28 Июл

ПОНЯТИЕ «ГРУППОВАЯ КУЛЬТУРА» В СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Групповая культура является синергетическим параметром порядка, то есть, параметром, определяющим характер группового процесса. Групповая культура  создаётся отдельными взаимодействиями, но, будучи созданной, начинает формировать эти взаимодействия. Понятие «групповая культура» существует в динамической групповой психотерапии, но оно достаточно широко и размыто. Его можно отнести к множеству различных форм поведения в группе.

Рутан и Стоун определили групповую культуру как установившиеся в группе преобладающие формы поведения, разрешения конфликтов, выражения чувств и мыслей участников группы [4, с. 52–54].

Бион определил групповую культуру как форму организации группы: структуру группы на данный момент, задачи, стоящие перед группой, поведение членов группы, их роли, поведение группы в целом и ее лидеров [1, с. 21]. Бион, по сути, выделил основные формы групповой культуры: рабочую культуру и три вида базовой, хотя он не связал понятие «групповая культура» с собственными, введёнными им понятиями, «группа основного предположения» и «рабочая группа».

Существует множество определений культуры. Общий термин «культура» означает уровень развития общества, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей [5, с. 678].

Культура в широком смысле слова – это качественное обозначение всего того, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой. В узком смысле термин «культура» определяется в рамках различных направлений культурологии. Аксиологическое направление культурологии в качестве основы культуры выделяет систему ценностей. Ценности – это важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с идеалами и нормами. Под ценностью понимается важность, значимость свойства предмета или явления. Значимость возникает тогда, когда предмет или явление удовлетворяют потребности, желания, интересы людей. Идеал – наивысшая ценность. Ценности, идеалы, осознанные и неосознанные, навязывают действиям людей соответствующие нормы, структурируют восприятие. Норма – форма поведения, признанная в данной культуре.

Символическое направление определяет культуру как синтез разнообразных символов, как систему коммуникаций различного уровня – между людьми, поколениями, обществами. Культура понимается как знаковая система, существующая благодаря способности человека к символизации, то есть способности создавать искусственный мир, обозначая реальность с помощью символов. Человек, в отличие от животного, существует в созданной им искусственной культурной среде, благодаря которой накопленный опыт передаётся другим поколениям.

Обобщив представления аксиологического и символического направлений культурологии, можно определить культуру как общее для всех участников группы духовное ядро, в которое входят ценности, идеалы, нормы, символы, паттерны взаимодействий. Основные виды групповой культуры определяются тем, какие отношения активизируются в участниках группы: базовые, семейные, социальные или рабочие. Внутренние отношения, активизируясь, порождают соответствующие паттерны взаимодействий, по которым наблюдатель может определить вид групповой культуры. При этом каждый вид групповой культуры проявляется в определенных формах организации: структура группы, задачи группы, паттерны сопротивлений участников группы. В синергетической модели группового процесса под групповой культурой понимаются не любые, а вполне определённые, наиболее общие виды отношений и соответствующие им взаимодействия: базовые, семейные, социальные, а также рабочие. Культура – продукт творчества множества людей, даже в том случае, если это множество – исчисляемое и сводится к 5–10 участникам группы. В динамической группе возникают групповые культуры, каждая из которых определяется своими ценностями, идеалами, символами, паттернами коммуникации. Согласно синергетической групповой психотерапии в группе возможно формирование пяти основных видов групповой культуры: базовая «зависимость» и базовая «контрзависимость», социальная защитная, семейная, рабочая и трёх промежуточных: социально-базовая, социально-семейная, семейно-базовая.

Рассмотрим более подробно перечисленные виды групповой культуры.

Базовая групповая культура проявляется тем значительнее, чем более пассивен ведущий, чем существеннее нарушены связи между участниками (например, в начале группы или во время конфликта) и чем более серьёзны их психические проблемы. Базовая культура возникает в группе при групповом регрессе участников до уровня базисного дефекта. Базовый уровень отношений формируется в диадных взаимодействиях с матерью в период от рождения до трёх лет. Болезнь матери, разрыв отношений с ней, отсутствие её заботы и внимания или же, наоборот, «удушающее» внимание, тревожность матери приводят к тяжёлым расстройствам психики ребёнка. Эти расстройства проявляются в специфических паттернах взаимодействия базового уровня. Однако и здоровые люди сохраняют в латентном состоянии отношения базового уровня в силу первичности и значимости отношений с матерью. Если отношения базового уровня активизируются у большинства участников группы, в группе формируется базовая культура.

Базовая культура «зависимость» – это чрезвычайно примитивная групповая культура, идеалом которой является «идеальный» ведущий, выполняющий для группы функции матери. Ценности участников группы в базовой культуре соответствуют ценностям младенца – это кормление  (в условиях группы — информацией), забота и защита со стороны ведущего. Символом базовой культуры «зависимость» является диада: кормящая мать – ребёнок. Когда в группе устанавливается базовая культура «зависимость», участники могут нарушать нормы, о которых ведущий говорил на собеседовании.  В начале работы группы рабочие нормы ещё не усвоены участниками и не соотнесены ими с групповой работой. Нужно время, чтобы они освоили нормы и начали им следовать. При регрессах к базовому уровню отношений высокий уровень тревоги участников может препятствовать следованию нормам. Характеристиками паттернов взаимодействия участников является зависимость от ведущего, фрагментация групповой дискуссии, длительное молчание в группе, длительные монологи отдельных участников, образование пар, преждевременное самораскрытие, нарушение конфиденциальности.

Более развитая базовая культура «контрзависимость» наряду с кормлением, заботой и защитой, включает в себя такую ценность, как борьба против «врага», как это ни странно на первый взгляд. Образ врага ценен тем, что он канализирует (направляет в определённое русло) агрессию и превращает существующую в группе тревогу в страх перед «могущественным» ведущим, что переносится значительно легче, чем тревога. Символом базовой культуры «контрзависимость» является диада «фрустрирующая мать – ребёнок». В этой диаде со стороны ребёнка ещё нет человеческой любви и ненависти, а существуют только биологически заложенные инстинкты, нерасторжимая связь, основанная на беспомощности младенца и стремлении получить от родительской фигуры внимание и питание. В случае отсутствия кормления возникает гнев и обесценивание. Идеалом для контрзависимой группы остаётся «идеальный» ведущий, который, в отличие от реального, выполнял бы для группы функции матери. В базовой культуре «контрзависимость» групповые нормы также нарушаются, например, участники опаздывают, пропускают сессии, не платят вовремя, нарушают конфиденциальность. Всё это связано с протестными реакциями и борьбой против ведущего, в отличие от базовой культуры «зависимость», при которой нарушения норм связаны с их неусвоенностью. Участники предлагают собственные нормы в противовес рабочим нормам, введённым ведущим. В базовой культуре «контрзависимость» основными индикаторами являются групповые сопротивления работе:  агрессия, направленная на ведущего; агрессия между участниками, возникновение групповой роли «козла отпущения»;  избегания, пропуски и опоздания; образование подгрупп;  агрессия на внешний объект; опоздания, пропуски, агрессивное поведение вне группы, нарушение групповых норм.

Недопустимо путать базовую культуру, которая является групповым феноменом, с регрессом отдельных участников к базовому уровню в рамках другой культуры.

Базовая культура – это культура зависимости и контрзависимости участников от ведущего.

Социальная защитная культура – это культура, привносимая клиентом в группу из реальной жизни, из социума, которому он принадлежит. Социальные защитные отношения формируются в социальных группах для совладания с тревогой, возникающей при неблизком, небезопасном общении в группах.

Групповые рабочие ценности и групповые рабочие нормы во многом отличаются от ценностей и норм социальной защитной культуры. Групповая норма «говорить всё, что приходит в голову» разрушает социальную норму, которую можно выразить с помощью пословиц: «Слово – серебро, молчание – золото», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». «Язык мой – враг мой». В социуме обычно не принято открыто говорить о том, что думаешь. Обычно люди стараются не идти на конфликт, обходить «острые углы», не сплетничать. Различие культур группы и социума подчеркивает норма конфиденциальности, оберегающая участников группы от раскрытия в социуме той информации, которая звучала в группе. Раскрытие конфиденциальной информации в социальном окружении воспринимается участником группы как травма или потенциальная угроза. В групповой динамической психотерапии такие физические действия, как, например, передача друг другу предметов, вставание с кресла, еда, питьё во время сессии, выход из групповой комнаты, прикосновения участников друг к другу и так далее, рассматриваются как сопротивление работе и запрещаются. В социальной жизни, наоборот, вспомогательные действия, такие как курение, чаепитие, распивание алкогольных напитков, совместные вечера, застолья, прогулки, способствуют снятию напряжения и более доверительному общению.

В работу группы социальная защитная культура вторгается как сопротивление работе. Социальные нормы защищают участников от психических травм, способствуют общению, поэтому, несмотря на объяснения ведущего, участники сопротивляются замене привычных социальных норм на психотерапевтические. В результате в группе периодически возникает социальная защитная культура, при которой общение похоже на неглубокое общение в любой другой социальной группе. Социальная защитная культура определяется появлением социальных групповых сопротивлений: прикрывающие беседы;  избирательное молчание; смех, шутки, анекдоты; создание групповой роли идентифицированного (определённого группой) пациента; вопросы, ответы, советы;  попытки структурирования группы;  попытки введения социальных ритуалов (празднова-ний, вечеринок, встреч в кафе и других форм социального взаимодействия).

Идеалом социальной защитной культуры является ведущий, выполняющий для группы функции социального лидера. Например, участники группы видят в ведущем всезнающего преподавателя, всемогущего психотерапевта. Ценности участников группы в социальной защитной культуре соответствуют ценностям социума, в рамках которого проводится группа.

Семейная культура – это культура, впитанная в семье и привнесённая участником в группу. В семейной культуре воспроизводятся индивидуальные паттерны отношений в семье, индивидуальные сопротивления и переносы. В отличие от базовой и социальной защитной культуры, которые рассматриваются как сопротивления работе и прорабатываются как сопротивления, семейная культура поддерживается ведущим. Ялом писал, что «первичная семья каждого пациента – это вездесущий призрак, никогда не покидающий комнату, где проходит группа» [6. с. 112]. Отношения семейной культуры складываются начиная с трёх лет благодаря множественным взаимодействиям в семье с матерью, отцом, братьями, сестрами, бабушками, дедушками. В период от 3-х до 6 лет формируется набор определённых защитных поведенческих паттернов на основе того, как был пройден первый период. Все семьи разные, и культура в них разная. Что же создает феномен групповой, общей для всех, семейной культуры? Прежде всего, это любовь детей к своим близким и потребность в ответной любви. Эту любовь человек проносит через всю жизнь. Брошенная своей матерью в магазине девочка, став взрослой, ищет и находит свою мать, мальчик сбегает из детского дома, чтобы помочь лишённой родительских прав, беспробудно пьющей маме. Довольно часто основная тема при проведении психоанализа – это тема любви и ненависти к матери и отцу. Любовь, когда её слишком много, создаёт сопротивление групповой работе. Если участники ради сохранения хороших отношений перестают проговаривать свои чувства, в том числе и негативные, возникает стойкое групповое сопротивление работе.

Опираясь на потребность в любви, групповой аналитик способствует созданию в группе «идеальной» психотерапевтической среды, символом которой является «идеальная» семья, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребёнка, а идеалом – образ родителя, чья власть разделяется с группой и базируется на авторитете. Основной ценностью является развитие всех способностей, заложенных в человеке. К ценностям «идеальной» семейной культуры относятся: открытость, активность, отклик, эмпатическое понимание и другие эмоциональные психотерапевтические факторы.

Семейная культура поддерживается ведущим с помощью групповых норм, которые соответствуют ценностям «идеальной» семейной культуры. Эти нормы способствуют созданию в группе развивающей атмосферы, свойственной «идеальной» семье. В перечень норм не входит безусловное принятие. Его включение затормозило бы выражение негативных эмоций участниками. Безусловное принятие возникает не в результате следования норме и подавления негативных эмоций, а как результат эмпатийного понимания, как результат идентификации с ведущим, принимающим всё происходящее в группе. Нормы могут сообщаться членам группы, а могут негласно транслироваться в группу ведущим с помощью поддержки желательного поведения участников.

В групповой терапии само существование группы, функционирующей по нормам семейной культуры, создает альтернативную «идеальную» развивающую систему, которая действует по иным правилам, чем «неидеальная» семья каждого участника. Члены группы, получая непривычные реакции на своё привычное поведение, начинают искать иные способы взаимодействия, отличные от способов, сложившихся в родительской семье. У участников увеличивается способность реагировать адекватно ситуации. Их возможности общения с другими людьми возрастают. Задача ведущего – способствовать созданию развивающей «идеальной» семейной культуры в группе.

В группе возникает пространство любви с очень сильными чувствами. Ценность «идеальной» семейной культуры заключается в том, что она создаёт безопасность, позволяющую проявиться всему тому, что было погребено под социальной культурой, а также выработать гуманистическое отношение к другим людям и к себе. Семейная культура идентифицируется по групповой атмосфере и отсутствию групповых сопротивлений других культур.

Рабочая культура представлена паттернами взаимодействий, общими для людей, участвующих в рабочих группах, выполняющих определенные задачи. Идеалом рабочей культуры является группа, выполняющая функции психотерапевта. Этому идеалу соответствуют ценности рабочей группы: открытое, искреннее взаимодействие с другими людьми, отклик, исследование, осознавание, экспериментирование с новым поведением в группе. Во многом ценности семейной и рабочей культуры пересекаются. К рабочей культуре относятся социальные паттерны, способствующие командной работе: знакомство, прояснение задач, формирование цели, определение ролей, формирование команды. Хотя эти процессы привносятся в группу из социальной жизни, они способствуют формированию рабочей культуры, поэтому в предлагаемом подходе эти процессы относятся к рабочей, а не к социальной защитной культуре. Рабочая культура определяется целями, стоящими перед группой. Она формируются в процессе групповой работы с помощью ведущего. Рабочая культура возникает тогда, когда участники группы выполняют поставленные перед группой задачи и следуют заданным нормам.

Психоаналитический идеал осознанности можно выразить словами Фрейда: «Где было “ОНО”, там должно стать “Я”» [3, С. 608].

Чтобы произошли изменения, во-первых, «ОНО» как бессознательное должно проявиться в группе. Для этого используется психоаналитическая норма: «Говорить обо всем, что приходит в голову». Коллективные ассоциации близки к бессознательным содержаниям. При свободном ассоциировании первичные (несловесные, неосознанные) процессы «всплывают» из бессознательного на поверхность групповой ассоциации, вызывая резонанс в других участниках. В результате резонанса происходит усиление (или сгущение, конденсация) смыслов, благодаря чему в группе становится возможным осознание бессознательных содержаний, психики каждого участника группы.

Рабочая культура, элементы которой проявляются с первых сессий, развивается в полной мере при развитии семейной культуры, обеспечивающей безопасность участников в такой степени, что отпадает необходимость в использовании групповых сопротивлений более примитивных культур: базовой или социальной защитной.

Ведущий способствует формированию двух культур: семейной и рабочей культуры, которые должны в группе заменить социальную защитную или базовую групповые культуры.

В группе возможно существование смешанных культур, когда две культуры конкурируют между собой. В группе проявляются паттерны обеих культур. Сущестуют следующие виды смешанных групповых культур: социально-базовая, социально-семейная и семейно-базовая культуры, при этом с каждой смешанной культурой может сосуществовать рабочая культура.

Социально-базовая культура. Ситуации неопределённости, неструктурированности или стрессовые ситуации в группах людей, которые обладают социальными навыками общения, приводят не к длительной зависимости от ведущего, а к использованию социальных паттернов в качестве защит от переживаний базового уровня. В группе возникает социально-базовая культура. Возникновение элементов социально-базовой культуры является неизбежным во многих ситуациях, особенно в начале работы группы и при стрессах.

Социально-семейная культура. Группа – это социальная структура, она располагает к социальному общению, поэтому и в семейной культуре могут возникать паттерны социальной культуры.

Семейно-базовая культура. Семейная и базовая культуры несут в себе противоположные качества: открытость – закрытость, сплочённость – разобщенность, активность – пассивность и прочие полярности, поэтому говорить о семейно-базовой культуре можно только как о проявлениях индивидуальных базовых феноменов на фоне семейной культуры. Индивидуальная регрессия отдельных участников к базовому уровню функционирования возможна в силу базисного дефекта их психики.

Психотерапевт, работающий в определённой парадигме, акцентируется в группе на двух видах психотерапевтической культуры: на рабочей и на той культуре, на исследование которой направлена группа: например,  в групповом анализе Фукса и синергетической групповой психотерапии развивается рабочая и семейная культуры;  в подходе Биона – рабочая и базовая культуры;  в подходе Барроу – рабочая и социальная культуры.

Заключение. Понятие «групповая культура» как параметр порядка в синергетической групповой психотерапии превращается в важный интструмент ориентации и руководства к действию ведущего. Так как групповая культура (кроме рабочей) описывается через набор определённых сопротивлений, ведущий легко может определить, какая групповая культура установилась в группе и предпринять соответствующие действия.

Список литературы

  1. Гринберг Л., Сор Д., Табак де Бьянчеди Э. Введение в работы Биона: группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практика. – М.: Когни-то-Центр, 2007. – 158 с.
  2. Дмитриева Т.В. Синергетическая групповая психотерапия. Групповой анализ. Динамическая групповая психотерапия. – СПб.: Лема, 2015. – 414 с.
  3. Лапланш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 134–135.
  4. Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2002. – 397 с.
  5. Советский энциклопедический словарь. – М.: Совет-ская энциклопедия, 1989. – 1631 с.
  6. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. – 640 с.
    . Это первая российская монография, посвящённая процессам динамической группы как целого. Описать детально хаотический групповой процесс в понятиях, доступных в 50-е годы прошлого века, когда складывались основные теории групповой динамической психотерапии, не представлялось возможным. Это стало реальным только тогда, когда были разработаны синергетические принципы построения моделей самоорганизующихся систем. В статье предлагается новый взгляд на групповой процесс, необходимый для построения его синергетической модели. » author=»Дмитриева Татьяна Владимировна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-13″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]