22 Сен

«Результаты экспериментальной работы организационно-управленческих условий профессионального самоопределения школьников»




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В ходе педагогического эксперимента необходимо было представить конкретную практическую информацию об организационно-управленческих условиях по профессиональному самоопределению школьников.

Объект исследования — профессиональное самоопределение школьников.

Предмет исследования – организационно-управленческие условия по профессиональному самоопределению школьников.

Цель исследования – исследование организационно-управленческих условий по профессиональному самоопределению школьников.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы органиизационно — управленческих условий по профессиональному самоопределению школьников.
  2. Подобрать методики исследования организационно-управленческих условий по профессиональному самоопределению школьников.
    3. Провести эмпирическое исследование готовности школьников к профессиональному самоопределению.
  3. Обобщить результаты исследования.
  4. В работе использовались методы: аналитический, методы анкетирования и тестирования, количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.

Методы исследования: —

анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

тестирование;

качественная и количественная обработка эмпирических данных;

 Методики исследования:

 дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климова);

опросник профессиональных предпочтений Джона Холланда;

опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенского).

В качестве  гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что организационно-управленческие условия непосредственно влияют на готовность школьников к профессиональному самоопределению.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск». Выборка составила 90 человек, из них 49 учащихся 9-х классов, 41 учащийся 11-классов  15—17 лет.

          Результаты экспериментальной работы.

Проведя опытно-экспериментальную работу, выявлены условия, при которых возможно успешное личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников, это:

  • Внедрение в учебный процесс активизирующих педагогических средств:
  • продуктивное обучение (обучение на практике);
  • проблемно-поисковый метод;
  • игровые техники;
  • научно-исследовательская деятельность учащихся;
  • метод проектов;
  • метод профессиональных проб и др.

Организация комплексной профориентационной работы;

  • информационное направление (оформленный кабинет профориентации, индивидуальный и групповые консультации для учащихся и их родителей, Ярмарки образовательных услуг, экскурсии на предприятия города, День открытых дверей, месячники профориентации, классный часы профориентационной тематики и т.д.);
  • спецкурс «Твоя профессиональная карьера», включающий блоки о мире профессий, «Образ Я»;
  • диагностика процесса профессионального самоопределения учащихся с помощью компьютерной методики «Кем быть?», по специально отобранным тестам и методикам.

Повышение квалификации педагогов, их личностный и профессиональный рост через:

  • организацию методической работы в учебном заведении, также с использованием активизирующих педагогических средств: коллективная проектная деятельность, деловые игры, педагогические чтения и т.д.;
  • организацию опытно-экспериментальной деятельности;
  • работу мастер-классов опытных педагогов;
  • посещение мастер-классов педагогов других учебных заведений;
  • посещение курсов повышения квалификации и др.
  • Организацию образовательного пространства, социально-педагогического партнёрства с различными элементами социума: школами, предприятиями, учреждениями для прохождения социальной и производственной практики учащимися, центром занятости населения, вузами для непрерывности обучения, институтом повышения квалификации для создания условий для повышения квалификации педагогов.

    Успешность протекания организационно – управленческих условий профессионального самоопределения, как и любой другой сложной деятельности, зависит от многих условий, одним из наиболее важных из них является психологическая готовность.

В соответствии с целью исследования проведена комплексная оценка готовности школьников к самоопределению с использованием нескольких психологических методик. В результате выявили, что 22% учащихся 9-х классов и 85% учащихся 11-х классов определились с выбором будущей профессии.

Высокий уровень развития рефлексии, когда человек в большей степени склонен обращаться к анализу своей деятельности, выяснять причины и следствия своих действий. Таким образом, к окончанию школы уровень рефлексии у выпускников растет, количество учащихся, имеющих низкий уровень рефлексии, уменьшается.

По результатам исследования составлена сводная таблица итогов диагностик для каждого обучающегося. Такой подход позволил сделать выводы о соответствии уровня рефлексии уровню профессионального самоопределения каждого учащегося.

Результаты показали, что у 65 % респондентов 9-х классов, имеющих  низкий уровень  рефлексии, низкая готовность к профессиональному самоопределению. Среди одиннадцатиклассников, имеющих низкий уровень рефлексии, низкая готовность к самоопределению выявлена  всего  у  22 % респондентов.

Таким образом, сделан вывод, что между уровнем рефлексии и готовностью к самоопределению существует связь; среди респондентов с низким уровнем развития рефлексии высок процент испытуемых с низким уровнем профессионального самоопределения.

            На основе теоретического анализа дано рабочее определение профессионального самоопределения под ним понимается как процесс поиска, осмысления и понимания личностью своего профессионального пути, развития и предназначения и как определенный уровень сформированных знаний, умений, мотивов, ценностей и смыслов, характеризующих психологическую готовность личности к профессиональному и жизненному выбору.

       Анализ возрастных особенностей профессионального самоопределения позволил констатировать противоречивый характер этого процесса на этапе старшего школьного возраста, его ценностно-смысловую основу и связь с личностной самоидентификацией, выделить совокупность организационно-управленческих условий и обосновать необходимость эффективного управления этим процессом.

        Результаты исследования позволяют сделать положительный прогноз относительно применяемых школой организационно-управленческих условий по профессиональному самоопределению школьников.

Список литературы:

  1. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие. М./ Академический Проект; Гаудеамус,2005 г.-2008 с.
  2. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб.пособие для студентов высш.пед.заведени/Л.М.Митина,Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина и др.; Под ред. Л.М. Митиной.- М: Издательский центр «Академия»,2005 г. -136 с.
  3. Е.А.Климов. Психология профессионального самоопределения-Ростов- на – Дону. Издательство «Феникс»,1996 г. -512с.
  4. Психология подростка. полное руководство Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2003 г. – 432 с. – (серия «Психологическая энциклопедия»)
  5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия:  Учеб.пособие для студ. высших пед.учеб.заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин.-М.:Издательский центр «Академия», 2003 г. -368 с.
    «Результаты экспериментальной работы организационно-управленческих условий профессионального самоопределения школьников»
    В статье исследованы организационно - управленческие условия создаваемые школой которые непосредственно влияют на готовность школьников к профессиональному самоопределению.
    Written by: Моногарова Мария Вячеславовна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/06/2016
    Edition: euroasia-science_30_22.09.2016
    Available in: Ebook