28 Фев

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Кризисное состояние современной семьи — и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.

Семья является важной ячейкой общества, так как именно в ней формируется и развивается личность, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в социуме, именно поэтому роль семьи несравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами [1, с. 41].

 «Семейный кодекс РФ» определяет «семью как круг лиц, которые связаны между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из заключения брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

От уровня культуры семьи как ячейки социума во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал искусства, чтения, активного досуга, общения с природой, занятий спортом. В отличие от сферы экономики, политики, образования, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие, формируя позитивную жизненную стратегию. Трудно директивно обязать любить, рожать, заботиться о стариках, духовно насыщать свое свободное время. Жизнедеятельность семьи во многом определяется эффективностью использования конструктивного потенциала социально-культурнойㅤ деятельности,ㅤ средствамиㅤ которойㅤ можноㅤ создатьㅤ вㅤ семьеㅤ благоприятнуюㅤ культурнуюㅤ средуㅤ развития,ㅤ обеспечитьㅤ корректное,ㅤ ноㅤ стабильноеㅤ иㅤ последовательноеㅤ вовлечениеㅤ каждогоㅤ членаㅤ семьиㅤ вㅤ мирㅤ культурыㅤ иㅤ художественногоㅤ творчестваㅤ [5,ㅤ c.ㅤ 112].

Особаяㅤ рольㅤ вㅤ реализацииㅤ воспитательнойㅤ функцииㅤ семьиㅤ принадлежитㅤ совместнойㅤ досуговой деятельности,котораяㅤ ㅤ представляетㅤ собойㅤ частьㅤ свободногоㅤ времени,ㅤ используемуюㅤ дляㅤ общения,потребленияㅤ ценностейㅤ духовнойㅤ культуры,ㅤ любительскогоㅤ творчества,ㅤ прогулок,ㅤ развлеченийㅤ иㅤ другихㅤ формㅤ нерегламентированнойㅤ активности,ㅤ способствующейㅤ сохранению,ㅤ восстановлениюㅤ иㅤ развитиюㅤ физическогоㅤ иㅤ духовногоㅤ здоровьяㅤ человека,ㅤ егоㅤ интеллектуальномуㅤ совершенству.

Значительныйㅤ потенциалㅤ оптимизацииㅤ семейногоㅤ досугаㅤ содержитㅤ социально-культурнаяㅤ деятельность,ㅤ вㅤ которойㅤ значительноеㅤ местоㅤ занимаетㅤ художественноеㅤ творчество,ㅤ сочетающееㅤ отдых,ㅤ личностноеㅤ развитиеㅤ иㅤ эстетическоеㅤ воспитание.ㅤ Востребованностьㅤ досуговогоㅤ художественногоㅤ творчестваㅤ позволитㅤ повыситьㅤ эффективностьㅤ нравственногоㅤ развитияㅤ ребенка,ㅤ сформироватьㅤ моральныйㅤ климатㅤ вㅤ семье,ㅤ обеспечивающийㅤ психологическийㅤ комфорт,ㅤ защитуㅤ иㅤ гармоничноеㅤ развитиеㅤ личностиㅤ [3,ㅤ с.ㅤ 68].

Научныйㅤ интересㅤ кㅤ изучениюㅤ семьиㅤ какㅤ социальногоㅤ институтаㅤ воспитанияㅤ достаточноㅤ постояненㅤ иㅤ находитㅤ отражениеㅤ вㅤ современныхㅤ социологических,ㅤ социально-культурныхㅤ иㅤ психолого-педагогическихㅤ исследованияхㅤ И.М.ㅤ Асановой,ㅤ Н.И.ㅤ Бочаровой,ㅤ А.Д.ㅤ Жаркова,ㅤ О.В.ㅤ Коряковцевойㅤ иㅤ др.

Всеㅤ современныеㅤ исследователиㅤ признают,ㅤ чтоㅤ современноеㅤ обществоㅤ поставилоㅤ семьюㅤ вㅤ новуюㅤ ситуацию,ㅤ иㅤ этомуㅤ институтуㅤ предстоитㅤ адаптироватьсяㅤ кㅤ среде,ㅤ отличнойㅤ отㅤ той,ㅤ вㅤ которойㅤ онаㅤ существовалаㅤ последниеㅤ столетия.ㅤ Вㅤ настоящееㅤ времяㅤ семьяㅤ подвергласьㅤ серьезнымㅤ изменениямㅤ -ㅤ трансформировалисьㅤ ееㅤ принципы,ㅤ структура,ㅤ усложнилисьㅤ задачиㅤ иㅤ функции,ㅤ видоизмениласьㅤ типология,ㅤ усилилисьㅤ деструктивныеㅤ процессы,ㅤ появилисьㅤ новыеㅤ ориентацииㅤ наㅤ семейныйㅤ образㅤ жизни.ㅤ Социально-экономическиеㅤ трудности,ㅤ переживаемыеㅤ семьей,ㅤ привелиㅤ кㅤ возникновениюㅤ совершенноㅤ новыхㅤ психологическиеㅤ проблем,ㅤ которыеㅤ отразилисьㅤ наㅤ системеㅤ семейныхㅤ взаимоотношений,ㅤ наㅤ жизнедеятельностиㅤ семьи,ㅤ процессеㅤ семейногоㅤ воспитания,ㅤ аㅤ значит,ㅤ затрагиваютㅤ иㅤ интересыㅤ детей.ㅤ И,ㅤ поскольку,ㅤ научно-техническийㅤ прогрессㅤ будетㅤ продолжатьㅤ своеㅤ поступательноеㅤ движение,ㅤ можноㅤ соㅤ всейㅤ определенностьюㅤ предполагатьㅤ дальнейшуюㅤ трансформациюㅤ общественныхㅤ отношенийㅤ иㅤ ихㅤ составляющейㅤ -ㅤ семьи.ㅤ

Потеряㅤ семейныхㅤ традиций,ㅤ ценностейㅤ иㅤ оказываютㅤ огромноеㅤ воздействиеㅤ наㅤ семью,ㅤ проблемыㅤ которойㅤ становятсяㅤ объектомㅤ работыㅤ социально-культурныхㅤ учреждений.ㅤ Появляетсяㅤ потребностьㅤ формированияㅤ культурыㅤ семьи,ㅤ какㅤ обязательногоㅤ аспектаㅤ ㅤ построенияㅤ обществаㅤ абсолютноㅤ новогоㅤ формата.ㅤ Наㅤ учрежденияㅤ социально-культурнойㅤ деятельностиㅤ ㅤ возлагаетсяㅤ ответственностьㅤ заㅤ разработкуㅤ иㅤ внедрениеㅤ новыхㅤ методовㅤ деятельностиㅤ сㅤ семьейㅤ [6,ㅤ с.ㅤ 138-139].ㅤ

Исходяㅤ изㅤ вышесказанного,ㅤ сегодняㅤ родителиㅤ иㅤ педагогиㅤ культурныхㅤ учрежденийㅤ ужеㅤ осознаютㅤ необходимостьㅤ тесногоㅤ взаимодействия,ㅤ котороеㅤ можетㅤ выразитьсяㅤ вㅤ педагогическомㅤ сопровожденииㅤ семьиㅤ вㅤ вопросахㅤ воспитанияㅤ детей,ㅤ аㅤ такжеㅤ вㅤ организацииㅤ семейногоㅤ досуга.ㅤ Такоеㅤ взаимодействиеㅤ необходимоㅤ какㅤ семье,ㅤ образовательнымㅤ учреждениям,ㅤ такㅤ иㅤ школеㅤ искусств,ㅤ которыеㅤ неㅤ могутㅤ вㅤ полнойㅤ мереㅤ решатьㅤ вопросыㅤ воспитанияㅤ иㅤ образования,ㅤ неㅤ имеяㅤ контактаㅤ иㅤ взаимопониманияㅤ сㅤ семьями.ㅤ

Дляㅤ решенияㅤ обозначеннойㅤ проблемыㅤ мыㅤ предлагаемㅤ реализоватьㅤ социально-культурныйㅤ проектㅤ «Мояㅤ творческаяㅤ семья»,ㅤ направленныйㅤ наㅤ организациюㅤ досугаㅤ детейㅤ среднегоㅤ школьногоㅤ возраста.

Проектнаяㅤ деятельностьㅤ предполагаетㅤ активнуюㅤ аналитическуюㅤ иㅤ рефлексивнуюㅤ работу,ㅤ вㅤ связиㅤ чем,ㅤ необходимоㅤ четкоㅤ придерживатьсяㅤ этаповㅤ реализацииㅤ проекта,ㅤ такихㅤ как:ㅤ диагностический,ㅤ организационно-подготовительный,ㅤ содержательный,ㅤ оценочно-корректировочный.

Используяㅤ проектированиеㅤ вㅤ работеㅤ сㅤ детьмиㅤ среднегоㅤ школьногоㅤ возраста,ㅤ необходимоㅤ учитыватьㅤ психологическиеㅤ особенностиㅤ дляㅤ даннойㅤ возрастнойㅤ группы.ㅤ Вㅤ отличиеㅤ отㅤ младшегоㅤ школьникаㅤ подростокㅤ способенㅤ неㅤ толькоㅤ кㅤ отдельнымㅤ волевымㅤ действиям,ㅤ ноㅤ иㅤ кㅤ волевойㅤ деятельности.ㅤ Значительноㅤ увеличиваетсяㅤ объемㅤ памяти.ㅤ Важнаяㅤ особенностьㅤ этогоㅤ возрастаㅤ —ㅤ формированиеㅤ активного,ㅤ самостоятельного,ㅤ творческогоㅤ мышления.ㅤ Этоㅤ позволяетㅤ вовлекатьㅤ подростковㅤ вㅤ разностороннююㅤ творческуюㅤ деятельность,ㅤ вㅤ томㅤ числеㅤ досуговую.ㅤ

Особуюㅤ актуальностьㅤ вㅤ проектированииㅤ организацииㅤ семейногоㅤ досугаㅤ приобретаютㅤ формыㅤ работыㅤ сㅤ семьей.ㅤ Ставшиеㅤ традиционнымиㅤ семейныеㅤ праздники,ㅤ семейныеㅤ клубы,ㅤ индивидуальныеㅤ формыㅤ обогащаютсяㅤ новымㅤ содержанием,ㅤ опираютсяㅤ наㅤ интересыㅤ семьи.ㅤ Вㅤ рамкахㅤ нашегоㅤ проектаㅤ мыㅤ предлагаемㅤ проведенияㅤ совместныхㅤ мастер-классов,ㅤ тренинговㅤ наㅤ сплочениеㅤ семьи,ㅤ созданиеㅤ фотовыставкиㅤ «Мирㅤ нашихㅤ интересов»,ㅤ организациюㅤ круглогоㅤ столаㅤ дляㅤ родителейㅤ «Досугㅤ какㅤ средствоㅤ воспитания»,ㅤ выпускㅤ семейныхㅤ газет,ㅤ аㅤ такжеㅤ проведенияㅤ фестиваляㅤ семейногоㅤ творчестваㅤ «Папа,ㅤ мама,ㅤ яㅤ -ㅤ музыкальнаяㅤ семья!».

Формированиеㅤ уㅤ родителейㅤ ценностейㅤ семейногоㅤ досуга,ㅤ повышениеㅤ ихㅤ мотивацииㅤ приниматьㅤ активноеㅤ иㅤ конструктивноеㅤ участиеㅤ вㅤ оптимизацииㅤ межличностныхㅤ отношенийㅤ ребенкаㅤ вㅤ неформальнойㅤ группе,ㅤ вㅤ созданииㅤ благоприятногоㅤ социально-психологическогоㅤ климата,ㅤ будетㅤ способствоватьㅤ социализацииㅤ иㅤ самореализацииㅤ личностиㅤ ребенкаㅤ иㅤ формированиюㅤ ролевойㅤ идентичностиㅤ иㅤ максимальноㅤ полнойㅤ реализацииㅤ творческихㅤ возможностейㅤ личностиㅤ каждогоㅤ членаㅤ семьи.

Такимㅤ образом,ㅤ мыㅤ осветилиㅤ основныеㅤ аспекты,ㅤ этапыㅤ иㅤ мероприятияㅤ проектаㅤ «Мояㅤ творческаяㅤ семья»ㅤ вㅤ организацииㅤ досугаㅤ детейㅤ среднегоㅤ школьногоㅤ возраста.ㅤ Формированиеㅤ семейныхㅤ традицийㅤ вㅤ проведенииㅤ свободногоㅤ времениㅤ являетсяㅤ залогомㅤ счастливойㅤ дружнойㅤ семьи,ㅤ вㅤ которойㅤ неㅤ остаетсяㅤ местаㅤ вреднымㅤ привычкамㅤ (увлечениеㅤ алкоголем,ㅤ курением,ㅤ наркотиками)ㅤ иㅤ непониманию,ㅤ отчужденности,ㅤ озлобленности,ㅤ скуке.ㅤ Уㅤ ребенка,ㅤ вырастающегоㅤ наㅤ добрыхㅤ традициях,ㅤ постепенноㅤ формируетсяㅤ «образㅤ семьи»,ㅤ которыйㅤ онㅤ проноситㅤ черезㅤ своюㅤ жизньㅤ и,ㅤ ставㅤ взрослымㅤ человеком,ㅤ создаетㅤ своюㅤ семью,ㅤ основаннуюㅤ наㅤ любви,ㅤ уваженииㅤ другㅤ кㅤ другуㅤ иㅤ совместныхㅤ общихㅤ делах.ㅤ

Список литературы:

  1. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: учеб. пособие / А.И. Антонов. – 2-е издание. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 368 с.
  2. Исаева, И.Ю. К вопросу об организации семейного досуга / И.Ю. Исаева // Начальная школа плюс До и После. – 2009. — №4. – С. 70-74.
  3. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: Учебное пособие / И.Ю. Исаева; Российская академия образования (РАО). — М.: Флинта: МПСИ, 2010. — 200 с.
  4. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д.: Учебник. — М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.
  5. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник для студ. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и до. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
  6. Николаева, Е.И. Психология семьи : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» / Е.И. Николаева. – СПб., 2013. – 336 с.
    К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
    Written by: Петровская Юлия Игоревна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/17/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook