30 Дек

ФЛЕШМОБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Развитие социальной работы на современном этапе характеризуется переходом от однополюсности в осуществлении социальной политики и социальной работы, при участии государства и личности, к многополюсности, увеличению количества субъектов социальной работы и использованию их ресурсов в процессе оказания помощи населению. Активизация внимания на многие социальные проблемы происходит сегодня при активном участии представителей общественности, что позволяет охватить те сферы жизни, которые не затрагиваются или слабо затрагиваются существующими государственными структурами.

В связи с тем, что использование традиционных методов социальной работы не всегда позволяет достигнуть положительных результатов, продолжается поиск новых, действенных форм работы, направленных, с одной стороны, на привлечение внимания общества к актуальным социальным проблемам, с другой стороны, на формирование позитивного общественного мнения в пользу принятия той или иной категории населения, активизацию потенциала человека и гуманизацию отношений в обществе.

Учитывая, что основными участниками массовых акций являются молодые люди, использование флешмоба как формы социальной работы способствует более успешной адаптации молодежи к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям жизнедеятельности, позитивно влияет на процесс социализации молодого поколения, формирование системы ценностей.

Флешмоб  (от англ. flash mob,  flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходятся.  Флешмоб, как правило, организовывается через интернет сайты или социальные сети. Там мобберы разрабатывают, предлагают и обсуждают сценарии для акций. Сценарий, место и время акции назначается либо администрацией сайта, либо путем голосования.  Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывает смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия.

Первые попытки описать подобные флешмобу акции можно найти в книгах фантаста Ларри Нивена, которые вышли еще в 60-х годах прошлого столетия. Идея собирать людей вместе, о которой писал автор, весьма похожа на современный флешмоб. В октябре 2002 года была опубликована книга социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция», в которой автор описал потенциальные возможности толпы, способной собираться за пару часов с помощью современных цифровых технологий (e-mail, sms и т.п.) [3, c. 320]. Многие флешмобберы на Западе считают его «отцом-основателем» всего движения, но это не совсем так. Рейнгольд не ставил перед собой цели организовывать какое-либо движение или сообщество. Такая идея пришла создателю сайта FlockSmart.com — преуспевающему 28-летнему программисту из Сан-Франциско Робу Зазуэта — после того, как он ознакомился с данной книгой. «Представьте себе, что в теплый летний полдень вы сидите на скамейке в парке. Внезапно неизвестно откуда рядом вырастает толпа, поднимает небольшую скульптуру и исчезает. А теперь представьте, что вы – человек из этой толпы, часть живой, физически существующей общины. А еще лучше представьте, что у вас есть хорошая идея и вы сами организуете такую общину», — говорится в разделе «О нас» сайта FlockSmart.com. — Наша цель — облегчить появление «умных толп» и построить вокруг них сообщество».

Понятие «умных толп» (смартмоб) стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов и других подобных акций. Безусловно, действия, которые можно квалифицировать как флешмоб, могли происходить и задолго до появления книги Рейнгольда. Но это были скорее одиночные случаи, которые не являлись массовым явлением. Только наличие удобных и быстрых средств связи и более-менее сформированные правила позволили флешмобу стремительно стать популярным практически по всему миру. Поэтому можно утверждать, что он имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории.

Хотя флешмоб пришел к нам с Запада, основное отличие отечественных флешмобов все же есть. За рубежом их придумали, чтобы удивлять. Никаких социальных задач. В России бесцельно собираться не захотели, поэтому большая часть проводимых акций посвящена общественным проблемам, призыву общества к помощи.

В частности, в Уральском Федеральном округе проведено несколько флешмобов, посвященных социальным проблемам:

10 минут без насилия. В Екатеринбурге прошла акция в память о погибших при теракте в Москве в аэропорту «Домодедово». После флэш-моба большая часть участников и зрителей пошли в церковь, где поставили свечи в память о погибших [4].

Зеленое кладбище. «Активисты группы свободных уличных художников «Offart» провели акцию «Зеленое кладбище» в знак своего несогласия с вырубкой леса в районе улицы Репина под строительство нового торгового центра в Екатеринбурге.

Танцевальный флешмоб «Котята». 1 июня команда «Танцующего города»  поздравила всех с прекрасным праздником – с Днем Защиты детей.

Молодые мамы осваивают танцы с колясками. Они решили привлечь к себе внимание танцем. Посыл их необычного танца простой — избавить молодых девушек от страха после родов потерять свободу.

«Танцуй ради жизни» — Dance4Life в Екатеринбурге. «Dance4Life — это великолепный пример того, как талант и сила молодежи помогает придать импульс общему движению по борьбе с ВИЧ/СПИДом» путем привлечения молодежи. Этот инновационный подход охватывает все аспекты молодежной культуры; молодежных кумиров, СМИ, и любимую молодежную музыку и танцы. Участники помогают преодолеть стену молчания и табу. Именно поэтому молодежная культура, неотъемлемой частью которой является танец, обретает особое значение как инструмент привлечения внимания к проблеме распространения ВИЧ-инфекции, помогает установить контакт с молодежью [1]. Танцевальными коллективами Екатеринбурга были проведены: информационная акция по вопросам здоровья; флешмоб  по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции совместно с пунктами экспресс-тестирования на ВИЧ-инфекцию Свердловского областного центра профилактики ВИЧ/СПИД.

Таким образом, флешмоб как форма социальной работы с населением, с одной стороны, может выступать в качестве одного из направлений работы с молодежью, которая будет способствовать самоутверждению, ощущению причастности к общему делу, поиску новых, положительных друзей, с другой стороны, данные акции будут повышать интерес общества к социальным проблемам, которые существуют на Урале и в нашей стране.

Библиографический список

  1. Лукьяненко А. «Танцуй ради жизни» — Dance4Life в Екатеринбурге – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ekavuz.ru/blog/news/466.html
  2. Кожаринов М., Кордонский М. Очерки неформальной социотехники [Текст] / М. Кожаринов, М. Кордонский – М., 2008 – 336 с.
  3. Рейнгольд Г.Умная толпа: новая социальная революция [Текст] / Г. Рейнгольд Москва, ФАИР-ПРЕСС, 2006 – 416 с.
  4. Десять минут без насилия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lenta.com.ua/790777.html
    ФЛЕШМОБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
    Written by: Заглодина Татьяна Алексеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/16/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook