инвалидов не всегда это выход, так как подобран специально для них конкретный препарат. Ограничения относятся и на выписку рецептов для получения ИМН, таких как инсулиновых игл, шприцов-ручек, ортопедической обуви и т.д.[8].

Помимо проблем с выпиской рецептов, существует и дополнительная проблема — получение выписанных лекарственных препаратов в аптечных учреждениях. Зачастую необходимые препараты отсутствуют в уполномоченных аптеках, что нередко вынуждает тяжелобольных людей покупать дорогие лекарства в коммерческих аптеках или подводит их к последней жизненной черте. На эти факты указал целый ряд региональных подразделений Всероссийского общества инвалидов. Самарская область была и остаётся лидером по количеству пациентов, предпочитающих лекарственное обеспечение денежной компенсацией. В Самарской губернии проживает более 77,5 тыс. федеральных льготников, и около 394 тыс. граждан получают лекарственные средства за счет регионального бюджета. Для полного обеспечения лекарственными препаратами только трех категорий больных, а именно, больных эпилепсией, страдающих инсулин зависимым диабетом и бронхо-легочной патологией, по подсчетам сотрудников министерства здравоохранения Самарской области, необходимо более 29,7 млрд рублей в год[7].  Такой нагрузки, конечно, не выдержит ни один бюджет. Однако, по мнению специалистов, в случае выхода гражданина из системы льготного лекарственного обеспечения, появляется — еще большая проблема, поскольку, уходя, они «уводят» за собой и предназначенную им сумму. Так поступают, в основном, лица, нуждающиеся в недорогих препаратах для лечения. А остаются те, кому требуется очень сложное и дорогостоящее лечение. К ним относятся онкобольные, астматики, диабетики. Это еще больше усложняет процесс обеспечения их необходимыми лекарственными средствами. В связи с этим, министерство здравоохранения оказывается между молотом и наковальней: давят люди, которые недовольны обеспечением льготными лекарствами, а упираешься в федеральные законы и нормативы, которые нельзя нарушать. По этой причине ситуацию с лекарственным обеспечением людей с ограниченными возможностями Минздрав постоянно держит под своим контролем, ведется постоянный поиск повышения доступности лекарственных препаратов. В этой связи очень важной мерой является регулирование отпускных цен на лекарства. В связи с переходом в начале 2013года на выписку лекарств по торговым наименованиям мы сталкиваемся с некоторыми затруднениями. Если в аптеку приходит человек с рецептом, где указан препарат, которого нет в данный момент, а работник аптеки должен обеспечить этого льготника, на замену, даже если это аналог только другой фирмы, соглашаются далеко не все. В связи с этим, вступление в силу с 1 июля законодательного акта, который предусматривает выписку препарата по международному непатентованному наименованию существенно облегчает подобные ситуации. Это позволяет обеспечить всех необходимыми лекарственными препаратами используя, в том числе и дженерики (лекарства более доступные по цене, аналоги оригинальных препаратов). Безусловно, существует категория больных, которым в силу индивидуальной непереносимости организма требуются оригинальные препараты, и по решению врачебной комиссии всегда эти категории обеспечиваются в индивидуальном порядке. Хочется привести пример мнения исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей, кандидата фармацевтических наук Нелли Валентиновны Игнатьевой, которая отметила плюсом переход на прописывание в рецептах международного непатентованного наименования. «Приказ 1175 даёт возможность выписывать лекарства не по торговому наименованию, а по действующему веществу, что позволяет фармацевтическому специалисту стать полноправным участником лекарственного обеспечения». Нелли Валентиновна также сделала положительный акцент, что в составе Министерства здравоохранения специалисты с фармацевтическим образованием возглавили основные департаменты, регулирующие сферу обращения лекарственных средств . Представители аптечного бизнеса взаимно разделяют позицию Министерства здравоохранения. В частности исполнительны директор Российской ассоциации аптечных сетей сказала: «Рынок лекарственных препаратов находится под госрегулированием, и это должно остаться. Все лекарственные препараты должны быть под его регулированием».В т.ч. и для удержания доступных цен на лекарственные средства. Положительным шагом в этом направлении можно назвать принятие в прошлом году приказа Минздрава стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 года, которая начинает реализовываться уже сейчас. Если рассмотреть Приложение 2 Перечень мероприятий подпрограммы «Совершенствование системы лекарственного обеспечения в Самарской области» на 2014 — 2018 годы (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 23 апреля 2014 г. № 213) , то можно увидеть, огромные суммы выделяемые в рамках льготного лекарственного обеспечения на финансирование интересующих нас категорий граждан. Обеспечение инвалидов Самарской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми бесплатно по рецептам врачей осуществляет Ответственный исполнитель мероприятия (соисполнитель) Министерства здравоохранения Самарской области, государственное казенное учреждение здравоохранения Самарской области «Самарафармация» (по согласованию) с соответствующим объемом финансирования на 2014г., что составляет 884,210 млн. рублей, а с 2015г. по 2018 г. ежегодно 856,021 млн. рублей. Своевременное оказание социальной услуги гражданам с ограниченными возможностями по обеспечению необходимыми лекарствами, ИМН, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов так же осуществляет «Самарафармация» (по согласованию) и только на 2014г. составляет 589,326 млн.рублей. Оценить работу в данном направлении мы сможем по Приложению указанной Подпрограммы, где рассматривается комплексная оценка эффективности данной подпрограммы. Оценка эффективности осуществляется ежегодно, в течение всего срока ее реализации и по окончании включает в себя оценку степени выполнения мероприятий и эффективности реализации Подпрограммы[9].

Для выявления особенностей обеспечения лекарствами людей с ограниченными возможностями в Самарской области, нами было проведено интервью с 5 заведующими аптек г.о. Самара. Практически все респонденты, говоря о сложностях обеспечения лекарствами инвалидов, зачастую из-за отсутствия нужного лекарства на данный момент, происходит выдача лекарств по отсроченному рецепту. Так же подчеркивали сложность подбора более дешевого аналога препарата при его высокой стоимости. Подбор препаратов, особенно больных с эндокринологическими нарушениями, сложный и кропотливый процесс для лечащего врача. И если подобранный препарат дорогостоящий или не значится в Перечне, то и провизор, и врач, и больной оказываются в крайне затруднительном положении. Проблема замены препараты не всегда решаема. Покупать же дорогостоящее лекарственное средство, тем более, если оно необходимо в приеме длительный период, практически невозможно для инвалида. Каков выход? Постоянно ставить вопрос включения значимых лекарств, в том числе препаратов второй линии, во все необходимые перечни и стандарты. Большую помощь в этом могут оказать группы самопомощи, общественные ассоциации и организации. Сегодня такие организации имеют возможность участвовать даже в формировании законодательных актов. К сожалению, подчеркивала одна из заведующих аптек при поликлиники, законы корректируются и принимаются годами, а лекарственный препарат больному нужен сейчас, а иногда немедленно. Бывают случаи, когда для получения нужного препарата инвалид вынужден подавать иск в прокуратуру. Правда бывает, говорил один из респондентов, что сталкиваешься с необоснованными жалобами. Когда, действительно, можно подобрать замену препарата и ничего проблематичного в такой замене нет. Но привычка получать определенное лекарство и неприятии его аналогов, состав и действие которых по факту абсолютно такие же, вызывает негативную реакцию больного. Закупки лекарственных средств согласно 94-ФЗ осуществляются с указанием действующего вещества. А право выбора торговых названий остается за поставщиком, выигравшим конкурс. В рамках аукциона, конечно, важным моментом является цена — в общих интересах обеспечить лекарствами максимум льготников. Поэтому, часто бывают поставки дженериков — лекарств, схожих с оригинальным препаратам, но имеющих более доступную цену. Это не значит, что они хуже. Более низкая цена образуется из-за экономии денег на новых исследованиях, создании и продвижении препарата. Лекарственные средства может получить любой другой гражданин, которому пациент передаст рецепт, если сам он не может получить лекарства — по состоянию здоровья или иным причинам. Зачастую, доступный въезд и вход в самарские медучреждения отсутствует. Не везде конечно.  Примером может служить  стационар одной самарской городской поликлиники. Крыльцо разрушено, пандус сделан, но самостоятельно съехать и заехать по нему человеку на коляске невозможно – очень высокий угол наклона и полное отсутствие поручней. В оборудовании без барьерной среды для мало-мобильных граждан преградой стали и некоторые самарские аптеки, где существуют такие же проблемы.

Таким образом, обеспечение лекарственными средствами людей с ограниченными возможностями имеет большую законодательную базу. Однако, несовершенство системы создает ряд сложностей для этой категории граждан. В связи с этим, в каждом регионе постоянно ведется поиск новых средств и форм для обеспечения инвалидов необходимыми лекарствами и медицинскими изделиями. К этому процессу привлекаются общественные организации, апробируются системы сооплат, привлекаются благотворительные фонды, разрабатываются новые программы.

Использованные источники:

  1. Закон РФ от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в редакции ФЗ от 27.05.00 г. №78-ФЗ.
  2. Перечень лекарственных препаратов, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665.
  3. Постановление Правительства РФ от 30.07.94 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 г. № 374.
  4. Постановление Правительства РФ от г.17.07.1995 № 710 »О порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалидов войны и других групп населения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»
  5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012 г. N 1175н г. Москва «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328 »Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»
  7. Приказ министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 15.10.2007г. № 473 »Об утверждении Порядка обеспечения отдельных категорий жителей Самарской области за счет средств областного бюджета лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно »
  8. www.voi.ru сайт Всемирной организации инвалидов
  9. www. minzdrav.samregion.ru сайт Министерства здравоохранения Самарской области
    ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
    Written by: Вартанян Каринэ Оганесовна, Киселева Анна Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТРЕИНА
    Date Published: 06/16/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook