30 Дек

ПРОЯВЛЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Изучением агрессивного поведения занимались такие ученные, как А.А. Реан, Э. Фромм, П.А. Ковалев, К. Лоренс, Р. Берон, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Г. Паренс, Г.Э. Бреслав, Г. Лорено. Из этого можно определить понятие «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе [4].

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе [1].

Агрессивность – свойства и черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять вред людям. Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации.

А. Басс определяет вербальную агрессию как выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань) [6].

По мнению Н.С. Якимовой вербальная агрессия – это использование вербальных средств, противоречащих институциональным и ситуативным нормам коммуникации, с целью нанесения вреда или ущерба коммуникативной позиции и самооценке другого лица [5].

С целью изучения агрессивного поведения подростков 12-13 лет было проведено исследование по методикам: «Изучение агрессивного поведения» (А.Басса и А. Дарки), Фрейбургская анкета, «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич). В исследовании приняли участие учащиеся 6-х классов в количестве 48 человек.

По методике Басса-Дарки получили следующие результаты:

Индекс враждебности – среднее арифметическое значение уровня обиды и подозрительности. Уровни агрессии, основанной на зависти, ненависти, недоверии к окружающим распределились следующим образом: – высокий уровень составляет 38% (18 чел.) это говорит о том, что такие подростки могут намеренно испортить чужую вещь, если считают, что человек ее не заслужил. Стараются не общаться с новыми людьми, подозрительно относятся к доброте малознакомых людей. С такими подростками тяжело общаться, в силу того, что они подозрительно реагируют на многое, сказанное человеком, – средний уровень 56% (27 чел.) эти данные указывают на то, что данные подростки никогда не идут первыми на контакт с незнакомым человеком, особенно с теми, кого считают в чем-либо лучше себя, – низкий уровень составляют 6% (3 чел.) от общего числа испытуемых. Такие подростки доверяют свои тайны определенному кругу людей, на контакт идут относительно легко. При разговоре стараются не затрагивать личные темы, держат в секрете многие тайны, которые другие подростки могли бы спокойно рассказать.

Так как индекс агрессивности – среднее арифметическое значение уровня физической агрессии, раздражения, вербальной агрессии, мы получили следующие результаты, по которым можно сказать о реальной тенденции причинения умышленного вреда другим людям: – высокий уровень 50% (24 чел.) говорят, что способны начать ссору с одноклассниками без видимых на то причин, способны сорвать зло на первом встречном, неоднократно являлись инициатором драки.

Довольно часто выражают эмоциональное напряжение на первых попавшихся под руку предметах, мальчики активно вступают в драки.

Такие подростки являются их инициатором, говорят, что с помощью физической силы можно добиться всего, чего хочется, девочки в подобных случаях хватают друг друга за волосы, царапаются, кусаются.

– средний уровень – чтобы отстоять свои интересы, готовы вступить в словесную схватку практически с любым человеком, при этом могут унижать и оскорблять своего оппонента, при необходимости способны применить физическую силу по отношению к оппоненту 42% (20 чел.);

С такими подростками довольно тяжело общаться человеку, который уравновешенный, не способный оскорбить и унизить собеседника по любой причине.

– низкий уровень составляет 8% (4 чел).

По результатам ответов учеников на вопросы Фрейбургской анкеты, выявляющей уровень агрессии подростков, были сделаны следующие выводы:

– высокий уровень проявляется у 48% (23 чел.) – это подростки, склонные к риску, бесцеремонные, экстравертированные, с развитыми садистскими наклонностями и импульсивностью поведения. Признаются, что мучили домашних животных, вымещая на них негативные эмоции. У подростков такого типа происходит частая смена настроения;

– средний уровень 46% (22 чел.) отличается выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, повышенной чувствительностью к оценкам их личности и действиям.

Часто испытывают чувство раздражения, гневливости, недовольства по разным причинам.

– низкий уровень 6% (3 чел.).

По итогам проведения проективной методики «Несуществующее животное», получены результаты:

– 59% испытуемых в своих рисунках прорисовывают зубы и клыки, что говорит о вербальной агрессии, проявляющейся в грубости в ответ на осуждение или порицание, защитные словесные выпады на людей без всякой на то серьезной причины. Такие выпады они считают наиболее оптимальным способом защиты, тем самым делая себе и другим плохо;

– 14% подростков в своих рисунках прорисовывают у животных клювы, рога, что так же говорит о проявлении агрессии, носящей защитный характер, направленный против окружающих;

– 20% школьников при рисовании добавляли животным шипы, использовали штриховку, что можно интерпретировать как, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях.

Не выражено проявление явной агрессивности у 7% испытуемых. Подростки не прорисовывали угрожающих черт, агрессивных деталей, а использовали плавные черты.

Таким образом, в целом по всем трем методикам можно сделать вывод о том, что у обучающихся 6-х классов уровень агрессии повышен.

По результатам исследования была выявлена группа подростков с повышенным уровнем агрессии, с которыми необходимо провести работу по ее коррекции. Данную группу составили 16 подростков 12-13 лет.

  Для коррекции агрессии подростков 12-13 лет составлена программа психолого-педагогической коррекции вербальной агрессии.

Цель программы коррекции: развить способность к самоконтролю эмоциональных проявлений, отражающих агрессивную направленность поведения и общения.

Задачи программы коррекции:

  1. Определить сущность процесса коррекции вербальной агрессии подростков с учетом здоровьесберегающих технологий.
  2. Обучить подростков контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние.
  3. Обучить подростков техникам и способам конструктивного (адекватного) выражения негативных эмоций.
  4. Способствовать формированию у подростков устойчивых позитивных установок.
  5. Сформировать адекватную самооценку.
  6. Сформировать у подростков ценностное отношение к здоровому образу жизни через систему внеклассных мероприятий.

Методы коррекции:

  • групповая дискуссия;
  • голевые игры;
  • сказкотерапия;
  • музыкотерапия;
  • психогимнастика.

Программа психолого-педагогической коррекции вербальной агрессии подростков направлена на формирование мотивации самовоспитания и саморазвития личности подростков, обеспечив их необходимыми психологическими ресурсами и средствами, на формирование позитивных ценностей и установок, ответственного отношения к поступкам, на коррекцию самооценки, формирование стрессоустойчивости, умения противостоять негативным факторам, формирование здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко. – Олма-пресс, 2004.
  2. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2004.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – М.: Изд-во Речь, 2008. – 317с.
  4. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
  5. Якимова Н.С. Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества – Кемерово: Вестник Кемеровского государственного университета, 2011. – № 1 (45). – С. 184-188.
  6. Buss A. H. Aggression pays // The control of aggression and violence. – New York: Academic Press, 1971. – P. 112 — 130.
    ПРОЯВЛЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ
    Written by: Дубровина Дарья Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 06/12/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)
    Available in: Ebook