28 Апр

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Мы провели пилотажное исследование и изучили опыт работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – выпускниками специальных коррекционных школ VIII  вида, в структурных подразделениях «Коррекционное отделение» и «Детский дом» Санкт-Петербургского «Индустриально-судостроительного лицея». Анамнез этих детей содержал такие отклонения в развитии как задержка психического развития, умственная отсталость, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы) [3, с. 31], низкая степень сформированности интеллектуальных функций, глухие, слабослышащие, имеющие нарушение половой идентификации. Для таких подростков с ОВЗ характерны следующие свойства личности: тревожность, недобросовестность, напряженность, склонность к риску, агрессивному поведению, недостатки морального поведения, легкая возбудимость, повышенная конфликтность, низкий самоконтроль [4, с. 29]. По этим причинам такие ребята часто оказываются еще более подверженными наркотизации и криминогенности. Большое количество вредоносных факторов эндогенного и экзогенного происхождения, которые воздействуют на воспитанников детского дома учащихся в учреждениях начального профессионального образования (НПО) подростков-сирот с ОВЗ, мы считаем, что, тем не менее, не являются непреодолимыми препятствиями, поскольку первично опосредованы личностью самого подростка, которая, в свою очередь, сама находится в процессе формирования – обучения, воспитания и развития. Поскольку одним из первейших принципов воспитания учащихся профессиональной школы является приоритетность личности, то и формирование воспитательной системы в учебном заведении должно быть направлено на проектирование ее саморазвития и самореализации (ценностные и смысложизненные ориентации, профессиональные планы, установки, мотивы деятельности и поведения). Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции [1].  Именно поэтому эти дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в особом гуманистическом и профессиональном отношении, с учетом сложной структуры особенностей их развития и состояния влияющих на него факторов (социальных, психологических и т.п.) [2].

Выпускники специальных коррекционных школ VIII вида, при интернатах и детских домах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в соответствии с договором, поступают для профессионального обучения в лицей с показателем, как легкое недоразвитие, где обучение профессии производится в течение двух лет в специальных коррекционных группах по 6-12 человек [6]. Мы выяснили, что коррекционные программы, разработанные и внедренные в учреждении НПО, направлены на изменение поведения подростков из группы риска, с помощью психолого-педагогических методов предотвращение совершения правонарушений еще на стадии принятия решений, профилактики и реабилитации наркозависимости [5].

Изучение научной литературы и практики обучения и психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и подростков с ОВЗ выявило противоречие между их потребностью в комплексной психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации, а так же необходимостью организации этого процесса и недостаточной разработанностью научно-теоретической и методической базы, что затрудняет создание как индивидуальных маршрутов развития, так и системы индивидуально-личностной поддержки учащихся-сирот в процессе обучения, воспитания и сопровождения.

В лицее проводятся многочисленные психологические исследования и тестирование подростков-выпускников школ VIII вида и учащихся в структурных подразделениях НПО – коррекционных группах [6, с.17]. Но практически отсутствуют исследования смысложизненных ориентаций в структуре патологии личности у подростков-сирот с ОВЗ.

Предметом нашего диссертационного исследования является не нарушения в развитии смысловой сферы самой по себе, а то, в каком состоянии находится и как протекает процесс формирования в ней смысложизненных ориентаций в неблагоприятных условиях, какое качественное влияние  смысложизненные ориентации оказывают на процесс самореализации личности. Новизна нашего исследования заключается в том, что у детей-сирот с ОВЗ смысловая сфера, на сегодняшний день, изучена менее всего. Для проведения исследования мы выбрали следующие методики:

  1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.
  2. Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера; ориентационная анкета Басса) позволяет выявить к чему человек действительно стремится, что для него является самым важным, ценным и, при необходимости, подкорректировать свое поведение.
  3. Тест Шкала экзистенции (ШЭ)  измеряет экзистенциальную исполненность, как она субъективно ощущается тестируемым. Экзистенциальная исполненность – понятие, появившееся в психологии В. Франкла для описания качества жизни человека. Тест отображает субъективную оценку человеком своей жизни.

Актуально наше исследование этой проблемы и тем, что позволяет получить новый, более обширный материал для специальной и коррекционной психологии [7] – более глубокого понимания процесса формирования личности таких подростков. Данные исследования смысловой сферы необходимо учитывать при создании и внедрении коррекционных программ в учреждениях НПО для создания более благоприятных условий для полноценного включения учащихся детей-сирот с ОВЗ в процесс получения профессионального образования [3]. Что, в свою очередь, откроет им дополнительные возможности к успешной социализации, повышению уровня психической интеграции личности, самосознанию и пониманию жизни – к познанию самих себя и окружающего мира.

Список литературы:

  1. Агавелян О.К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики / Новосибирск. НИПК «ПРО». 2004.
  2. Зейгарник Б.В, Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Издательство Московского университета / 1980.
  3. Куричкис И.В. Управление процессом социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях начального профессионального образования / Методическое пособие. — СПб: УМЦ, 2004.
  4. Николаенко Я.Н., Колосова Т.А. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков с нарушением интеллекта: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2013.
  5. Организация профилактики, психолого-педагогической коррекции и реабилитации наркозависимости в системе образования Санкт-Петербурга. Часть 4: Опыт работы по профилактике, психолого-педагогической коррекции и реабилитации наркозависимости в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга / Сост. Н.И. Цыганкова. – СПб.: СПбАППО, 2007.
  6. Опыт разработки социально-педагогических методов изменения поведения подростков из группы риска : учебное пособие / С.В. Лактионова [и др.]; под общ. ред. Г.Н. Пенина. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014.
  7. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004.