30 Янв

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ИНТЕГРАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЮНОШЕСТВА И МОЛОДЁЖИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Современное положение экономики, ориентированное на модернизацию всех её отраслей, требует от индивидуальности высокой профессиональной активности как наивысшего уровня профессионального саморазвития, как достижение акме в гражданском и профессиональном становлении человека. Ю. М. Забродин прямо указывает, что «успех социально-экономических и политических реформ в Российской Федерации в значительной степени зависит от развития творческих способностей людей, личной инициативы каждого и реализации потенциала личности, т.е. от эффективности становления человека как гражданина и как профессионала» [2, с. 287]. Формирование профессиональной активности невозможно без учёта психологического аспекта. Ю. М. Забродин отмечает: «Сложившаяся ситуация и общая стратегия реформ требуют создания новых механизмов…регулирования процессов связи профессиональной школы и профессионального труда…и важнейшими элементами такого механизма должны стать новые…социальные институты,….функциями которых становится сопровождение профессиональной карьеры работника…Одновременно это означает появление множества новых социальных технологий» [2, с. 283-285]. Смысл применения данного психологического сопровождения, как указывает Ю. М. Забродин, в том, что оно оградит людей, и особенно молодое поколение, от потери жизненных ориентиров и перспектив, создаст личную и профессиональную безопасность. Оно «позволяет лучше понять причины, которые определяют изменения в индивидуальной психологии и обеспечивают эффективное индивидуальное поведение на рынке труда, развитие в молодёжи таких качеств, как самостоятельность и гибкость…» [2, с. 299-300].    Проблема вузовской подготовки студентов в современной отечественной психологии исследовалась Ю. М. Забродиным [2], И. В. Дубровиной [1], Л. Ф. Обуховой [5] и др. Однако системно понятие «профессиональная активность» субъекта не рассматривалось. А также и технологии, программы, развивающие профессиональную активность субъекта, в рамках психологического сопровождения его профессиональной карьеры, остаются мало разработанной проблемой. Хотя, как указывает Ю. М. Забродин, первостепенной задачей психологии в нашей стране является изучение психологических оснований подлинных шагов субъекта, формирования в действительных жизненных условиях, и такое изучение способно вывести из кризиса современную психологическую теорию [2]. С этой позиции необходимо создание формирующей программы, встроенной в конкретные реальные обстоятельства жизни субъекта, которые являются его психологическим сопровождением, программы, призванной необходимостью решать задачи своевременной профилактики снижения уровня и нарушения темпов развития профессиональной активности субъекта, а так же находить наиболее эффективные пути формирования её высокого уровня. Одной из основных задач нашего исследования и явилось создание и апробация такой программы, поскольку, как указывает Л. Ф. Обухова, одной из основных проблем возрастной психологии является изучение условий и разработка методических рекомендаций для выявления скрытых резервов развития психики в том или ином возрасте [5]. Важность изучения возрастного периода между поздней юностью и молодостью как перехода к зрелости субъекта особо подчёркивается в работах И. В. Дубровиной [1] и Л. Ф. Обуховой [5].

    К сожалению, в педагогической психологии до сих пор ещё не присутствует достаточная ориентированность на человека как на интегральную индивидуальность, что является препятствием выработки наиболее эффективных путей, наиболее продуктивных в теоретическом и в практическом плане в целях формирования социально активной личности, и в частности, профессионально активной. Всё это и определило выбор проблемы исследования — разработка содержания профессиональной активности субъекта как структурно-динамической системы, с собственным инструментарием исследования, изучение её формирования в конкретной его жизни в лонгитюдном и в формирующем эксперименте — то есть в единстве с итогами и условиями, обеспечивающими её оптимальное формирование.      Таким образом, необходимость и важность целенаправленного изучения профессиональной активности субъекта в интегральном исследовании индивидуальности студентов в процессе вузовской подготовки является неоспоримой. Целью нашего экспериментального исследования [3; 4] явилось  теоретическое и экспериментальное обоснование конструкта профессиональной активности субъекта профессиональной деятельности как структурно-динамической системы в интегральном исследовании индивидуальности юношества и молодёжи, роли профессиональной активности в структуре интегральной индивидуальности. Научная новизна исследования состоит в следующем:

— уточнение понятия «профессиональная активность» и рассмотрение её структуры с позиций системно-динамического подхода;

— рассмотрение структуры активности в конкретной (профессиональной) деятельности с позиций системно-динамического подхода;

— в разработке системы профессиональной активности субъекта, включающей такие компоненты как энергетический, программирования, динамический, регуляционный, результативный, представляющие свойства профессиональной активности субъекта и позволяющие анализировать их динамику во времени;

— в разработке диагностического инструментария в соответствии с предложенной автором структурой профессиональной активности, прошедшего обязательную психометрическую проверку и стандартизацию;

— рассмотрено влияние профессиональной активности субъекта деятельности на структуру интегральной индивидуальности;

— в выделении и описании типов структуры профессиональной активности;

— изучались  с использованием метода лонгитюда изменчивость и устойчивость характеристик профессиональной активности, а так же её влияние на структуру интегральной индивидуальности;

— определены стили профессиональной активности и их влияние на структуру

интегральной индивидуальности;

— исследуется гендерный аспект проявлений профессиональной активности в профессиональной деятельности;

— теоретически создана модель профессионально-образовательного пространства профессиональной активности личности, в рамках которой развитие профессиональной активности описывается как траектория самодвижения профессионального становления личности;

— в теоретически обоснованной разработке научно-методической основы процесса повышения уровня профессиональной активности у юношества и молодёжи, соответствующей современным научным требованиям, базирующимся на обязательном учёте всех уровней системы профессиональной активности субъекта.

Практическая значимость исследования детерминирована существенным значением для практики психологии развития. Прежде всего, это относится к сфере профессионального развития – к его организаторам, практическим психологам, преподавателям, студентам, то есть всем нуждающимся в практико-ориентированных исследованиях проблемы создания психологических условий развития студента, как субъекта профессиональной активности, сопровождения его профессиональной карьеры.

Общие выводы, полученные в результате экспериментального исследования, состоят в следующем.

  1. Изучение профессиональной активности юношества и молодёжи в рамках теории интегральной индивидуальности даёт большие возможности для раскрытия многосторонности её проявлений как теоретическом и в практическом плане, а так же и для дифференцированного подхода при определении эффективных путей её развития и коррекции.
  2. Применение системно-динамического подхода позволило изучить профессиональную активность субъекта. Подтверждена гипотеза о том, что профессиональная активность является структурно-динамической системой, характеризующей цикличное развёртывание профессиональной деятельности от замысла, возникновение которого детерминировано в основном внутренними источниками мотивации, составляющими энергетический компонент, к результату с его объективно-субъективным оцениванием (результативный компонент), при участии компонента программирования, базирующегося на компонентном интеллекте и креативности, а так же при участии динамического компонента с его темповыми характеристиками репродуктивной и продуктивной деятельности, а так же и регулятивного компонента, обеспечивающего саморегуляцию. Это утверждение выведено на основе инвариантных, независимых разнообразных переменных — таких как специфика групп, гендерные и возрастные особенности, воздействие формирующей программы, — а также и на основе корреляций разных компонентов профессиональной активности, а кроме того факторный анализ дал возможность для уточнения системы профессиональной активности. Определено, что индивидуальные, возрастные, гендерные отличия детерминируют специфику системы профессиональной активности.
  3. При анализе в сравнительном плане индивидуальных моделей профессиональной активности обнаружены её структурная специфика в виде преобладающих и неразвитых её компонентов. Проведена систематизация индивидуальных моделей на основе шкал «Опросника профессиональной активности», в результате определены основные структурные типы профессиональной активности: гармоничный, дегармоничный, деформированный. Определены индивидуальная перспектива становления и коррекционные мероприятия.
  4. Подтверждены представления о механизме порождения, функционирования и развития профессиональной активности как о цикличной последовательности актов: успешность управления системой за счёт усвоения ряда незначащих её факторов влечёт за собой возникновение удовлетворения итогом и к созданию следующего замысла, сопряжённого с креативностью, в целях нахождения других несущественных переменных для более эффективного управления данной системой.
  5. Учёт структурных свойств и характера связей механизма профессиональной активности с индивидуально-личностными характеристиками субъекта целесообразен как при развитии, так и при осуществлении коррекционной помощи. Оценивание динамики и трансформаций механизма профессиональной активности даёт возможность прогнозировать траекторию развития профессиональной активности и уменьшить риск формирования её низкого уровня.
  6. Для возраста поздней юности и начала молодости характерны 3 стиля ПА: инновационно-стратегический, проблемо-определяющий, информационно-технологический. Наиболее стабильным, благоприятным для осуществления профессиональной деятельности является инновационно-стратегический стиль ПА. Индивидуальный стиль профессиональной активности имеет два аспекта направленности: стремление субъекта к акме, к самоактуализации, одним из проявлений которых является креативность субъекта, и отсутствие таковой целенаправленности. Эти аспекты обусловлены и возрастным этапом, и индивидуальными особенностями. Стиль профессиональной активности и креативность, как критерий уровня стиля, можно целенаправленно формировать в специально организованных условиях. Формирование креативности субъекта выступает в качестве развития и поддержания стремления к самоактуализации, к акме в его профессиональном становлении, выводящий субъекта на качественно иной этап взаимодействия с миром.
  7. На основе разработанного представления о сущности и структуре профессиональной активности построены валидные и надёжные психодиагностические методики для изучения профессиональной активности. Инструментарий позволяет оценивать общий уровень профессиональной активности, а так же выраженность, внутреннюю организацию её подсистем и элементов.
  8. В ходе лонгитюдного исследования было подтверждено, что профессиональная активность в поздней юности и, особенно в первой фазе молодости, системообразует, опосредует связи разного уровня в структуре интегральной индивидуальности. Профессиональная активность формирует интегральную индивидуальность, организуя её структуру, влияя на выраженность её свойств. Наиболее значительное влияние оказывают внутренние по источникам детерминации проявления профессиональной активности. Опосредующая, гармонизирующая и компенсирующая функции стиля ПА более влияют на разноуровневые связи в структуре интегральной индивидуальности, чем уровень профессиональной активности. В структуре интегральной индивидуальности у профессионально низкоактивного юношества и молодёжи обнаружен значительно выраженный симптокомплекс тревожности как реакции на трудности в профессиональном становлении, поскольку в современном мире оно требует активности как творчества, самоактуализации. Обнаруженные нами данные могут быть использованы при разработке профилактических, развивающих и коррекционных программ как психолого-педагогической работы в рамках сопровождения профессиональной карьеры юношества и молодёжи.

   Показано качественное изменение интегральной индивидуальности, роли профессиональной активности и её стилей в развитии ИИ, качественное изменение аспектов расположения стиля ПА по оси «отсутствия самоактуализации и наличия самоактуализации» в период перехода между двумя возрастными этапами – поздней юностью и молодостью (20-22 года), когда происходит качественное субъектное изменение — поворот к зрелости субъекта.

  1. Испытуемые, имеющие высокий уровень ПА в позднем юношеском возрасте, несколько снижают её уровень в первой фазе молодости, а испытуемые с низким уровнем ПА – несколько повышают; наибольшей стабильностью профессиональной активности обладает выборка со средним уровнем ПА. Эти направленности необходимо учитывать в психолого-педагогической работе при подготовке специалистов, организуя профилактические, развивающие и коррекционные программы в рамках сопровождения их профессиональной карьеры.
  2. Имеются выраженные гендерные отличия профессиональной активности в отдельных её параметрах и в структуре ИИ, что позволяет отметить гендер как один из факторов функционирования и развития профессиональной активности. Влияние гендера на профессиональную активность в возрастном диапазоне от поздней юности к молодости значительно возрастает. Гендерная специфика увеличивается в возрасте первого периода молодости по средним показателям профессиональной активности в отношении отдельных подсистем, а не общего уровня ПА. У молодых женщин профессиональная активность характеризуется более выраженной мотивацией, динамичностью по общей продуктивности, а у молодых мужчин – контролем в затруднительных профессиональных ситуациях, компонентным интеллектом, креативностью. Возрастная динамика профессиональной активности особо значима для мужчин. У них повышается компонент программирования, регулятивный компонент, но снижается динамический компонент по показателю общей продуктивности и как следствие этого ‑ результативность, которые напротив, повышаются у женщин, но у них несколько снижается компонент программирования.

   Эффект взаимодействия стиля профессиональной активности и пола в возрасте поздней юности и первого этапа молодости не выявлен, стили аналогично проявляются как у мужчин, так и у женщин. Одновременно выраженность некоторых  компонентов стилей зависит от пола.

  1. Раскрыты ключевые положения научно-методической организации формирующего процесса, обоснованы содержание его основных позиций, обсуждены полученные в ходе эксперимента результаты. Основа нами разработанной формирующей программы – это реконструкция и усиление профессиональной активности студентов очно-заочной формы обучения на основе современных развивающих технологий, что является современным психологическим подходом. Данный концептуальный подход преломлён в рамках профессионального развития, что повлекло за собой интенсификацию развития, усилив его целенаправленность и эффективность. Составленная на основе данного подхода формирующая программа является эффективной в развитии профессиональной активности у молодёжи. Показано, что данная формирующая программа, развивая профессиональную активность субъектов, эффективно влияет на позитивное развитие их интегральной индивидуальности ‑ происходит развитие и гармонизация ИИ. Программа может быть широко использована как сопровождающая практика для развития карьеры молодёжи.  Обнаружены индивидуальные особенности трансформаций структуры профессиональной активности  в ходе участия в формирующей программе, и структурированы типичные структурные модификации профессиональной активности: «низкая динамика» (12,6%), «динамика выраженных уровней» (5,9%), «динамика невыраженных уровней» (29,4%), «пропорциональная динамика» (24,5%), «динамика количественных показателей» (5,8%), «апропорциональная динамика» (1,9%), «динамика одного компонента» (5,9%), «смешанный тип динамики» (15,7%). При проведении формирующего эксперимента установлено, что профессиональная активность в рамках одной возрастной группы (в нашем случае в первой фазе молодости) проявляется нелинейно и неравномерно. Есть некоторые специфические особенности, отражающие сензитивность формирования черт структуры профессиональной активности в первой фазе молодости.
  2. Все результаты, которые мы экспериментально получили, являются достаточно согласованными между собой и представляющими систему профессиональной активности, а так же являются и одновременно методом последующего анализа и детализации для описания профессиональной активности при выполнении субъектом профессиональной деятельности.

    Список литературы:

  1. Дубровина И.В. Практическая психология образования [Текст] /И.В. Дубровина. М., 2008. – 408 с.
  2. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами [Текст] / Ю.М. Забродин . М., 2002. – 244 с.
  3. Мусина В.П. Психология профессиональной активности. Системно-динамический подход [Текст] / В.П. Мусина. Монография. СПб., ООО   «Книжный дом», 2012.- 208 с.
  4. Мусина В.П. Изучение профессиональной активности личности [Текст] /В.П. Мусина. Монография. СПб., ООО «Книжный дом», 2012. -168 с.

     5.Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст] /   Л.Ф. Обухова. М., 2009.-  410 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ИНТЕГРАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЮНОШЕСТВА И МОЛОДЁЖИ
Written by: Мусина Вера Петровна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 05/22/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)
Available in: Ebook