25 Июл

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В наше неспокойное время проблема тревожности становится всё более актуальной. Этому способствуют кризисы в сфере политики и экономики, рост преступности и терроризма, проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности. Но, помимо этих причин тревожности существуют и другие, менее очевидные, но более глубокие и в большей степени касающиеся каждого из нас. Это — отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и правил выхода из конфликтных ситуаций. Проблема тревожности, понимаемой в психологии как переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей неприятности или опасности, является недостаточно изученной, несмотря на большое количество исследований в отечественной и зарубежной психологии. Принято различать тревожность как эмоциональное состояние и устойчивое свойство (черту личности или темперамента). Интерес к исследованию тревожности в последние годы существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределённость и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряжённости, тревоги и тревожности. Тревожность изучается преимущественно применительно к успешности деятельности: школьная тревожность, экзаменационная, соревновательная и т.д. Известно, что существует оптимальный уровень тревожности и связанной с ней общей активации личности, которая способствует успешности деятельности. В то же время, высокая тревога и тревожность как черта личности блокируют нормальное протекание деятельности. В связи с этим большой интерес представляют факторы, вызывающие тревогу, к каким относится учебная деятельность студентов, и личностные факторы, обуславливающие высокую подверженность тревоге в широком классе ситуаций. Как устойчивая характеристика, тревожность диагностируется уже в трёхлетнем возрасте, что и предопределяет необходимость создания эффективного метода её коррекции.

Тревожность у студентов проявляется в поведении ребят весьма разнообразно, порой неожиданно, «маскируясь» под другие проблемы. Основные её диагностические признаки — пассивность на занятиях, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны преподавателя. На перемене тревожный студент не может найти себе занятие, любит находиться среди других студентов, не вступая в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок студент начинает чаще болеть, его сопротивляемость соматическим заболеваниям снижена. Можно предположить, что имеются особенности проявления тревожности связанной с учебной деятельностью, что должно находить своё отражение в их отношении к экзаменам, в различиях, которые возникают в ситуации между их личностной и ситуативной тревожностью. Наша работа посвящена исследованию различий в проявлении тревожности студентов в учебной деятельности. В своей работе мы исходили из теоретических подходов к исследованию тревожности A.M. Прихожан (2000), А.И. Захарова (1987, 1988) и других отечественных исследователей, а также концепции тревожности К. Хорни (1987) и X. Люшера (1976). В нашей работе мы рассматриваем изучение психических состояний в условиях познавательной и учебной деятельности, для которых свойственны состояния напряжённости и тревожности у обучающихся.

Целью работы является изучение влияния тревожности на учебную деятельность студентов вузов.

Базой исследования стал Дагестанский государственный педагогический университет. Всего в исследовании приняло участие 40 студентов исторического факультета (2 и 3 курсы). Из них 22 юношей и 18 девушек.

На первом этапе исследования мы выявляли влияние самооценки на уровень тревожности студентов. Анализ результатов, полученных по методике Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн — А.М. Прихожан. Полученные результаты демонстрируют значимое влияние самооценки способностей на все шкалы тревожности (Таб.1,2). В отношении самооценки усилий наблюдается значимое ее влияние на межличностную тревожность. На другие шкалы тревожности ее значимого влияния не обнаружено.

Таблица 1

Основные результаты дисперсионного анализа влияния самооценки способностей на тревожность студентов

Независимая

переменная

Зависимая переменная Средний квадрат F Знач. Частн. Эта2
самооценка способностей общая тревожность 9511,409 27,892 ,000 ,105
учебная тревожность 1562,089 45,595 ,000 ,160
самооценочная_тревожность 414,731 14,523 ,000 ,057
межличностная_тревожность 642,416 17,385 ,000 ,068

Таблица 2

Средние значения уровня тревожности студентов с разным уровнем самооценки способностей

Зависимые

переменные

Уровень самооценки Среднее Стд.

отклонение

95% довер. интервал N
Нижняя

граница

Верхняя

граница

 
общая

тревожность

низкий 65,33 18,272 61,993 68,662 19
высокий 52,76 18,654 49,469 56,056 21
Итог 58,97 19,473     40
учебная

тревожность

низкий 17,08 5,820 16,027 18,141 19
высокий 11,99 5,885 10,948 13,036 21
Итог 14,51 6,374     40
самооценочная

тревожность

низкий 16,37 4,921 15,405 17,335 19
высокий 13,75 5,726 12,793 14,699 21
Итог 15,04 5,492     40
межличностная тревожность низкий 17,13 6,453 16,037 18,232 19
высокий 13,87 5,690 12,785 14,953 21
Итог 15,48 6,283     40

Сравнивая средние значения, мы наблюдаем, что у испытуемых студентов с низким уровнем самооценки способностей уровень тревожности по всем исследуемым шкалам выше, чем у испытуемых с высокой самооценкой своих способностей, т.о., студенты, которые высоко оценивают свои способности, менее тревожны, чем студенты с низкой самооценкой своих способностей.

В отношении самооценки везения и самооценки трудности учебы статистически значимых влияний не обнаружено.

Также мы исследовали взаимосвязь между самооценкой и успеваемостью, что бы еще раз убедиться, есть ли линейная связь: самооценка—-тревожность—-успеваемость.

Для этого мы использовали методику Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн — А.М. Прихожан и уровень успеваемости студентов, который выявлялся при анализе аттестационных оценок по основным для данного факультета учебным дисциплинам.

Сравнение средних значений по показателям успешности обнаруживает, что у испытуемых с низкой самооценкой способностей и с низкой самооценкой усилий показатели успешности ниже, чем у испытуемых с высокой самооценкой способностей и усилий. (Таб.3, 4)

Таблица 3

Средние значения уровня успешности учебной деятельности студентов с разным уровнем самооценки способностей и усилий

Независимые переменные Зависимые

переменные

Уровень

самооценки

Среднее Стд.

отклонение

95% довер. интервал N
Нижняя

граница

Верхняя

граница

 
самооценка способностей оценка

преподавателя

низкий 3,5263 2,50011 3,098 3,954 119
высокий 6,9284 2,23439 6,506 7,351 122
Итог 5,2485 2,91469     241
самооценка усилий оценка успеваемости низкий 2,8807 ,97921 2,707 3,055 119
высокий 4,2270 ,94843 4,055 4,399 122
Итог 3,5622 1,17471     241

Таблица 4

Основные результаты дисперсионного анализа влияния самооценки способностей и усилий на успешность учебной деятельности студентов

Независимая

переменная

Зависимая переменная Средний

квадрат

F Знач. Частн.

Эта2

самооценка способностей оценка успеваемости 109,200 117,570 ,000 ,330
оценка преподавателя 697,237 124,204 ,000 ,342
самооценка усилий оценка успеваемости 8,776 6,506 ,011 ,026
оценка преподавателя 61,175 7,393 ,007 ,030

На следующем этапе нашего исследования мы выявляли влияние уровня личностной и ситуативной тревожности на успеваемость студентов.

По результатам проведенного анализа на выявление успеваемости студентов старших курсов вузов нами было обнаружено, что из 40 человек, участвовавших в нашем исследовании, учатся на «отлично» 28% испытуемых (9 человек); просто успевают по предметам, но не отличники — 72% испытуемых (23 человека).

Для выявления влияния уровня тревожности на успеваемости студентов вузов мы использовали корреляционный анализ Спирмена, который позволил выделить внутреннюю взаимосвязь между успеваемостью и уровнем личностной и ситуативной тревожности.

При интерпретации результатов экспериментального исследования нами были выявлены следующие показатели.

  1. Из 40 человек, участвовавших в нашем исследовании, — 28% (9 человек) – отличники.
  2. По методике Спилбергера — Ханина высокий уровень личностной тревожности выявлен у 34,4% испытуемых (11 человек); среди них все 9 человек, которые учатся на «отлично».

Высокий уровень ситуативной тревожности по методике Спилбергера — Ханина показывают 6% испытуемых (2 человека).

Из этих данных мы можем сделать вывод о тенденции к высокому уровню тревожности у студентов, учащихся на «отлично».

ЛИТЕРАТУРА

1.​ Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. — М., 2004.

2.​ Микляева М. Школьная тревожность ученика: способы её выявления. М., 2007

3.​ Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург, 2007

4.​ Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Перевод с французского В. Большакова М., 2006

5.​ Хорни К. Собрание сочинений в 3х томах. — М.: Смысл, 2007, т. 2.

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
работа посвящена исследованию различий в проявлении тревожности студентов в учебной деятельности.
Written by: Гасанова Патимат Гасановна, Даудова Динара Магомедовна, Кимпаева Эльмира Арсеновна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 02/28/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
Available in: Ebook