30 Апр

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК ПОКАЗАТЕЛЬСУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В зарубежной психологической литературе термин «субъективноеблагополучие» стал использоваться сравнительно недавно, хотя изучение данного феномена зарубежными психологами началось в 60-е годы прошлого века (Cantril, 1965; U.Wilson, 1967; Bradburn, 1969; Campbell, Converse, Rogers, 1976;E. Diener, 1984, 1999;М. Аrgajl, 2003).Оценка человеком своего благополучия, эмоциональное отношение к  своей жизни стали предметом исследования не только психологов, но и  философов и социологов, которые широко используют такие понятия, как  «счастье», «оптимизм», «удовлетворение», «позитивные эмоции».   Современные отечественные исследователи считают понятие «субъективного благополучие» психологически более точным (К.А. Абульханова-Славская, Ю.Н. Долгов, Е.Е. Бочарова,Т.А. Молодиченко, Г.Л. Пучкова, Р.М. Шамионов).

Подготовка к исследованию, изучение литературы показало, что практически в настоящее время нетдостаточно проверенных диагностических методик для из­мерения субъективного благополучия. Во-многом, это связано с неоднозначностью определения сущности данного понятия. Определения субъективного благополучия, содержащиеся в работах различных авторов, можно сгруппировать в три категории:

  1. Нормативные определения субъективного благополучия. Благополучие определяется по внешним критериям, т.е. по системе ценностей, принятой в данном обществе, в данной культуре.
  2. Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетво­ренностью жизнью и опирается на собственные критерии индивида. Данное определение подразумевает, что благополучие — это гармоничное удовлетворение желаний и стремлений человека.Оно «…связано с  удовлетворенностью  в  различных  сферах  жизни  —  в  учении,  общении,  социальных  отношениях,  труде,  а  также  в  культурной,  экономической,  религиозной,  политической  областях  деятельности  человека» [1.с.112].
  3. Субъективное благополучие тесно связано с житейским пониманием счастья, как превалирования положительных эмоций и чувств над отрицательными.

  В качестве рабочего в нашемисследовании было принято определение субъективного благополучия, которое дает один из ведущих современных исследователей проблемы, Р.М. Шамионов.Ученый трактует субъективное  благополучие  как  понятие,    выражающее отношение  человека  к  себе,  своей  личности,  жизни  и  процессам,  которые  имеют  существенное  значение  для  самой  личности  с  точки  зрения  интернализованных  нормативных  представлений  о  внутренней  и  внешней  среде,  которое  характеризуется  ощущением  удовлетворенности  [2. с. 145].

Учитываяприведенное определение, можно предположить, что удовлетворенность жизнедеятельностью, служит одним из критериев, если даже не самым важным, субъективного благополучия. Это предположение было взято нами за основу при проведении экспериментальной работы.

Целью нашего исследования стало определение субъективного благополучия студентов колледжа. Задачей исследования стало определение у студентов уровня удовлетворенности жизнедеятельностью. Основной методикой стало анкетирование. Базой послужил Саратовский колледж радиоэлектроники им. П.Н. Яблочкова Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

Для проведения исследования были выбраны четыре студенческие группы 2-го и 3-го курсов колледжа: КСК -21 (21 чел.), КСК – 22 (19 чел.) — специальность «Компьютерные системы и комплексы»;  ЭО – 21 (25 чел.), ЭО – 31 (18 чел.) – специальность «Электротехническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Выборка данного исследования составила 83 человека в  возрасте 16-18 лет, из них: 72 юноши и 11 девушек.

Студенты колледжа находятся на первом этапе профессионального становления, от адаптации в образовательном учреждении, во-многом, будет зависеть успешность их дальнейшей жизни.  Как указывает Н.Е. Шустова, в процессе социально-психологической адаптации происходит не столько приспособление индивида к новым социальным условиям, сколько оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей, интересов и стремлений [4]. Автор считает, что социально-психологическая адаптация – это процесс установления соответствия между актуальными потребностями личности и уровнем их наличного и перспективного удовлетворения. На наш взгляд, данное утверждение напрямую связано с субъективным благополучием индивида. Подтверждение находим в работах Р.М. Шамионова, который отмечает, что формирование субъективного благополучия (неблагополучия) основано на механизмах социальной перцепции и оценки, в которой «перцептуальным и оценочным объектом выступает сам субъект со своей жизнью и внешние, по отношению к нему, объекты социального мира — «нормативный» образа жизни, поведения, материального достатка и т.п.Исследователь считает, что результатом перцепции и оценки является состояние удовлетворенности или неудовлетворенности, которое «в процессе дальнейшего обобщения соответственно социальной когнитивно-эмоциональной карты мира личности и создает состояние субъективного благополучия» [2. с. 145].Из этого следует, что удовлетворенность жизнедеятельностью может служить главным показателем субъективного благополучия обследуемых нами студентов.

Мы разделяем мнение Р.М. Шамионова и Е.Е. Бочаровой о том, что «…удовлетворенность личности строится на основе соотношения систем ценностных ориентаций и оценки достижений в тех или иных сферах жизнедеятельности, что дает эффект того или иного отношения к этим сферам, к себе как личности и своим ценностям, ролям, установкам» [3. с. 44]. В связи с этим, при составлении анкеты мы старались охватить все сферы деятельности и взаимоотношений студентов.

Анкета включала в себя 10 вопросов, которые отражали удовлетворенность студентов потребностью в безопасности, потребностью в еде, отношениями с родителями, отношениями с друзьями, отношениями с преподавателями, материальным положением, организацией процесса обучения в колледже (расписание, кол-во занятий и их материально техническое обеспечение, практика), выбранной профессией, положением в обществе (в группе, колледже, дома). Студентам предлагалось оценить степень своей удовлетворенности различными сторонами своей жизни по 10-ти бальной шкале (1 – абсолютно не удовлетворён, 10 – абсолютно удовлетворен)

Полученные результаты позволили вычислить средний балл у каждого студента  и определить уровень удовлетворенности жизнедеятельностью:

1-5 баллов – низкий уровень удовлетворенности жизнедеятельностью;

6-8 баллов – средний уровень;

9-10 баллов – высокий уровень.

Полученные результаты отражены в табл.1.

Таблица 1

Уровни удовлетворенности жизнедеятельностью у студентов колледжа

Студенческие группы

Уровни удовлетворенности жизнедеятельностью

низкий средний высокий
КСК – 21 (21 чел.) 1 (4,8 %) 17 (81 %) 3 (14,2 %)
КСК – 22(19 чел.) 1 (5,3 %) 11 (57,9 %) 7 (36,8 %)
ЭО – 21(25 чел.) 1 (4 %) 9 (36 %) 15 (60 %)
ЭО – 31(18 чел.) 2 (11,1 %) 14 (77,8 %) 2 (11,1 %)
Итого: 83 чел. 5 (6 %) 51 (61,5 %) 27 (32,5 %)

Из таблицы видно, что у 56-ти студентов (67,5 %) установлен низкий и средний уровень удовлетворенности жизнедеятельностью, что свидетельствует о субъективном неблагополучии. Причем, самые низкие средние баллы отмечаются по 5-му  («Удовлетворённость отношениями с преподавателями») и 7-му («Удовлетворённость организацией процесса обучения») вопросам. В 7-ом вопросе студенты оценивали расписание занятий, их количество, материально-техническое обеспечение, организацию практики. Полученные результаты говорят о необходимости мониторинга мнения студентов о субъект-субъектном взаимодействии с преподавателями и организации учебно-воспитательного процесса в колледже. Такая обратная связь поможет вносить своевременную коррекцию в учебно-воспитательный процесс, усиливая его эффективность, оптимизировать межличностное взаимодействие, что будет повышать уровень удовлетворенности жизнедеятельностью и повышать субъективное благополучие студентов.

Список  литературы:

  1. Долгов Ю.Н. Субъективное благополучие личности в контексте жизненных стратегий / «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: материалы XXXII межд. научно-прак. конф. – г. Новосибирск: Изд-во СибАК, 2013. – С. 56-59.
  2. Шамионов  P.M.  Психология  субъективного  благополучия:  (к  разработке  интегративной  концепции) //  Мир  психологии.  —  2012.  —  №  2.  -С.  143-148.
  3. Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е. Ценностные ориентации и удовлетворенность жизнью некоторых этносов Саратовскогоповолжья / Проблемы социальной психологии личности. – Саратов: Изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского. – 2008. – С 41-48.
  4. Шустова Н.Е. Удовлетворенность жизнью как показатель социально-психологической адаптации: некоторые результаты исследования /Проблемы социальной психологии личности. – Саратов: Изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского. – 2004. – С.51-56.
    УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК ПОКАЗАТЕЛЬСУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
    В статье описывается исследование субъективного благополучия студентов колледжа. Основной методикой выбрано анкетирование, выявляющее уровень удовлетворенности жизнедеятельностью. На основании выводов сформулированы методические рекомендации по повышению субъективного благополучия студентов.
    Written by: Лифанова Наталья Михайловна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/07/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook