28 Апр

РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Сельское хозяйство играет огромнейшую роль в развитии российской экономики и государства в целом.  Именно оно обеспечивает население продуктами питания, обеспечивает отрасли лёгкой промышленности сырьём и активно влияет на развитие тяжёлой промышленности [2,с.222].

В связи с текущей политической и экономической ситуацией в нашей стране и в мире, темы, касающиеся агропромышленного комплекса, как никогда актуальны, так как одной из наиболее пострадавших от санкций отраслей является агропромышленный комплекс.

Важнейшим условием ускорения процесса интенсификации является госу­дарственное регулирование экономики, осуществляемое в двух основных фор­мах:  прямое государственное финансирование или создание льгот­ных условий для тех предприятий, которые активно расширяют свою научно-исследовательскую деятельность, внедряют прогрессивную технику и техноло­гию; шире следует использовать и методы ускоренной амортизации фондов. Имеет смысл также разработать комплексно-целевую программу «Интенсифи­кация экономики России и ее различных регионов при рыночных отношениях», в которой надо учесть отраслевые и территориальные особенности инноваци­онного развития производства [4,с.75].

Республика Татарстан уделяет большое развитие агропромышленному комплексу,  который представляет собой значимую сферу народного хозяйства и играет важную роль в экономике Республики. Развитие агропромышленного комплекса было и остается одним из стратегических приоритетов экономической и социальной политики Республики. На поддержку агропромышленного комплекса выделяется до 10 процентов средств бюджета Республики Татарстан.

     Республика входит в тройку лидеров среди субъектов Российской Федерации по объему валовой сельскохозяйственной продукции и полностью удовлетворяет потребности населения в основных продуктах питания. В Республике Татарстан самый дешевый минимальный набор продуктов питания среди субъектов Российской Федерации.

     Общая земельная площадь республики составляет 6,8 млн. га, в т.ч. сельхозугодий 4,5 млн. га, из них 3,4 млн. га пашни. Численность населения, проживающего в сельской местности, — 925 тыс. человек, что составляет 24,3 процента населения Республики Татарстан.

Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет 6,0%.

По данным Росстата, в 2013 году в Республике было произведено продукции сельского хозяйства на сумму 160,6 млрд. рублей, в т.ч. продукции растениеводства — 79,0 млрд. рублей, продукции животноводства — до 81,6 млрд. рублей.

В 2013 году произведено: зерна — 84,6%, сахарной свеклы — 88,3%, подсолнечника — 94,0% в сельскохозяйственных организациях; картофеля — 90,9%, овощей — 78,1% в домашних хозяйствах; скота и птицы на убой — 67,5% в сельскохозяйственных организациях, 29,0% в домохозяйствах и 3,5% — в   фермерских хозяйствах; молока — 37,7% в семейных хозяйствах, 55,7% — в сельскохозяйственных организациях, 6,6% — в фермерских хозяйствах [1].

         В 2013 году по результатам финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций Республикой  получено прибыли (до налогообложения) — 2 571 млн. рубле или на 55,3% меньше уровня 2012 года[1].

Уровень совокупной рентабельности с учетом субсидий – в 2013 году составило  4,4%, а в 2012 году — 10,3%, без учета субсидий убыточность — 15,3%, а в 2012 году — 18,2%. Доля прибыльных организаций снизилась и составила — 80,3%  на 3,5 % ,в 2012 году составляло — 83,8%.

В соответствии с заключенными соглашениями в республиканском бюджете на государственную поддержку сельского хозяйства в 2013 году выделено  4 302,70 млн. рублей, из которых направлено непосредственным получателям 4 302,70 млн. рублей, что является 100% от предусмотренного годового объема, из них на:

— поддержку животноводства — 928,0 млн.рублей (100%);

— поддержку растениеводства — 1 301,89 млн.рублей (100%);

— субсидирование процентных ставок по кредитам и займам — 664,30 млн. рублей (100%);

— поддержку экономически значимых региональных программ — 582,98 млн. рублей (100%);

— ФЦП «Социальное развитие села» — 695,07 млн. рублей (100%);
— поддержку начинающих фермеров — 48,06 млн. рублей (100,0%);
— развитие семейных животноводческих ферм — 82,40 млн. рублей (100,0%).

Государственная поддержка науки и производственных инноваций среди других мер является наиболее эффективной формой использования
бюджетных средств в сельском хозяйстве. Инвестиции в эту сферу имеют
высшую окупаемость (30-75%) и долгосрочную перспективу.

В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к открытию и захвату новых рынков[3,c.91].

Благодаря системной модернизации и обновлению предприятий отрасли удалось стабилизировать и увеличить объемы производства продукции. Не смотря на то, что технологическое и техническое перевооружение сельского хозяйства в современных условиях является ключевой проблемой обеспечения продовольственной безопасности России [5,c.188].

Только создание и освоение новой техники и машинных технологий в сельхозпроизводстве позволит увеличить качество и конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции. Для развития сельского хозяйства и энергообеспечения требуется государственная поддержка, особенно при разработке и освоении энерго и ресурсосберегающих агротехнологий.

По данным Росстата, инвестиции в основной капитал, направленные на развитие сельского хозяйства Республики Татарстан в 2013 году составили 11 184,7 млн. рублей, индекс физического объема инвестиций — 79,9%.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в 2014 году было представлено на рассмотрение Комиссии АПК 112 инвестиционных проектов на общую сумму кредитных средств 18 644 856 тыс. рублей. в том числе:

  • 49 инвестиционных проектов, кредитные договоры по которым заключены в 2012 году на общую сумму кредитных средств 8 040 217,3 тыс. рублей;
  • 59 инвестиционных проектов, кредитные договоры по которым заключены в 2013 году на общую сумму кредитных средств 10 596 237,2 тыс. рублей;
  • 4 инвестиционных проекта, кредитные договоры по которым заключены в 2013 году на общую сумму кредитных средств 8 401,5 тыс. рублей.

Республике Татарстан в 2013 году из федерального бюджета

перечислены субсидии на поддержку начинающих фермеров в размере 36,26 млн. рублей, на развитие семейных животноводческих ферм — 42,45 млн. рублей.

Из бюджета Республики направлены средства на поддержку начинающих фермеров в размере 48,06 млн. рублей, что больше на 11,8 млн. рублей, а  на развитие семейных животноводческих ферм — 82,40 млн. рублей, так же больше федерального бюджета на 39,95 млн.рублей.

В 2013 году грантовую поддержку в Республике получили 62 хозяйства начинающих фермеров,   вместо  57 начинающим фермерам, индикатор результативности — 108,8%. На развитие семейных животноводческих ферм — 72 хозяйства, вместо  13 хозяйствам, индикатор результативности — 553,8%.

Республике Татарстан   реализуется исключительно «региональный» подход в вопросах оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства

Проанализировав действия государства, экономическую ситуацию в стране и регионе и все произошедшие изменения, которые последовали после введения экономических санкций, можно сделать вывод о том, что политика государства направлена в нужное русло. Несмотря на некоторые негативные факторы, в России стали осуществлять шаги для развития и расширения российского рынка, что требовалось достаточно давно, чтобы уменьшить зависимость от импорта. Кроме того, открытие новых производств улучшит экономическую ситуацию в стране и в регионе связанную с появлением рабочих мест для населения

Введенные экономические санкций против России, позволило   расширить перспективы для сотрудничества с поставщиками из других стран, которые раньше не присутствовали на российском рынке. Это создает здоровую конкуренцию и предотвращает появление альянсов, что позволяет учитывать интересы потребителей и дать толчок для развития страны и регионов которое будет обеспечено только правильной государственной политикой и поддержкой.

Список литературы:

  1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
    от 8 апреля 2013г.N235 «Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы».
  2. Мусташкина Д.А., Хаялеева Ч.С., Карпова Н.В. Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан. Ученые записки. КГАВМ им. Н.Э.Баумана.№223 2015г. с.221-223.
  3. Мусташкина Д.А. Развитие и поддержка малых форм сельского хозяйства. Наука и образование ХХ1 век. Международная научно практическая конференция 30.09 2013г. ИздательствоТРОО-Вып.7.-Ч.20 с.91.Тамбов.
  4. МусташкинаД.А., Устюжина О.Н. Инновационное развитие агропромышленного комплекса России в современных условиях. Вестник торгово-технологического института. 2012. № 3 (6). С. 75-78.
  5. Ханнанов М.М. Проблемы методологии исследования рисков и их оптимизация. Путеводитель предпринимателя . Научно- практическое издание.  Выпуск ХХII . Москва 2014г. с.187-191.
    РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
    В статье рассмотрены основные вопросы развития агропромышленного комплекса в Республике Татарстан. Государственная поддержка и эффективное использование бюджетных средств в сельском хозяйстве.
    Written by: Мусташкина Дания Абдулловна, Ханнанов Марат Минигаянович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/20/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook