26 Сен

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы научной деятельности, таких как психология, политология, социология, международное право, культурология и др. Подобного рода конфликты являются одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этнорелигиозно-территориальные. Это, к примеру, косовский, кавказский, грузино-абхазский кризисы, крайне конфликтная ситуация в странах Африки, Азии, Латинской Америки и т.д.

Таким образом, целью данной работы является раскрытие сущности национально-этнических конфликтов, а также способов их разрешения. В соответствии с целью поставлены следующие конкретные задачи: 1. раскрыть понятие этнического конфликта, 2. рассмотреть основные характеристики и причины возникновения этнических конфликтов, 3. проанализировать основные функции этнических конфликтов, 4. выявить и охарактеризовать способы профилактики этнических конфликтов.

Научная новизна работы заключается в изучении психологических моделей этнических конфликтов в их связи с этнической идентичностью. Подобного рода исследования этноконфликтов проводятся также со стороны таких современных психологов, как Т.Г. Стефаненко, В.Г. Крысько и др.

Итак, что же представляет собой национально-этнический конфликт? Приведем некоторые из множества определений межэтнического конфликта:

Тишков В.А. характеризует его как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических отличий» [4].

Ямсков А.Н. определяет этнический конфликт через описание коллективных действий: «Этнический конфликт – это динамически меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющийся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:

а) начавшейся этноизбирательной эмиграции из региона…;

б) создании политических организаций, декларирующих необходимость изменений существующего положения в интересах указанной этнической группы…;

в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы…» [5].

Как мы видим, приведенные определения межэтнического конфликта отражают преимущественно политическую сторону данного феномена, являясь, по сути, односторонними. По нашему мнению, игнорирование такого важного и, можно сказать, ключевого компонента, как психологический, неприемлимо, поскольку сложно отрицать, что с основе национально-этнических конфликтов зачастую лежит явление этноцентризма, когда человек рассматривает свой этнос и свою культуру с точки зрения эталонных, образцовых, поэтому толерантное восприятие других народностей и культур становится для него крайне затруднительным, что ведет к повышению уровня агрессии и враждебности по отношению к иным нациям. Одним из механизмов распространения межэтнических конфликтов может послужить усиление интенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов, после восприятия которых для человека становится фактически невозможным формирование своего собственного, независимого от внешних факторов мнения относительно того или иного этноса. Подобного рода психологические механизмы оказания воздействия на сознание людей способны легко привести к разжиганию любого национально-этнического конфликта. Вспомним, к примеру, позиционирование немецкой нацией себя как арийской, смешение которой с любой иной нацией, особенно еврейской, приведет к падению качества данной народности. В данном случае признание себя представителем арийской, эталонной нации является ярким примером этноцентризма, а уверенность в том, что иные нации находятся на порядок ниже, является результатом распространения негативных этнических стереотипов.

Причин возникновения межэтнических конфликтов может быть огромное множество: это и территориальные, экономические либо политические разногласия, конфликты, возникающие на основе религиозного, культурно-языкового, этномиграционного и других факторов, однако все данные причины в результате глубинного анализа сводятся в итоге к психологическим. Существует несколько психологических концепций возникновения межэтнических конфликтов. Так, автор одной из первых психологических концепций  подобного рода В. Макдугалл описывал такие конфликты с точки зрения изучаемого им «эффекта коллективной борьбы», в основе которой он ставил «инстинкт драчливости», присутствующий в характеристике любого человека и выступающий одной из сторон агрессивности. Инстинкт драчливости представляет собой врожденную форму поведения, проявляющуюся в стремлении поднять свой статус среди членов племени путем физического подавления конкурирующих особей. З. Фрейд относил такого рода конфликты к «конфликтам интересов» и считал, что разрешать их путем насилия наиболее простой и продуктивный для человека способ. При этом сам факт существования конфликта интересов, порождаемых им агрессивности, враждебности и активности ученый считал позитивным, поскольку такая ситуация способствует стабильности, установлению чувства общности у членов этнических групп, а враждебность к другой такой группе является способом объединения одних групп против других, выступающих для первых в роли варваров. Идеи Зигмунда Фрейда оказали прямое влияние на исследования Т. Адорно. Обобщив результаты эмпирических исследований, Т. Адорно сформулировал так называемый «синдром авторитарной, или этноцентрической, личности», которая характеризуется жесткой, ригидной системой социальных установок, общей тенденцией неприятия всех чужих групп и завышения оценки собственной группы. По мнению Т. Адорно, это формируется в результате чересчур строгого семейного воспитания, подавляющего чувства обиды и агрессии по отношению к родителям. Исследователи и после Т.Адорно пытались объяснить расовые и этнические конфликты авторитарностью или другими личностными характеристиками. По мнению К. Лоренца, который изучал агрессивное поведение людей, проявляющееся в ситуациях войны, преступления и т.п., данное поведение является биологически заданным и для человека вообще характерна внутривидовая агрессия, направленная на враждебных соседей и способствующая сохранению группы. Согласно гипотезе фрустрации-агрессии Н. Миллера и Д. Долларда, универсальное агрессивное побуждение перерастает в агрессивное поведение, если человек подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение поставленной цели. Объектом агрессии может стать не только отдельная личность, но и те, кто ассоциируется с ней по тем или иным признакам, в том числе и расовой и этнической принадлежности [2].

Конечно же, проблема этнических конфликтов является намного более глубинной и сложной. Как показывает анализ конфликтов, беды человеческих сообществ происходят прежде всего оттого, что люди до сих пор не научились конструктивно взаимодействовать, идти на компромисс, они также не воспитывают своих детей в духе миролюбия и терпимости. В жизни многое зависит от сформированности умения жить в обществе в мире и согласии, в понимании. Это умение закладывается еще в детстве, является результатом семейного воспитания.

Какие же существуют способы профилактики и урегулирования этнических конфликтов? Выделяют три основные группы способов решения этнических конфликтов:

1) применение механизмов (посредством изменения законодательства, изменения социальной структуры, ввода санкций и т.д.);

2) переговоры, где происходит посредничество при проведении переговоров с субъектами конфликтов (в развитых странах подобного рода переговоры осуществляются со стороны профессиональных психологов);

3) информационный путь, который предусматривает:

а) взаимный обмен информацией между группами при соблюдении условий, способствующих изменению ситуации. Участие психологов в процессе выбора способов подачи информации в СМИ является крайне желательным.

б) повышение психологической компетентности представителей конфликтующих групп посредством ознакомления с данной социально-психологической информацией;

в) передача информации о сходствах и различиях между культурами и их представителями [3].

Как мы видим, все причины и последствия возникновения и распространения межэтнических конфликтов в итоге сводятся к психологической проблеме личности, формированию ее этнической толерантности, которая, в свою очередь, зависит от правильного формирования и развития этнического самосознания. Как справедливо отмечает Берберян А.С., «Психологическое сопровождение проблем, возникающих при нарушениях этнической идентичности человека, позволило бы решать задачи самого широкого спектра: адаптации, аккультурации, проблем межэтнического коммуникативного взаимодействия, этнической толерантности. Формирование и развитие этнического самосознания личности возможно проводить в двух плоскостях: осмысления системы ценностей и представлений этноса и оценок этнокультурных и этнопсихологических особенностей своего этноса» [1, стр. 25].

Список использованной литературы:

  1. Берберян А.С. Самопонимание этнокультурной идентичности в самосознании студенческой молодежи. Проблема национальной идентичности в условиях глобализации (междисциплинарные аспекты). Материалы республиканской научной конференции, Ереван, издательство РАУ, 2014. — с.21-29.
  2. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: КогитоЦентр. – 2011г.
  3. Савицкая О.В. Особенности этнической идентичности украинских студентов / О.В. Савицкая. – Москва, 2011 // Миры культур и культура мира: сборник материалов III всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» 11-12.03.2011. – Москва.: МГППУ, 2011. – С. 97-98.
  4. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. – с. 480.
  5. Ямсков А. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии// Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. – с. 206-207.
    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
    В данной научной работе рассматривается феномен национально-этнических конфликтов с точки зрения различных психологических концепций, причинность их возникновения, а также возможные способы урегулирования и преодоления межэтнических конфликтов с психологической точки зрения.
    Written by: Ваградян Эмма Арамовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/05/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)
    Available in: Ebook