30 Дек

САМОРЕГУЛЯЦИЯ, КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Современный этап развития Вооруженных сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования военнослужащего в условиях воинской деятельности.

Военная служба (военная деятельность) – особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска правительственной связи, войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст.35)

Военная служба в РФ осуществляется в двух формах, это служба по призыву, к ним относятся солдаты, матросы, сержанты и старшины, и служба по контракту, к ним относится весь состав военнослужащих. При контрактной службе военная служба является профессиональной деятельностью, которая осуществляется строго по собственному желанию, в отличие от призыва. Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение от призыва (кроме случаев, оговоренных российским законодательством).

Говоря о срочной службе в Вооруженных силах российской Федерации следует отметить, что она отличается напряженностью, интенсивностью, которая прежде всего связана с беспрекословны и точным выполнением приказов, несением боевых дежурств, караульной службы особых объектов и экстремальностью условий деятельности. Военная служба накладывает особый отпечаток на здоровье военнослужащих, а также на их психофизиологическое состоянии и нервно – психическую устойчивость. Широкую распространенность имеют в военной среде психосоматические заболевания и расстройства, которые появляются во время несения службы, под воздействием такого состояния, как психологический стресс.

Стресс — сила, которая, будучи приложенной к живой системе, порождает ее существенное изменение, выходящее за пределы нормы, т.е. фактически вызывает деформацию и даже разрушение данной живой системы [2, с.420]

С точки зрения психофизиологического состояния стресс описывают следующим образом: Стресс, это состояние сильного эмоционального расстройства, перевозбуждения и перенапряжения, выражающееся в неспособности человека думать и принимать разумные решения, а также в неадекватном, дезадаптивном социальном поведении этого человека, в невозможности действовать рационально и целенаправленно в сложившейся ситуации.

Стресс, это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в результате фрустрации или каких-либо серьезных неудач в жизни человека.

Понятие стресс рассматривалось в разное время и разных психологических школах и направлениях. Основоположником понятия «стресс» является канадский ученый Ганс Селье. 4 июля 1936 году в английском журнале была опубликована его статья, которая называется «синдром, вызываемый различными повреждающими агентами» [1].

Несмотря на наличие накопленного поистине огромного систематизированного биохимического, физиологического, психофизиологического, клинического и экспериментального материала по проблеме стресса, некоторые ее аспекты изучены и разработаны не полностью и недостаточно, поэтому являются актуальной проблемой исследования.

Военными психологами на протяжении многих лет изучается проблема психологического стресса при прохождении военной службы. Проведено исследование разнообразных форм проявления негативных последствий стресса. Различные аспекты изучения стресса освещены в работах  Р. А. Абдурахманова, А. Я. Анцупова, В. Д. Бицоева, A. B. Булгакова, М. И. Дьяченко, С. В. Захарика, В. Л. Марищука, A. A. Камышанова, Л. А. Кандыбовича, А. Г. Караяни, В. П. Каширина, П. А. Корчемного, И. Б. Лебедева, М. В. Леви, О. В. Леонтьева, A. B. Ответчикова, В. А. Пономаренко, В. Е. Попова, А. Н. Тарасова, А. Н. Харитонова, Б.Я. Шведина, А. И. Шипилова и других.

В качестве стрессовой ситуации у военнослужащих выделяются следующие:

  • шок и отрицание ситуации, когда индивид может стать крайне активным или апатичным, беспомощным; состояние сознания «все происходит как во сне». Такое состояние может сопровождаться различными психовегетативными проявлениями: болями разной локализации; нарушениями пищеварения, мочеиспускания, ритма дыхания; потливостью, сухостью во рту, дрожью в теле;
  • гнев и ожесточение, как защитная реакция на возникающий страх, когда начинается поиск «виновника»;
  • стадии выставления условий и торговли, когда начинают делаться попытки привыкнуть к случившемуся;
  • пребывание и принятие состояния грусти
  • сама ситуация призыва, так происходит смена привычного образа жизни, обстановки и пребывания
  • психологическая незрелость личности, с преобладанием подростковых форм поведения

Для преодоления стресса и улучшения эмоционального и психологического состояния военнослужащего, необходимо соблюдать меры и правила работы со стрессом, а также вырабатывать систему адаптационных мероприятий, для улучшения социально – психологического климата в коллективе.

Ю. В. Щербатых приводит следующую классификацию методов нейтрализации стресса в зависимости от природы антистрессового воздействия:

  • физические методы (баня, закаливание, водные процедуры и т. д.);
  • биохимические методы (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия, ароматерапия, использование БАД, наркотических веществ, витаминных комплексов и т. д.);
  • физиологические (массаж, акупунктура, мышечная релаксация, дыхательные техники, физические упражнения, спорт, танцы и т. д.);
  • психологические методы (аутотренинг, медитация, визуализация, развитие навыков целеполагания, совершенствование поведенческих навыков, групповая и индивидуальная психотерапия и т. д.) [3].

Для работы со стрессом эффективным является включение в работу с военнослужащими методов саморегуляции.

Психическая саморегуляция – процесс психологического воздействия человека на себя, на свое поведение с целью достижения и поддержания оптимальных, желательных для него психологических состояний [2,с.385]

  • Выделяют следующие виды психологической саморегуляции:
  • нервно-мышечная релаксация,
  • аутогенная тренировка,
  • идеомоторная тренировка,
  • имажинативные методы,
  • медитативные методы,
  • самогипноз,
  • дыхательная гимнастика и другие.

Приведем конкретные примеры упражнений для внедрения в работу с военнослужащими.

  1. Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6 и снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
  2. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
  3. Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

— В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:

«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

— Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

Для преодоления стресса личность особенно нуждается в эмоциональной поддержке близких людей, квалифицированного специалиста, а также в возможности отреагировать полученные эмоции в каком – либо социально приемлемом способе. Например таковыми является занятия физическими упражнениями, спортивные игры, а также различного роды мероприятия, которые позволяют повышать эмоциональный фон настроения, это могут быть фильмы, беседы, консультации, а также настольные игры.

 

Список литературы:

  1. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. – Л.: Наука, 1980. – 178 с.
  2. Немов Р.С. Психологический словарь. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 560 с. : ил
  3. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст.35
    САМОРЕГУЛЯЦИЯ, КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
    Written by: Симакова Татьяна Николаевна, Сергеева Дарья Викторовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/13/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook