28 Фев

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ СТАЦИОНАРНОЙ ГРУППЫ ПЯТИДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В условиях реабилитационных центров не всегда есть возможность формировать группы, учитывая возрастные, интеллектуальные и другие особенности детей. Зачастую, специалист сталкивается с необходимостью налаживать коррекционно-развивающий процесс в группах детей разноуровневого развития, что несет за собой определенные трудности.

Так как, в большинстве своем, группы формируются из детей разного возраста, социального положения, а также, с различными диагнозами, психологу в своей работе приходится иметь дело с разновозрастными и разноуровневыми группами, что не дает возможности применять классические методы групповой коррекции, поскольку они подчиняются довольно жесткому правилу: для каждого возраста и диагноза — свой подход. Использование только индивидуальной работы в таких условиях также неправомерно – слишком много детей и слишком мало времени.

Столкнувшись в своей работе с подобной проблемой, я попыталась перейти на новый уровень своей профессиональной деятельности. Постаравшись соединить в своей работе индивидуальный подход к каждому ребенку, новые и нестандартные приемы работы, применение технологий здоровьесбережения, я пришла к выводу, что оптимальным, в сложившихся условиях будет акцентирование внимания на создании и оптимизации комфортных зон ближайшего развития ребенка.

Как известно, среда оказывает значительное влияние на становление и развитие личности, формирование и усвоение когнитивно-бихевиоральной информации. Достижение цели оптимизации средового воздействия на ребенка с ограниченными возможностями может осуществляться различными способами, самым простым и популярным из которых, на сегодняшний день, является формирование вокруг ребенка пространства наиболее комфортного для его существования. В этом случае среда рассматривается с материальной позиции: организация пространства подразумевает под собой определенное зонирование помещения для занятий — выделение зон отдыха, активных игр, интеллектуальной работы. Помещение для проведения занятий должно быть достаточно просторно и хорошо освещено, и, самое главное, каждому из участников коррекционно-развивающего взаимодействия должно быть комфортно в нем.

Организация комфортного пространства, занимает важное место в создании условий для максимально продуктивного развития ребенка и активизации заложенного в нем потенциала. Однако, не стоит забывать, что это не «панацея» психологии и педагогики.

Комфортная среда развития и жизнедеятельности – это не только вещи нас окружающие, но и информационное пространство, в котором мы существуем.  Нехватка информации, ее неадекватность, несовпадение тезаурусов собеседников – все это является одним из основных стресс-факторов. Иными словами, среда это основа существования и развития ребенка.

Концепция комплексного коррекционно-развивающего воздействия на группы  детей разноуровневого развития  ставит своей основной целью организацию и оптимизацию комфортных зон ближайшего развития детей с ограниченными возможностями. Также к целевым установкам данной концепции относится:

  • Организация дифференциального обследования и наглядного отображения динамики развития детей в целях оптимизации процесса комплексного коррекционного воздействия.
  • Построение комплексного коррекционно-развивающего процесса как целостной единой системы.

Рассмотрим каждый из элементов боле подробно.

 

  1. Система дифференциальной диагностики в рамках группы пятидневного пребывания.

 

Для успешности и продуктивности коррекционно-развивающего процесса с детьми с ОВЗ необходима адекватная и объективная оценка курабельности их дефекта и потенциальных возможностей. В связи с этим, особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, позволяющей:

  • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
  • определить оптимальный маршрут сопровождения;
  • обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ;
  • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
  • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
  • определить условия развития ребенка;
  • консультировать родителей ребенка.

Все полученные в ходе дифференциальной диагностики данные заносятся в диагностическую карту ребенка и представляются в виде графического отображения коэффициента психического развития.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его ре­зультаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.

Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального маршрута).

Основной целью применения психологической диагностики является определение коэффициента психического развития и потенциальных возможностей детей с ОВЗ. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Диагностическое обследование ребенка проводится три раза в год, что способствует отслеживанию динамики и продуктивности коррекционного воздействия.

Такой способ диагностического исследования, как дифференциальная диагностика, позволяет взглянуть на дефект с различных сторон и выявить реальную картину его потенциальной компенсации или коррекции.  Иными словами, изучив различные компоненты психического развития ребенка, мы можем говорить о курабельности дефекта, определить сильные стороны, за счет которых мы можем повысить коэффициент психического развития в целом. По результатам диагностического обследования заполняется карта психологической диагностики. Наглядно результаты диагностического обследования представляются в графическом виде, что позволяет отследить общую тенденцию развития ребенка.

 

  1. Коррекционно-развивающая работа в рамках группы пятидневного пребывания.

Основная задача коррекционно-развивающей деятельности — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Приблизительный маршрут сопровождения детей в рамках группы пятидневного пребывания можно представить следующим образом (см. Таблица 1).

Таблица 1

Маршрут сопровождения.

Направление

Задачи

Развитие  внимания развивать способность к переключению внимания;
развивать концентрацию внимания;
развивать произвольное внимание;
развивать объём внимания;
развивать произвольное внимание.
Развитие восприятия развивать восприятие геометрических фигур
развивать точность восприятия
развивать цветоразличение
развивать восприятие длительности временного интервала
развивать представление о частях суток
развивать представления о временах года
развивать пространственные представления
развивать наблюдательность
Развитие мышления развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
развивать гибкость ума и словарный запас
развивать сообразительность
Развитие памяти увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
Развитие воображения  и творческих способностей развивать воображение и творческие способности
Развитие тонкой моторики рук развивать тонкую моторику рук

 

Общая структура коррекционно-развивающего занятия включает в себя:

  1. Вводная часть, цель которой – настроить группу на совместную работу, установить контакт между участниками. Основными процедурами работы являются приветствие и игры на развитие навыков общения
  2. Основная часть В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, формирование лексико-грамматических категорий речи, развитие связной речи.
  3. Заключительная часть. Основной целью этой части занятия является создание чувства личной личностной значимости ребенка в своих глазах, сплоченность группы и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основными процедурами является проведение какой-либо общей игры, релаксация и рефлексия

 

Все мероприятия психологического сопровождения рассчитаны на длительный срок реабилитации (9 месяцев) и включают в себя четкую проработку основных лексических (см. Таблица 2).

Таблица 2

Календарное тематическое планирование.

Вид деятельности/название мероприятия

Ко-во ак. часов в неделю

Срок

проведения

1 Дифференциальная диагностика   сентябрь
2 Вводное занятие  «Жили-были…» 2
3 Лексическая тема «ФРУКТЫ»         «Груля и Дук» 2
4 Лексическая тема «ОВОЩИ» «У Копатыча»» 2
5 Лексическая тема «ОСЕНЬ»   «Листопад» 2 октябрь
6 Лексическая тема «ЧАСТИ ТЕЛА»  «Руки, ноги, голова!» 2
7 Лексическая тема «ОДЕЖДА»    «Маша-растеряша» 2
8 Лексическая тема   «ИГРУШКИ»    «В стране живых игрушек» 2
9 Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»    «Кот Баюн приглашает в гости» 2 ноябрь
10 Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХДЕТЕНЫШИ»  «Мохнатые малыши» 2
11 Лексическая тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»   «Клыкастые и зубастые» 2
12 Лексическая тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХДЕТЕНЫШИ»   «Мамонтенок ищет маму» 2
13 Лексическая тема «ЖИВОТНЫЕ: ОБОБЩЕНИЕ»   «Эти забавные животные» 2 декабрь
14 Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»  «Птичий переполох» 2
15 Лексическая тема «ДИКИЕ ПТИЦЫ»   «Полетаем» 2
16 Лексическая тема «НОВЫЙ ГОД»     «Разноцветный серпантин» 2
17 Дифференциальная диагностика   Январь
18 Лексическая тема «ЗИМА»            «Приключения Снеговика» 2 февраль
19 Лексическая тема «СЕМЬЯ»          «Белоснежка и семь гномов» 2
20 Лексическая тема «ДОМ»              «Незнайка и все, все, все» 2
21 Лексическая тема «МЕБЕЛЬ»        «Три медведя» 2
22 Лексическая тема «ПОСУДА»        «Федорино горе» 2 март
23 Лексическая тема «МАМИН ПРАЗДНИК»    «Девочки-препевочки» 2
24 Лексическая тема «ЕДА»                «Ням, Хрум  и Ляля» 2
25 Лексическая тема «ТРАНСПОРТ» «Страна Механия» 2
26 Лексическая тема «ВЕСНА»            «Цветоград» 2 апрель
27 Лексическая тема «РАСТЕНИЯ»    «Страна Вообразилия» 2
28 Лексическая тема  «ПРОФЕССИИ» «Страна трудяжек» 2
29 Лексическая тема «ПРАЗДНИКИ»   Смешилкин день» 2
30 Лексическая тема «ЛЕТО»                 «Прыг-скок» 2 май
31 Лексическая тема «ВРЕМЕНА ГОДА»   «Калейдоскоп» 2
32 Дифференциальная диагностика  

Основными условиями реализации комплексного коррекционно-развивающего психологического сопровождения в рамках стационарных групп пятидневного пребывания является:

  1. Взаимодействие специалистов разных категорий
  2. Обладание необходимыми знаниями
  • о характерных особенностях развития детей с различными диагнозами
  • о современных формах и методах работы с различными категориями детей

Принципами построения комплексного коррекционно-развивающего психологического сопровождения в рамках данного направления является:

.Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

  • Единство диагностики и коррекции.
  • Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Комплексность методов психологического воздействия.
  • Учет объема и степени разнообразия материала.

Главные ожидаемые результаты работы по данному направлению – это повышение уровня психического развития ребенка по основным показателям (речевая, когнитивная и бихевиоральная составляющие).

Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб: Эксмо-пресс, 2002.
  3. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.
  4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М., 1969.
  5. Власова Т.А., Певзнер М.С.. О детях с отклонениями в развитии. – М., «Просвещение», 1973.
  6. Выготский Л.С.. Основы дефектологии. – СПб., «Лань», 2003.
  7. Большая книга развивающих заданий для детей 4 – 5 лет. – М., 2006.
  8. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб., 2002.
  9. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф. Волшебная страна внутри нас // Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
  10. ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
  11. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.
  12. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.
  13. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., 2004.
  14. Николаенко Я.Н., Колосова Т.А. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов. СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2013.
  15. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном учреждении. – РОСТОВ – НА ДОНУ., 2004.
  16. Орехова О.А.. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб., «Речь», 2002.
    СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ СТАЦИОНАРНОЙ ГРУППЫ ПЯТИДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
    Written by: Щербакова Екатерина Владиславовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook