28 Апр

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

По современным оценкам, 80 % всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональный компонент. Растет число детей дошкольного возраста, имеющих различные проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы и поведения, что является причиной снижения уровня развития познавательных психических процессов. Дети не всегда имеют возможность рассказать свои переживания, волнения и тревогу родителям, так как они, в большинстве случаев, уделяют недостаточно внимания своим детям. Также возросло число детей, у которых наблюдается агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка, страхи, неблагоприятный эмоционально-волевой фон. Эффективным методом помощи этим детям в сохранении и укреплении психического здоровья является песочная терапия.

В настоящее время установлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который требует «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей». Интеграция реализуется по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. В данном случае, по-моему мнению, что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. В создании песочных композиций, в отличии от рисунка, не требуется каких-либо особых умений. Игра в песок дает возможность проиграть волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, освободиться от напряжения и беспокойства, выразить чувства в конструктивной форме, не причиняя вреда окружающим.

Дора Калф является создателем песочной терапии, она – ученица известного психоаналитика К.Юнга. В основе данной методики лежит учение Юнга о том, что наше подсознание всегда стремится помочь нам справиться с проблемами и болезнями, посылая нам подсказки – символы. Песочная терапия дает возможность расшифровать такие подсказки нашего подсознания. Песчаные картины являются отражением бессознательного познания окружающего.

Игры с песком имеют большое значение в поддержании психического здоровья, развитии познавательных процессов, становлении всех сторон личности ребенка, формировании гуманного, искреннего отношения к людям и всему живому. Ребенок создает картину мира в 3-х мерном пространстве, выражает себя, не ограничиваясь словами и действиями.

Рассмотрим особенности занятий, основанных на песочной терапии при работе с детьми. Выделяют следующие принципы:

— системность подачи материала;

— наглядность обучения;

— цикличность построения работы;

— доступность;

— проблемность.

Форма организации занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Форма проведения может варьироваться: индивидуальная диагностика, организованная образовательная деятельность, подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность, самостоятельная игровая деятельность, система коррекционно-развивающих занятий, развивающие игры и упражнения, творческие задания, тесты и путешествия.

Условия работы с детьми:

— согласие и желание ребенка;

— специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий;

— отсутствие противопоказаний: аллергия и астма на пыль и мелкие частицы от сухого песка, кожные заболевания и порезы на руках, высокий уровень  тревожности.

Можно выделить три основных этапа при работе с песком:

  1. Знакомство. Дети знакомятся с песком, его свойствами и правилами песочного мира.
  2. Наблюдение. Ребенок свободен в действиях с песком, что позволяет выявить проблемы ребенка, так как символическим языком для самовыражения является игра ребенка. Играя, он показывает то, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.
  3. Коррекция и развитие. Проведение коррекционно-развивающих занятий по преодолению проблем ребенка.

Используемые виды работ в песочнице: конструирование из песка, рисование песком и на песке, экспериментирование, составление узоров на песке, диагностика, создание картин на песке и «песочного мира», песочных композиций и «секретов».

Песочная терапия дает возможность работать с такими проблемами детей, как агрессивность, страхи, трудности привыкания ребенка к новым условиям, специальные трудности и особенности воспитания младшего, среднего, старшего или единственного ребенка в семье, проблемы общения со сверстниками, тревожные состояния, несамостоятельность ребенка, низкий самоконтроль, депрессивные состояния у детей.

Таким образом, песочная терапия создает условия для сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2010. – 340 с.
  2. Эль Г.Г. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. СПб.: Речь, 2010. – 208 с.
    ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    В настоящее время возросло число детей дошкольного возраста, имеющих различные проблемы в развитии эмоционально-волевой, познавательной сфер и поведения. Эффективным методом помощи этим детям в решении данных проблем является песочная терапия. В статье раскрыты особенности применения песочной терапии в работе с детьми, с целью сохранения и укрепления психического здоровья.
    Written by: Павлова Алена Владимировна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/20/2016
    Edition: euroasia-science_28.04.2016_4(25)
    Available in: Ebook