30 Апр

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОЕЗДА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Первая железная дорога была построена  в России более 175 лет назад, протяженность которой всего 27 километров, но она имела большое значение для становления нашей  страны. Создание дороги было обусловлено развитием  промышленности, экономики, необходимостью осваивания новых территорий. Увеличивались  как объемы, так и скорость перевозок, соответственно, важной задачей обслуживания железнодорожного транспорта  являлось  обеспечение эффективности и безопасности перевозочного процесса. Известно, что аварии и крушения имели место с момента постройки  первой железной дороги (Царскосельской), открытием Николаевской, а затем и других дорог России. Со временем  число транспортных происшествий на железной дороге  увеличивалось. Россия несла  большие материальные потери, снижалось качество работы, были  человеческие жертвы. В связи с этим правительство  Царской России  разработало в 1898 году  «Правила технической эксплуатации железных дорог», которые предусматривали образование новой службы в структуре железнодорожных перевозок — вспомогательные поезда. Они должны были участвовать в ликвидации аварий на железной дороге и имели в своем арсенале технические  средства,  инструменты для разборки, подъемки и уборки подвижного состава. Однако их эффективность была низкой, поскольку полученное оборудование использовалось неудовлетворительно. Для реформирования работы вспомогательных поездов в Советском Союзе в 1936 году был подписан указ, в соответствие с которым вспомогательные поезда передавались в службуначальников дороги и переименовывались в восстановительные поезда.

Как было отмечено ранее, эксплуатация железной дорогинередко сопровождается авариями, крушениями,«сходом» подвижного состава.Понятно, чем интенсивнее перевозки, тем вероятность аварий и крушений больше. ОАО «Российские железные дороги» являются одним из крупнейших перевозчиков грузов в нашей стране и сбои в его работе влекут за собой существенные финансовые затраты и убытки. Каждая минута перерыва в движении железнодорожного транспорта или прекращение маневровой работы сопровождаются  существенными материальными убытками, возрастающими в ходе развития аварийной ситуации в геометрической прогрессии, поэтому чрезвычайно важно как можно быстрее устранить последствия крушения и возобновить  движение в зоне аварии. Для ликвидации последствий крушений, аварий и «сходов» и используются восстановительные поезда.

В штат восстановительного поезда входят: руководители этого подразделения, мастер,  машинист крана, бульдозера и  передвижной электростанции; такелажник (стропальщик);  электрогазосварщик  и др.

Объем аварийно-восстановительных работ зависят от таких факторов как: количество сошедшего подвижного состава и степень его разрушения; характер схода; повреждение пути и инфраструктуры; характер груза (опасный или нет); метеоусловия; удаленность от места дислокации и наличие подъездов к месту ведения работ. Трудоемкость этих работ возрастет, если транспортное происшествие произошло в тоннели, на мосту или в глубокой выемке.       Если транспортное происшествие признано крушением (существуют человеческие жертвы), то все силы направляются в первую очередь на ведение спасательных работ. Надо отметить,  что по своим характеристикам не бывает похожих сходов, однако существуют общие принципы организации восстановительных работ: сбор информации, сбор и доставка восстановительного поезда к месту происшествия и, собственно, организация работ на месте происшествия.

Эффективность деятельности  восстановительного поезда  зависит от действий,  как отдельного  работника, так и  слаженности персонала поезда в целом. Во время выполнения своих профессиональных обязанностей на работника влияет множество  факторов, как внешних, так и внутренних. К внутренним переменным  относятся: теоретическая и практическая подготовка; сформированные  знания, умения и навыки. Вместе с тем в экстремальных условиях деятельности, к каковым относятся условия работы  персонала восстановительного поезда, кроме профессиональной подготовленности важным являются и индивидуальные особенности работников, их психологические и личностные характеристики. Когда речь идет о психологических характеристиках работников, то принимаются во внимание профессионально важные качества (ПВК), которые и обусловливают эффективность деятельности людей, занятых в различных профессиональных сферах [3, с.51- 57]. Профессионально важные качества  составляют основу профессионального психологического отбора работников и, соответственно, определяют пригодность людей к выбранной ими профессии. Профессиональный психологический отбор представляет собой систему организационных, учебных, психологических мероприятий, направленных на выявление людей, пригодных (или непригодных) для выполнения конкретной профессиональной деятельности [2, с. 14- 24]. Практика отбора претендентов на ту или иную должность по психологическим  показателям широко  используется у нас в стране с  середины прошлого столетия. Процедуру профотбора проходят работники аварийноопасных профессий, например, в атомной энергетике, военные специалисты, работники правоохранительных органов, пилоты гражданской и военной авиации и др. На железнодорожном транспорте  психологическое обследование на этапе найма проходят машинисты  локомотивных бригад и их помощники,  диспетчеры.  Несмотря на  значимость эффективности работы восстановительных поездов в практике железнодорожных перевозок, до настоящего времени отсутствует психодиагностическое  обследованиеработников  данного подразделения на этапе их найма.

Цель нашего эмпирического исследования состояла в выявлении профессионально важных качеств работников восстановительного поезда и установлении их взаимосвязей с профессиональной успешностью. Гипотеза исследования заключалась  в предположении, что успешность выполнения деятельности работников восстановительного поезда и удовлетворенность трудом обусловлена сформированными профессионально важными качествами.

Организация и проведение эмпирического исследования

Исследование проходило в  двенадцати поездах Дирекции аварийно-восстановительных средств Октябрьской железной дороги. В опыте принимало участие 112 человек: 12 человек – начальники восстановительных поездов, выступающие в качестве экспертов; 60 человек – машинисты кранов  и 40 человек – машинисты бульдозеров.

Психологические процедуры исследования

Для проведения исследования использовались следующие методики:

  • Модифицированная анкета, направленная на выявление профессионально важных качеств работников восстановительного поезда [1, с.410- 417].
  • Анкета оценки успешности профессиональной деятельности работников восстановительного поезда, разработанная с использованием типовых и производственных инструкций для машиниста крана и машиниста бульдозера, а также с использованием инструкций по охране труда для данных работников.
  • Биографическая анкета.

Анкета, направленная на выявление профессионально важных качеств работников, представляет собой перечень индивидуально-психологических свойств, характерных  для профессий, в которых преобладают компоненты физического труда.  Эти психологические свойства оцениваются  испытуемыми в баллах от 0 до 2- х по степени значимости  для успешной  деятельности.Оценка  «0» обозначает, что данное свойство не влияет на эффективность деятельности; «1» —  свойство желательно, «2» –свойство необходимо для успешной работы.

Анкета критериев профессиональной успешности представляет собой перечень показателей, разработанных  с использованием процедуры «контент-анализа» нормативных документов (производственных инструкций, инструкций и правил по охране труда, типовых правил для машинистов крана и машинистов бульдозера и т.д.). К таким показателям профессиональной успешности относятся  число  сбоев в работе за год; время, затраченное на определение причины сбоя и его устранение; уровень профессионального мастерства и знаний и др.

Биографическая анкета представляет собой стандартный набор вопросов для проведения статистического анализа (образование, возраст, стаж работы и др.).

Анализ результатов эмпирического исследования

 С помощью анкета, направленной на выявление профессионально значимых свойств работников  восстановительных поездов, было установлено, что наибольшие значения (2 балла) получили такие показатели, как «Выносливость», «Обучаемость» и «Характер».  Чем это можно объяснить? Работа восстановительного поезда проходит в сложных внешних условиях. Прежде всего, ограничение во времени, или «временной фактор». Надо быстро сориентироваться в ситуации, принять правильное решение по предстоящим действиям, быстро  приступить к устранению последствий аварии или крушения. Кроме того, к неблагоприятным факторам относятся: погодные условия, время суток, степень тяжести последствий.Эти, по  сути, неблагоприятные факторы и требуют от работника вышеназванных качеств. Так,выносливость  проявляется в необходимости нахождения работника в активном состоянии в течение длительного времени – ликвидация последствий аварии может затягиваться на несколько суток. Обучаемость – не зная типовых приемов постановки подвижного состава, материальной части восстановительного поезда, правил эксплуатации оборудования и т.д., работник может не справиться со своей работой и нарушитьпроцесс ликвидации последствий аварии.Характер, точнее его настойчивость, стремление к преодолению трудностей, проявляется в необходимости выполнять тяжелую (в физическом и психологическом плане) работу в сложных условиях и в течение длительного времени.

Значимость остальных свойств выглядит следующим образом (в баллах): эмоциональная устойчивость (1.87), психомоторные свойства (1.86), мыслительные свойства (1.83), мнемические процессы (1.82), внимание (1.8), восприятие (1.73), речевые свойства (1.67). По сути, все перечисленные свойства, кроме речевых характеристик, важны в деятельности работников восстановительного поезда. Меньшая значимость речевых особенностей обусловлена тем, что деятельность на железной дороге регламентирована правилами  и инструкциями.  Это относится и к переговорному процессу, который  должен быть точным, лаконичным, бездвойных смыслов, реализуется в форме  словесных команд и требований.

Корреляционный анализ  выявил значимые взаимосвязи профессионально важных свойств и показателей эффективности деятельности. К таким взаимосвязям  профессионально важных качеств и показателей деятельности относятся: количество  сбоев, уровень  профессионального мастерства и знаний, количество предложений по улучшению работы восстановительного поезда, время, затрачиваемое на определение  причины «сбоя».

Работник, умеющий контролировать себя, концентрироваться на выполнении поставленной задачи, контролировать свои действия и пытаться предугадать развитие событий, вовремя заметит неполадки или откажется от выполнения той или иной операции, противоречащей возможностям техники и здравому смыслу, что уменьшает количество сбоев в работе. Уровень профессионального мастерства это не только практические навыки работы, но и интуиция, умение предугадать возможные последствия своих действий, что повышает эффективность работы.Концентрация внимания на процессе деятельности, умение распределять свои силы и возможности, способность замечать незначительные изменения в объекте, анализировать своидействия позволяют успешнее овладевать техническими и практическими знаниями в своей работе, обеспечивают  безопасность,как самого работника, так и его коллег.

Итогом нашей работы является следующее: была проанализирована деятельность работников восстановительного поезда как самостоятельного подразделения в структуре железнодорожных перевозок. В рамках экспертной оценки самими работниками был определен перечень профессионально важных качеств, которые обусловливают эффективность работы восстановительных поездов. К ним относятся: выносливость,  обучаемость, свойства  характера, эмоциональная устойчивость, психомоторные свойства и мыслительные свойства, мнемические процессы, внимание и восприятие.

Важным представляется разработка критериев профессиональной успешности (эффективности), которые были соотнесены с профессионально важными качествами работников.

Таким образом, можно утверждать, что работники восстановительного поезда  на этапе их найма в структуру данного подразделения должны проходить процедуру профессионального психологического отбора, базирующегося на тех значимых психологических характеристик, которые обеспечивают эффективность и безопасность их работы.

Список литературы:

  1. Верещагина Л.А. Экспертная оценка профессионально важных качеств. В кн.: Психология менеджмента: практикум/ Под ред. Г.С.Никифорова.- СПб.:Речь, 2010,с.410- 417.
  2. Верещагина Л.А., Горюнова Л.Н. Профессионально важные качества и подготовка человека – оператора: Учебное пособие. – СПб.:С.-Петербургский гос.ун-т, 2006,с. 14- 24.
  3. Психология профессиональной деятельности. В кн.: Психология труда: Учебник для студ. высш. учебн. заведений/ Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003, с.51- 57.
    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОЕЗДА
    Written by: Верещагина Лада Александровна, Горюнова Людмила Николаевна, Погребицкая Виктория Евгеньевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/07/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook