28 Фев

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЩАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ (ЭТНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Неуклонное развитие социально-экономической жизни страны в условиях рыночной экономики всецело зависит от повышения личностного потенциала подрастающего поколения. Современное развитие экономики, науки, культуры, социально-духовной сферы жизни, то есть сама жизнь требует, чтобы люди были наделены качествами творчески одаренной личности. Такой личности характерны нестандартное мышление, умение генерировать оригинальные, необычные идеи.

 В современных образовательных концепциях сделан акцент на развитие личностных качеств обучающихся, которые реализуют социальный заказ «быть личностью». Психолого-педагогические и социологические исследования создали предпосылки для профессионального образования, целью которого является развитие личности, реализация ее потенциалов в процессе обучения.

В настоящее время возникло серьезное беспокойство за подрастающее поколение и желание возродить систему духовно-нравственного воспитания в социальных институтах общества и государства.

В Программе «Духовно-нравственное воспитание обучающихся Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» на 2014-2016 годы выявлена основная цель формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, путем обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи, повышение ответственности всех социальных институтов, привлечение максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в воспитательном пространстве Высокогорского муниципального района. Она направлена на обеспечение позитивной социализации подрастающего поколения, его духовно нравственного становления, воспитания детей, гражданами современного демократического общества, способными реализовать свои личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельно выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

Личностный потенциал школьников и их духовно-нравственное воспитание были исследованы в ходе опроса [2, с.88-104], проведенного среди учащихся 5-6 классов средних и основных средних школ Высокогорского муниципального района. Выборочная совокупность составила 482 человека. 61,2% женского пола, 38,8% — мужского.

Республика Татарстан уникальна как территория поликультурности, толерантности, что придает ей особый менталитет и духовное своеобразие. В Высокогорском районе проживают 64% татар, 34% русских. Нами были опрошены 64,6% учащихся татарской национальности, 33,1% — русской, 2,3% — другой национальности.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» одним из главных принципов государственной политики в сфере образования в настоящее время является единство федерального, культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и их особенностей в условиях многонационального государства. Духовные ценности, составляющие содержание национальных культур и региональных традиций, — это родной язык, мудрые жизненные устои наших предков.

Не случайно на первом месте среди составляющих содержание нашего наследия стоит родной язык. Ибо родной язык является специфической формой национальной культуры, несущей информацию из глубины веков.

 В научной литературе нет точного определения понятия «родной язык». Так, по мнению известного американского лингвиста У. Вайнрайха [1, с. 25-60], родной язык – это язык, который усваивается первым. Родной язык (первый язык) человек усваивает с раннего детства без специального обучения, находясь в языковой среде. Это не обязательно язык своего этноса или язык матери. Решающим фактором является интенсивность общения на том или ином языке. Некоторые ученые связывает родной язык с материнским и первым языками. Однако не всегда эти понятия оказываются синонимичными: не всегда человек признает родным тот язык, который он выучил первым, многие называют родным языком тот, который знают плохо или не знают вообще. В ходе опроса респондентам предлагалось ответить на вопрос, какой язык они считают родным. 64,2% респондента считают родным языком татарский, 34,5% — русский, 1,2% — другой язык.

Татарский язык является родным для подавляющего большинства опрошенных татар (291 человека, что составляет 94,8 % от общего числа всех опрошенных татар), причем для 15 человек (9,4 %) родной язык – русский. 89,7% русских родным считают русский язык, 9,7% — татарский. При этом среди тех, кто в качестве родного языка выбрал русский 3,8% иной национальности (здесь в расчет не берутся татары). Наблюдается языковая ассимиляция, когда после достаточно длительного периода двуязычия «не родной» язык становится всеобщим, полный переход на другой язык, который становится родным.

Таким образом, признание родным того или иного языка зависит от многих обстоятельств, включающих, помимо указанных выше, личный опыт носителей, эмоциональное отношение.

Наиболее значимым в жизни учащегося является семья (96,7%) и здоровье (92,1%). Важное место также занимает получение образования (73,1%) и друзья (68,8%). Для 35,2% ценностью является любовь, 34,8% — общение, 15% – материальное благосостояние (деньги), 14,4% — религия, 13,5% – хобби, 2,9% — проведение досуга. Примечательным является тот факт, что для школьников из татарских семей религия занимает большее место в их жизни (их на 6% больше, чем среди учащихся русской национальности).

Сравнение гендерных различий в системе ценностей мальчиков и девочек показало, что выбранные ими ценности, носят похожий характер, однако места занимают разные. Интересно отметить, что большинство мальчиков и девочек в списке личных ценностей на первое место ставят семью (95,7% мальчиков и 97,3% девушек). На втором месте как у мальчиков (89,8%), так и у девочек (93,5%) — здоровье. На третьем по приоритетности месте у мальчиков — друзья (67,2%), а у девочек  — образование (77,5%). На четвертое по значимости место наоборот мальчики ставят образование (66,7%), а девочки наличие хороших и верных друзей (70%). На пятом месте у мальчиков — любовь (37,1%), у девочек — общение (38,9%). На шестом месте у мальчиков — общение (28,5%), у девочек — любовь (33,8%). На седьмом месте у мальчиков — материально обеспеченная жизнь (19,9%), у девочек — наличие хобби (12,6%). На восьмом месте у мальчиков и девочек — религия (17,2% и 12,3% соответственно). На девятом месте у мальчиков — хобби (15,1 %), у девочек — материальное благосостояние, деньги (11,9 %).  Изучив ценности, наиболее предпочитаемые мальчиками и девочками, выделили неизменные ценности, такие как «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «надежный и преданный друг», «образование». Эти ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки.

У каждой семьи, если хорошо поискать, несомненно, обнаружится очень длинная и интересная история. Однако не все эту историю могут вспомнить. Более того, среднестатистический человек помнит даже не всех своих родственников. Обычно такая память ограничивается воспоминаниями о бабушках-дедушках (максимум, о ком-то из прародителей). А ведь история рода может тянуть свои корни далеко вглубь ушедших веков, а иногда даже тысячелетий. На почве интереса к предкам и появилась наука генеалогия — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов. Генеологическое древо (графическое изображение всех поколений рода) начинают составлять одновременно с изучением метрических книг. Генеалогическое древо – это один из видов представления родословной, когда связи вместо родственниками отображаются в виде символического дерева – от «корня» к «ветвям». Исследование показало, что 36,6% опрошенных имеют генеологическое древо семьи (7 поколений). По данным полученным в ходе опроса, изучение родословной и созданием древа семьи на 16% чаще занимаются татары. Итак, метод построения генеалогического древа является эффективным методом нравственно-патриотического воспитания. Взаимодействие с родителями по вопросу изучения генеалогического древа  способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Семья представляет собой  исходный элемент общества, «клетку» социального «организма». Но только немногие осознают сегодня всю значимость и необходимость изучения истории семей — родословия, генеалогии, без которой невозможно полноценное развитие исторической науки; генеалогические изыскания нередко воспринимаются как чисто «любительское» занятие. Между тем история родов, история семей способна уловить и понять такие аспекты, грани, оттенки истории района в целом, которые ускользают от внимания при изучении более «крупных» компонентов общества, — классов, сословий, этнических, конфессиональных, профессиональных и иных «групп» населения. Тщательное изучение истории любого рода, любой семьи — то есть, иначе говоря, личной предыстории каждого из живущих на селе — может раскрыть нечто общезначимое и существенное для понимания исторического развития района вообще.

 История района, как огромное мозаичное панно, складывается из историй отдельных сел и деревень, родов и семей. В 48,6% семьях передаются только некоторые отрывочные моменты из истории рода, в целом не принято вести записи о прошлом семьи. В 39,4% семьях существует прочная традиция передачи истории рода из поколения в поколение. Лишь в 12% семьях опрошенных не принято говорить о прошлой истории рода. При этом в татарских семьях бережное сохранение истории, социально-культурного наследия семьи и традиция передачи их из поколения в поколение выражена сильнее (на 11%), чем у представителей русской диаспоры. У татар в отношениях между родителями и детьми до сих пор прослеживаются влияние народных традиций.

Представление девочек об истории семьи существенно отличается от мнения мальчиков. Можно утверждать, что в семьях девочек существует в большей степени прочная традиция передачи истории семьи их поколения в поколение (41,4%), в то время в семьях мальчиков передаются лишь отрывочные моменты из истории их семьи (50,6%).

В большинстве семьях о необходимости уважения национальной культуры говорит женская половина (мать – 54,8% и бабушка – 41,9%). В 35,6% семьях — отец, 11,8% — дедушка, 4,4% — другие родственники, 3,1% — брат, 1,7% — сестра, 0,2% — никто. Исследование показало, что о продолжении национальных традиций семьи с мальчиками на 9% разговаривают чаще всего мужчины (отец, дедушки, братья), а с девочками – на 24% больше женщины (мать, бабушки, сестры).

Итак, большая роль в решении задач духовно-нравственного воспитания личности ребенка и реализации их личностного потенциала принадлежит именно семье. Семья имеет значительные воспитательные возможности, обладает рядом специфических особенностей как коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровородственными связями. Родительский чувства, родительская любовь – это своеобразный катализатор, ускоряющий развития личности, личностного потенциала. Функции семейного воспитания неотделимы от содержания воспитательно-образовательного процесса школы, и в то же время они имеют свою специфику, обусловленную ролью семьи в жизни ребенка. В большинстве семей (64,5%) воспитанием детей занимаются оба родителя, 36,3% — воспитывают родители и старшие родственники (бабушки, дедушки), 11,3% — только мать, 1,5% – только отец, 1,5% только бабушка и дедушка (либо один из них), 4,8% — живут с матерью, но отец тоже принимает участие в воспитании, 0,2% — живут с отцом, но мать тоже принимает участие в воспитании.

В современном обществе школьники сталкиваются с различного рода трудностями. Проблемы современных школьников должны в полной мере интересовать учителей, классных руководителей и родителей. Ведь многие проблемы учеников могут стать причиной их не успешности в дальнейшем. В трудную ситуацию учащиеся рассчитывают на родителей (71,2%), друзей (29%), 20,4% — других родственников, 14,9% — самого себя, 5% — учителей. Среди тех, кто рассчитывает на помощь родителей, друзей и учителей больше всего девочек и школьников татарской национальности, мальчики же и учащиеся из русских семей привыкли опираться на других родственников или на самих себя.

Школьники хотели бы обсуждать проблемы с родителями (66%), друзьями (33,3%), братьями/сестрами (22,2%), прародителями (6,3%), одноклассниками (4,6%), другими родственниками (2,9%), учителем (2,5%), психологом (2,3%). С родителями, друзьями одноклассниками, учителями, психологом чаще всего хотели бы обсуждать проблемы девочки, а с братьями/сестрами, дедушкой/бабушкой, другими родственниками – мальчики. Сравнительный анализ ответов школьников русской и татарской национальности выявил некоторые различия. При разрешении различных проблем обращаются к родителям, одноклассникам и учителям чаще учащиеся из татарских семей, к братьям/сестрам, прародителям, другим родственникам и друзьям – из русских семей. У школьников наблюдается большая привязанность к своей семье, особенно к родительской.

Поскольку основные события в школьном возрасте происходят на личностном уровне, учащемуся нужен человек, который решает те же вопросы, что и он сам, поможет и поймет его. Дружба представляет собой взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. В друге ищут взаимопонимания, сходства. Большинство опрошенных (81,7%) имеют много друзей. 17,7% — только несколько близких друзей, 0,6% — не имеют друзей. Друзьями являются одноклассники (73,7%), друзьями детства (59%), соседями (22,9%), братьями/сестрами (9,1%).

Образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и интеграцию различных субъектов духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание является важнейшей составной частью целостного процесса образования. Собирая по крупицам историю своего села, школы, дети вырастают патриотами своей малой Родины, не только овладевают определенными знаниями и умениями, в них развивается эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно улучшать, облагораживать среду, в которой они живут. Больше половины учащихся сделали что-то совместно со своими одноклассниками для своей школы и села. Среди них на 5% больше девочек, нежели мальчиков. Школьники из русских семей чаще (на 10%) кооперируются со своими одноклассниками для совместной работы во благо родной школы, села. При этом большинство учащихся делали плакаты (71,4%). Остальные убирались на школьных субботниках (35,7%), выступали за школу и село (35,7%), помогали пожилым людям (28,6%). При этом, девочки занимались более творческой работой (90% рисовали плакаты, 50% участвовали в различным мероприятиях), в то время мальчики, как представители сильного пола, занимались больше физическим трудом (50% были задействованы на школьных субботниках). На добрые дела школьников сподвигнули родители (42,5%), учителя (26%), друзья (12,6%), одноклассники (5,1%). Большинство (52,6%) сами решились на это. Сравнительный анализ ответов мальчиков и девочек показал, что осознанное добровольческое начало у девочек превалирует над показателями мальчиков. В отличие от девочек, на мальчиков оказывают давление родители (52,5%), учителя (27,1%), друзья (18,8%), одноклассники (7,2%).

Формирование личности в деятельности учащихся имеет свою специфику на каждом этапе возрастного развития школьника. Так, в младшем школьном возрасте – это воспитание устойчивого интереса к труду на общую пользу (трудолюбие), дисциплинированности и желания трудится в коллективе, оказывать помощь товарищам; в подростковом возрасте — это воздействие на становление и преобладание в структуре личности социально значимых мотивов труда, когда школьники добровольно выполняют не всегда привлекательное для себя дело ради сознательно принятой им вместе с коллективом общественно значимой цели и развитие на этой основе общественно-трудовой активности; в старшем возрасте  — это формирование потребности в творческом труде на пользу общества как переживание школьником чувства общественного долга и ответственности и выбор на этой основе своего жизненного пути. Школьники добровольно выполняют свою работу, большинство из них не хотят отказываться от нее. Среди них девочек на 7% больше. Каждый десятый расценивал эти действия как обязанность (больше мальчиков на 4,4%).

Учащиеся хотели бы совершить следующие хорошие поступки: помочь людям, благотворительностью (22,2%); помочь больным детям (13,9%); помочь пожилым людям (11,1%); помочь инвалидам (8,3%); построить приют для бездомных животных (8,3%); посадить деревья (8,3%). Для того чтобы преобразовать свое родное село учащиеся хотели бы построить дороги (50%), спортивные площадки (48,1%), красивые дома (42,5%), музеи (21,9%), храмы, мечети (20,4%), клубы (17,2%), почту (4,3%). Несмотря на то, что религия как ценность у школьников обоих полов занимает равное место, на 3,5% больше девочек, которые в качестве преобразования села рассматривают возведение храмов и мечетей. Интересен тот факт, что школьники, которые хотят жить в своем родном селе желают построить дороги, в то время, как те, кто намерен его покинуть и жить в городе хотят улучшить сферу досуга (построить спортивные площадки, клубы, музеи).

В родном селе и школе учащихся проходят концерты (37,8%), спортивные соревнования (16,2%), «Созвездие» (10,8%), субботники (8,1%). 8,1% респондентов считают, что проходят много не нужных для детей мероприятий.

Система дополнительного образования района представлена 6 учреждениями дополнительного образования детей: Детская музыкальная школа, Дом детского творчества, Детско-юношеская спортивная школа, Центр внешкольной работы, Детский образовательно-оздоровительный центр «Каскад». Учреждения дополнительного образования детей представляют Высокогорский муниципальный район на мероприятиях республиканского и российского уровня.

Не смотря на то, что подавляющее большинство опрошенных (93,3%) ответили, что их все устраивает в досуге, они хотели бы посещать следующие кружки: 1. спортивные секции (61,2%), 2. музыкальные кружки (28,1%), 3. кружок рисования (22,9%), 4. компьютерные кружки (22,5%), 5. технические кружки (9,8%). Кружки и секции для школьников позволяют не только развить скрытый их потенциал, но также организовать их свободное время. Школьники вне зависимости от их половой принадлежности интересуют спортивные секции. Девочки чаще увлекаются рисованием (89,3%) и музыкой (84,1%). Мальчики выбирают технические (79,5%) и компьютерные кружки (63%). Приоритетным направлением воспитания и дополнительного образования детей является профилактическая работа по предотвращению асоциального поведения детей и подростков.

Таким образом, исследование показало, что духовно-нравственное воспитание в семье и в школе оказывает большое влияние на потенциал подрастающего поколения. Учащиеся школ Высокогорского муниципального района РТ обладают высоким личностным потенциалом, реализации которого будет способствовать развитию их родного села и района. Желание остаться в селе, облагородить его своими силами  свидетельствует о высокой любви к своей «малой» родине. Школьники не только стремятся самосовершенствоваться сами, получить достойное образование, но и развивать свой район, свою «малую» родину.

Список литературы:

  1. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие //Новое в лингвистике. — Вып. 6. Языковые контакты. — М., 1972. — C. 25-60.
  2. Ибрагимова А.А. Интегративные процессы образования в сельской территории: Кейс-стади Высокогорского муниципального района Республики Татарстан: монография / А.А. Ибрагимова. – Казань: Отечество, 2014. – 112с.
    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЩАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ (ЭТНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
    Written by: Ибрагимова Алиса Ахтямовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/17/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook