29 Авг

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДВОДНИКОВ НА АДАПТАЦИЮ К УСЛОВИЯМ ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Введение

Подводный флот в силу специфики решаемых им задач, обладания важной особенностью скрытного и недосягаемого несения значительного стратегического оборонительного потенциала, в том числе ядерного, является одним из основных оплотов безопасности государства. [1,4,8,9,10,12]. В условиях сложной технической конструкции подводных лодок, замкнутости и ограниченности внутреннего пространства при высокой насыщенности  и концентрации сложными техническими устройствами и механизмами при  информационной и социальной изоляции, постоянной опасности для жизни, психологические условия деятельности моряков-подводников  остаются крайне интенсивными и напряженными. В то же время, морякам-подводникам  приходится находиться  в  сфере  непосредственных военно-профессиональных и межличностных контактов [2,5,6,11,12,13]. Индивидуальные психологические особенности моряков подводников оказывают   существенное   влияние   на  адаптацию к новым условиям службы, формирование сплоченности и благоприятного психологического климата в экипаже, которые способствуют современному и полному выполнению экипажем подводной лодки всех поставленных боевых задач [3,7,9,11,12].

Целью исследования является  изучение индивидуальных психологических особенностей подводников,  начинающих службу в специфических условиях подводной лодки с постоянной и выраженной опасностью для жизни для улучшения адаптации к новым условиям службы, формирования сплоченности и благоприятного психологического климата в экипаже.

Материалы и методы

Материалом исследования послужила выборочная  совокупность 35 молодых моряков-подводников, проходящих службу в экипаже подводной лодки в 2014-2015гг. В исследовании использована   экспериментально-психологическая методика определения индекса  групповой  сплоченности  Сишора. Для анализа полученных данных использовался показатель дисперсии (M±m). Уровень статистической значимости, при котором отклонялись нулевые гипотезы, составлял менее 0,001.  Статистический анализ данных проводился с использованием программного обеспечения EpiInfo (TM) 3.4.1. и SPSS 15.0 для Windows.

Результаты и обсуждения

Высокий уровень самооценки выявлен   у 12 (34,0±1,28%) подводников, средний — у 23 (66,0±1,56%) моряков. Высокий уровень мотивации достижений представили  1(3,0±0,06%) моряков, средний – у 1(3,0±0,06%) подводников, низкий уровень мотивационных достижений показали 20(57,0±0,71%). Отмечается значительное преобладание низких ожиданий мотивационных достижений у молодых моряков-подводников в отличие от других показателей индивидуальных психологических личностных особенностей. Низкий уровень тревожности (отсутствие тревожности) выявлен у 25(71,0±0,24%), средний — у 10(29,0±0,18%), высокого уровня тревожного ожидания среди молодых моряков-подводников, прибывших на подводную лодку в течение 1-2 лет не зафиксировано. Высокая нервно-психическая устойчивость диагностирована у 7(20,0±0,09%) молодых подводников, средняя — у  25(71,0±0,86%), низкая — у 3(9,0±0,63%).

Коммуникативный потенциал как высокий показали при исследовании   11(31,0±0,17%), средний – 23(66±0,29%), низкий -1(3,0±0,05%) молодых моряков экипажа подводной лодки.  Показатель уровня адаптации зафиксирован как  высокий у 10(29,0 ±0,08%) членов экипажа, средний уровень адаптивных возможностей выявлен у 21(60,0±0,47%) моряка-подводника. Низкий адаптационный потенциал диагностирован у 4(11,0±0,09%) подводников (таб.1).

Таблица №1

Психологические показатели индивидуальных особенностей группы  моряков-подводников в  условиях замкнутого пространства.

 

 

п\п

Психологи-

ческие

показатели,

n=35

      Высокий         Средний          Низкий
абс   % М(Х)

 

абс    % М(Х)

 

 

 абс    % М(Х)

 

1.

 

  Уровень

самооценки

 12

 

 

 34,0

 

 

34,0

±

1,28

  23

 

 66,0

 

66,0

±

1,56

   0

 

 

  0

 

 

  —
2.

 

 Мотивация    достижений   1   3,0 3,0      ±

0,06

  14  40,0

 

40,0

±

1,13

  20 57,0

 

57,0

±

0,71

3.  Тревожность (отсутствие тревожности)   25  71,0 71,0

±

0,24

  10 29,0

 

29,0

±

0,18

   0    0

 

  —
4. Нервно-спихическая устойчиво-

сть (НПУ)

 

  7  20,0

 

20,0

±

0,09

  25 71,0

 

71,0

±

0,86

   3   9,0 9,0

±

0,63

5. Коммуникатив-ный потенциал  11  31,0 31,0

±

0,17

 

  23

 

66,0

 

66,0

±

0,29

 

    1   3,0  3,0

±

0,05

6. Уровень адаптации  10  29,0 29,0

±

0,08

  21  60,0 60,0

±

0,47

    4  11,0 11,0

±

0,09

7.      Всего, N=210,  M ±m

 

           66

   31,4±1,28% 

            116

       55,2±1,53%

             28

     13,3±0,76%

Отмечается преобладание средних показателей индивидуальных психологических особенностей среди моряков-подводников: у 116(55,2±1,53%) выявлены средние данные уровней самооценки, достижения мотивации, нервно-психической устойчивости, тревожности, коммуникативного потенциала, адаптации. Высокий уровень индивидуальных особенностей зафиксирован у 66(31,4±1,28%) моряков. Низкий уровень — у 28(13,3±0,76%) (рис 1).

Выявлена положительная корреляционная связь между индивидуальными психологическими показателями молодых моряков подводников со сроками службы от 3 месяцев до 2 лет и уровнем  адаптационного потенциала. Определяется сильная и средняя положительная корреляционная связь между высокими и выше среднего показателями уровня самооценки (r=0,32-0,69), мотивации достижений (r=0,33-0,72), НПУ(r=0,36-0,59), коммуникативности (r=0,37-0,77) и высоким и средним уровнем адаптационного потенциала. Выявлена сильная и средняя отрицательная корреляционная связь между низкими показателями уровня самооценки (r= -0,22-0,46), мотивации достижений (r=-0,48-0,58), НПУ(r=-0,22- 0,65), коммуникативности (r=-0,63-0,30) и  высоким и средним уровнями адаптационного потенциала.

Выявлена слабая и средняя положительная корреляционная связь между низкими  показателями индивидуальных психологических особенностей и низким уровнем адаптационного потенциала: самооценка (r=0,55), мотивация достижений (r=0,70), НПУ(r=0,37), коммуникативность (r=0,44)( таб.2).

Таблица №2

Корреляционная связь между факторами   индивидуальных  психологических

особенностей личности  и уровнем адаптационного потенциала.

 

п\п

 

Психологические

показатели,

n=210

 

Уровень адаптационного потенциала,

корреляционная связь  (r)

 

      Высокий        Средний         Низкий  
 

1.

 

 

Уровень

самооценки

   Высокий          0,64*           0,39         — 0,29
   Средний   0,32           0,43         — 0,24
   Низкий         -0,46          -0,22           0,55
 

2.

 

 

Мотивация    достижений

   Высокий          0,72*           0,33         — 0,36
   Средний        0,53           0,61          -0,39
   Низкий         -0,48          -0,58           0,70
 

3.

 

Тревожность

  Высокий         — 0,57         — 0,41           0,28
  Средний          -0,40          -0,33           0,36
  Низкий           0,78           0,62         — 0,52
 

4.

Нервно-психическая устойчи-

вость (НПУ)

  Высокий           0,51*           0,46         — 0,38
  Средний           0,36           0,59         — 0,40
   Низкий          -0,65          -0,22           0,37
 

5.

Коммуника-

тивный потенциал

 

  Высокий           0,48*           0,37          -0,29
  Средний           0,30           0,77          -0,28
   Низкий          -0,63           0,30           0,44

Примечание: *– различия достоверны при .p<0,001.

Выявлено достоверное преобладание сильных положительных корреляционных связей  над средними при высоких индивидуальных психологических показателях и высоких адаптивных способностях: при высоком уровне самооценки и высоких адаптивных способностях  (r=0,64 и 0,32; p<0,001), при высоких мотивационных достижениях и высоких адаптивных способностях (r=0,72 и 0,53; p<0,001); высокой нервно-психической устойчивостью и высоким адаптационным потенциалом (r=0,51 и 0,36; p<0,001; высоким коммуникативным потенциалом и высоким адаптивным потенциалом (r=0,48 и 0,30; p<0,001).

Заключение

В  качестве   обобщенных  психологических характеристик  любого коллектива или  экипажа подводной лодки служат эффективность, сплоченность  и надежность их совместной деятельности. Критериями эффективности являются реальные результаты совместной деятельности.  Сплоченность и  надежность  экипажа,  характеризующиеся единством   действий,   поведения,   оценкой  происходящих  событий, однородностью  возникающих при этом настроений  и чувств, уровнем взаимопомощи и поддержки среди  членов группы. В состав психологических свойств и проявлений прежде всего входят:  взаимная  симпатия, положительный  характер  эмоциональных установок,  общность интересов  и потребностей,  сходство динамической направленности   психофизиологических реакций  при операторской  деятельности,  отсутствие  в экипаже выраженных  эгоцентрических устремлений, соответствие или дополнение профессиональных  умений и компетенций отдельных членов экипажа с учетом  внешних  условий, в которых    протекает  служебная  деятельность,   и   внутренних   индивидуально психологических характеристик участников деятельности и совместной службы.

Список литературы

  1. Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности: Дис. канд. психол. наук. М., 1994.
  2.  Быстров С.А. Надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ в экстремальных условиях: Дис. … канд. психол. наук. М., 1996.
  3. Берг Т. Н. Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота : Дис. … канд. психол. наук : 19.00.03 : Москва, 2003.
  4. Булгаков А.В.  Психология межгрупповой адаптации на кораблях Военно-Морского Флота России. Автореферат дисс….докт.психол.наук, 2007. 463с.
  5. Газуан Ф.Н. Социально-психологические основы сплочения первичных воинских коллективов Сирийской Армии: Дис. … канд. психол. наук. М., 1994.
  6. Зейда В.Ф.Психические состояния военнослужащих ВМФ как потенциал адаптации к условиям профессиональной деятельности / В.Ф.Зейда, В.А.Ткачук //Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: РГПУ им А.И. Герцена. — 2008. С.164-166.
  7. Калюжный А.С.    Психология    коллектива   воинского подразделения:  Учеб.  пособие.  [Электронный  ресурс] Режим  доступа: http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/FVO/disciplines/study-vospitat/php.
  8. Караяни А., Сыромятников И. Прикладная военная психология: Учебно-методическое пособие. — СПб: Питер, 2010. — 389 с.
  9. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Дис. … докт. психол. наук. С-Пб.1996.
  10. Перевалов В.Ф.Персонализация процесса подготовки офицеров к руководству: Дис. … докт. психол. наук. М., 1995.512с.
  11. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник. / Под ред. А.Г. Маклакова. — М., 2013.438с.
  12. Селезнев В.Н. Психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов в особых условиях службы: Дис. … докт. психол. наук. М., 1997.
  13. Слаква С.Г. Стиль общения в социально-психологической адаптации выпускников командных академий Вооруженных Сил: Дис. … канд. психол. наук. М., 1996
    ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДВОДНИКОВ НА АДАПТАЦИЮ К УСЛОВИЯМ ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА
    Written by: Королева Ирина Николаевна, Закревский Юрий Николаевич, Караяни Александр Григорьевич
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/17/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)
    Available in: Ebook