30 Янв

Гендерная асимметрия в сфере управления




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

При переходе общества с традиционным укладом жизни к новому обществу с рыночными законами развития возрастают требования к деловым характеристикам руководителей. За последние десять лет возрос интерес к проблемам влияния мужского и женского менеджмента на подчиненных и руководителей. В России принято различать традиционно мужские и женские роли – профессии, должности, сферы деятельности. Подчеркнем, что это деление, как правило, носит традиционно-бытовой, а не научно обоснованный характер, поскольку в большинстве случаев никак не связано с особенностями женской психики и интеллекта.

Профессиональная деятельность – одна из сфер самореализации личности. В профессиональной деятельности человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности. Особую роль здесь играет карьера. Рассматривая карьеру в жизни общества, мы должны отметить сложность и многогранность данной проблемы.  Во-первых, вряд ли можно усомниться, что по своим личным психологическим и другим качествам далеко не все люди способны быть преуспевающими руководителями. Во-вторых, успешное руководство способствует развитию современного производства, внедрению новых технологий.  В-третьих, не менее важны личные психологические качества характерные как для руководителя женщины, так и для мужчины: практичность, дисциплинированность, организованность, профессионализм, коммуникабельность и т.п. Эти качества имеют свой оттенок. Если сухость, лаконичность, жесткость мужчины в деловом общении считается нормальной, то со стороны женщины они воспринимаются как черствость, казарменность. Подчиненные хотят видеть в женщине «милосердную»; «мягкую» деловитость, лишенную металлических конструкций и звучаний.

Выделим наиболее часто встречающиеся психологические преимущества женщины-руководителя перед руководителями мужчинами:

а) наиболее внимательные к внешнему облику собеседника;

б) улавливают настроение собеседника, что позволяет им легко находить компромиссные решения;

в) при планировании, наиболее практичны, распределяют финансовые ресурсы согласно реальным возможностям, не любят создавать долги.

Преимущества мужчины – руководителя перед женщиной – руководителем можно свести к ряду моментов:

а) менее практичны, склонны к риску, мошенничеству ради получения выгоды;

б) более холодны к окружающим, при общении часто грубы;

в) хорошо развиты аналитические и математические способности.

Выделим ряд особенностей, подтверждающих, что женский стиль управления гораздо многообразней и богаче по своим проявлениям благодаря многоликости женской натуры. Первая особенность, мотивация трудовой деятельности. Например, если женщина довольна своим социальным и семейным положением, то, она придает меньшее значение своим отношениям с коллегами и не стремится к лидерству. Однако она может стремится к завоеванию самостоятельного статуса в целях самоутверждения собственной «полноценности».

Вторая особенность – методика управления персоналом. Женщина-руководитель уделяет больше внимания отношениям между членами ее коллектива и не стремится к жестким санкциям, но при этом сохраняет способность применить жестокие меры к тем, кто не справляется с поставленными задачами.

Третья особенность женского руководства, заключается в эмоциональной стороне управления. Женщина «близко к сердцу» принимает все, что связано с работой. При принятии решений чаще полагается на интуицию. Во взаимоотношениях с партнерами более дипломатична, что позволяет легко находить взаимопонимание и поддержку. Поэтому неслучайно женщина руководитель связывается с такими качества как инициативность, энергичность, общительность, коммуникабельность, гибкость, организованность. Однако женщине присуща такая черта как склонность к наставлению, поучениям. Нередко эта черта не принимается мужчинами.

Бесспорно, каждый человек индивидуален. Руководитель имеет свой почерк общения, в котором есть положительные и отрицательные характеристики. Перечислим отрицательные качества женщины-руководителя [1, С.53].

«Дама в белых перчатках» – внешне играет в порядочность и уважительность, но на самом деле делает гадости и унижает достоинство подчиненных.

«Холодно-высокомерная леди» – её интересует только работа, а душевные состояния она считает сугубо личными делами. Она избегает неформального общения и всячески подчеркивает своё руководящее превосходство.

«Жуткая сплетница» – её портит слабость посплетничать, что приводит к   отрицательным отзывам подчиненных.

«Капризная барышня» – обвинение всех и вся в злом умысле, бестактность во взаимоотношениях с подчиненными.

«Синий чулок» – одинокая женщина, работоспособная, с задатками мужских качеств. Она идеальная деловая женщина, отстраненная от домашних дел [1, С.53].

Если женщины так умны и активны, то, почему большинство опрошенных выбирают в начальники мужчин? Можно предположить несколько причин:

– в общественном сознании россиян доминируют патриархальные гендерные установки, в соответствии с которыми руководство фирмой – не женское дело;

– коммерциализация внутри фирмы, построение отношений на родственных связях, что делает для женщины недоступным занятие высоких руководящих постов в фирме;

– у женщин есть разнообразный опыт социальной работы, но не хватает опыта в руководстве, умение создавать устойчивые команды, поддерживать друг друга, не конкурировать между собой, находить компромиссы и неординарные подходы;

– женщина разрывается между своими обязанностями матери и обязанностями по руководству фирмой, требующими круглосуточное нахождение в рабочих проблемах. Приходится делать выбор: либо семья, либо работа.

В нашем обыденном представлении, начальник, руководитель фирмы – это улыбающийся, представительный, уверенный в себе молодой человек – мужчина. Женщина-руководитель, явление непривычное для российского общества и бизнеса. Дело не в том, что женщины плохи или хороши, проблема кроется в стереотипе мышления, который сложился за многие десятилетия.

Стереотипы тиражируются средствами массовой информации, особенно ярко гендерные стереотипы проявляются в рекламе. Образы, навязываемые сегодня средствами массовой информации, воспроизводят традиционную модель о мужчине в роли бизнесмена, женщине как домохозяйки с бесчисленными порошками и моющими средствами. Поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации не укрепляли эти стереотипы, а помогали их изменять.

Следует сказать, с изменением социально-экономических процессов в обществе, некоторые стереотипы устаревают, теряют востребованность и актуальность. Но многие образы, крепко осевшие в общественном сознании, еще живучи. Гендерная асимметрия понимается как неравенство в социальном положении мужчин и женщин в различных социальных сферах, обусловленное традиционными представлениями об их предназначении.

Специалисты исследующие особенности мужского и женского менеджмента, до сих пор не могут прийти к общему мнению. Одни считают, что успешное лидерство – удел мужчины, женщинам же остается лишь подстраиваться под манеру руководства. Другие предполагают, что в процессе управления коллективом женщина вырабатывает свой стиль управления, который имеет заметные отличия от мужского. Согласно теории менеджмента, эффективность управления зависит от личных качеств руководителя, от стиля руководства и от умения реагировать на изменение ситуации.

Литература:

1.Комаров Е.И. Гендерный менеджмент / Е.И. Комаров // Управление персоналом – №11-12 – 2001. – С. 49-53.

2.Чирикова А. Женщина во главе фирмы (проблемы становления женского предпринимательства в России) / А. Чирикова // Вопросы экономики. — 2000. — № 3. – С. 7-10.

Гендерная асимметрия в сфере управления
Written by: Лобызенкова В.А.
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 05/24/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
Available in: Ebook