23 Июн

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В поликультурном обществе при опасности утраты смысловых универсальных оснований общечеловеческой культуры молодой человек испытывает затруднение в выборе идентификационных ориентиров, поскольку традиционные основы культуры в динамично меняющемся обществе подвергаются воздействию культурных образцов [1], отражающих различные системы ценностей и социальных норм, связанных с утратой метафизических оснований бытия человека, целей существования, ценностных ориентиров развития [4]. Возникает обострение религиозного чувства, религиозного сознания как следствие глубинных кризисов в области социально-экономической, политической и духовной жизни различных народов [2].

Проблему религиозной идентичности и религиозного сознания рассматривали как зарубежные, так и отечественные исследователи: Г.Оллпорт, Г. Ленски, Р. Эммонс, Р. Райан, К.М. Левенталь, К. Паргамент, Б.С.Братусь, Ф.Е. Василюк, P.M. Грановская, А.И. Демьянов, С.И.Иваненко, М.П. Мчедлов, В.Г. Пивоваров, Д.М. Угринович, С.А.Черняева, Е.А.Ходжаева, Е.А. Шумилова, И.Н. Яблоков и др. В рамках психологического подхода религиозная  идентичность личности отражена  в работах  Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Дж. Брунера, В.Г.Безрогова, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.А.Гостева, А.Л.Журавлева, В.П. Зинченко, В.В. Знакова, Дж. Келли, А.Н.Крылова, Е.А. Левановой, Дж. Мида, А.В. Мудрик, В.С. Мухиной, Т.И.Петраковой, В.Ф. Петренко, Ж. Пиаже, Л.В. Тарабакиной, Л.Б. Шнейдер, А.Шуц, И.Э.Соколовской, Н.В. Дмитриевой, Н.А. Самойлик и др.

Религиозная идентичность выступает одним из видов  социальной  идентичности исходя из понимания ее как структурного многоуровневого социально-психологического феномена [3]. Ее особенности обусловлены особым характером взаимодействия внутренних психологических детерминант, представленных личностными характеристиками эмоциональной сферы, самоотношения, психосемантической структурой сознания, и внешних условий, отражающих социальное положение в системе отношений, статус, занимаемый в группе и особенности межличностных взаимодействий [1]. Наше понимание религиозной идентичности заключается в определении ее как  компонента множественной идентичности, который предстает как динамическое, диспозиционное образование социальной идентичности в результате осознания своей принадлежности к определенной конфессиональной общности, в структу­ре религиозного самосознания целых  социальных общностей.

Отметим, что религиозная идентичность специфично возникает под воздействием религии и религиозного мировоззрения на личность, вызывает ее трансформацию, изменяет личностные характеристики и ценностные ориентации [4]. Религиозная идентичность типологизируется, а истинная религиозная идентичность сопряжена и обусловлена определенными личностными и характерологическими качествами. В связи с тем, что  религиозная идентичность затрагивает  все  без исключения   аспекты жизни  человека и развития  общества,  особенности религиозной идентичности и религиозного сознания, отождествление себя с верующим человеком, с группой верующих молодежи представляют актуальную социально-психологическую проблему, связанную с проблемой психологической безопасности личности и психического здоровья молодежи [5].

Эмпирическое исследование проводилось в Республике Северная Осетия – Алания и Республике Чечня. Всего в исследовании участвовали 60 человек в возрасте от 18 до 20 лет, среди них 52 девушки и 8 юношей. В качестве методов исследования мы определили: 1) тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю.В.Щербатых, 2) шкалу религиозной ориентации Г. Оллпорта, Д. Росса,  3) анкету «Мое отношение к религии» И.Э. Соколовской, 4) математико-статистические методы  с использованием стандартных пакетов программ обработки данных SPSS 13.0.

В таблице 1 отражены результаты исследования религиозности молодежи. Так, среди мусульман с внутренней религиозной ориентацией – 73,3%, что характеризует их как людей с такой ориентацией, когда религия является главенствующим мотивом поведения и деятельности. Выявлены непоследовательно религиозные личности, которые составили 6,6% от выборки молодых мусульман. С внешней религиозной ориентацией 20,1% мусульман, что говорит об их склонности использовать религию в собственных целях.

Таблица 1. Распределение религиозной ориентации молодежи, в %

Тип религиозности Мусульмане Христиане
Последовательно внутренняя религиозность 73,3 41,6
Непоследовательно внутренняя религиозность 6,6 23,3
Последовательно внешняя религиозность 20,1 23,4
Нерелигиозные 0 6,7

Среди молодежи, идентифицирующей себя с христианами, с последовательной внутренней религиозностью – 46,6%, с непоследовательной – 23,3% выборки. Молодые люди, идентифицирующие себя с православными, с внешней религиозной ориентацией 23,4% от выборки, что говорит об их склонности использовать религию в собственных целях. 6,7% –нерелигиозные люди.

По анкете «Мое отношение к религии» И.Э. Соколовской, мы определили отношение мусульман к религии, место религии в жизни респондентов, их представления о вере, о принадлежности к той или иной конфессии, о соблюдении религиозных обрядов, о потребностях и целях, реализуемых с помощью веры.  Так, все респонденты-мусульмане считают себя  верующими людьми, из них 73,3% соблюдают все религиозные обряды и праздники. Из них никогда не посещали мечеть 3,3% респондентов, очень редко – 43,3%, несколько раз в год – 16,6%, несколько раз  в  месяц – 16,6%, еженедельно – 20,2%. При этом, все респонденты имеют у себя Коран, но 30% мусульман его не читали, однако, все отмечают, что живут в соответствии с заповедями из Священного писания и знают тексты молитв. Религия для молодых мусульман – это вера в Аллаха  – 86,7%. 13,3% затрудняются ответить на данный вопрос.

Мы определили, что респонденты, относящие себя к христианству, идентифицирующих себя с православными – 93,3%, а 6,7% не идентифицируют свою принадлежность к какой-либо конфессии, т.е. не обозначают свою религиозную принадлежность. При этом лишь 26,7% считают себя  верующими православными людьми; 26,7% соблюдают все религиозные обряды и праздники; никогда не посещают церковь 33,3% респондентов, очень редко – 33,3%, несколько раз в год – 16,7%, несколько раз  в  месяц – 16,7%. 20% респондентов второй группы имеют у себя Библию, но только 10% православных ее читали, 20% отмечают, что живут в соответствии с заповедями из Священного писания и  16,7% знают тексты молитв. Религия для молодых христиан – это вера в Бога  и божественные силы – 63,3%, традиции предков – 16,7%, а  20% затрудняются ответить на данный вопрос.

Респонденты–мусульмане отмечают следующие потребности, которые они реализуют посредством веры в Аллаха. Наиболее  выраженной потребностью является потребность в защите и поддержке (80%). Значительно отстает по выраженности потребность в соблюдении обрядов (26,7%), заветов предков (13,3%) и ощущении себя  в группе единомышленников (10%).

Изучение чувств, которые руководят респондентами-мусульманами, когда они приходят в мечеть, показало, что молодые люди отмечают чувство умиротворения и покоя (86,7%), защищенности и поддержки высшими силами (40%),  благоговения (36,6%) и стремление к очищению от грехов (46,7%).

Среди целей, которые достигаются посредством веры молодые мусульмане отмечают надежду на прощение грехов (73,3%) и спасение души (33,3), надежду на вечную жизнь (36,7%). При этом некоторые из респондентов связывают веру с понимание смысла жизни (16,7%) и разъяснением некоторых аспектов бытия (13,3%). На вопрос, связанный с тем, хотели  бы респонденты овладеть профессией, связанной с религией, 93,3% ответили согласием.

Наиболее выраженной потребностью, которую реализуют респонденты-христиане посредством веры в Бога является потребность в защите и поддержке  – у 60%; потребность соблюдать заветы предков – 16,7%. Среди чувств, которые руководят христианами, когда  они приходят в церковь, можно отметить: чувство умиротворения и покоя (50%), защищенности и поддержки высшими силами (50%),  благоговения (30%) и стремления к очищению от грехов (30%), любопытство (10%).

К целям, которые достигаются посредством веры, молодые христиане относят: надежду на прощение грехов (33,3%), надежду на вечную жизнь (33,3%) и спасение  души (16,7%), разъяснение некоторых аспектов бытия (16,7%). При этом многие из респондентов связывают веру с пониманием смысла жизни (50%). На вопрос, связанный с тем, хотели  бы респонденты-христиане овладеть профессией, связанной с религией, только 6,7% ответили согласием.

Оценивая преимущества, которые  есть у  верующего человека, молодые респонденты-мусульмане отмечают, что вера помогает быть более честным и порядочным человеком (83,3%), преодолевать трудности (76,7%), учит как  надо жить (70%), что можно и что нельзя делать, не позволяет  чувствовать себя одиноким (66,7%), объясняет то, что не может объяснить наука (63,3%), обеспечивает поддержку в самых тяжелых ситуациях (56,7%) и учит ответственности (53,3%).

Молодые христиане отмечают, что вера помогает преодолевать трудности (50%), обеспечивает поддержку в самых тяжелых ситуациях (33,3%), не позволяет  чувствовать себя одиноким (33,3%),  объясняет, почему  человек страдает (16,6%), учит как  надо жить, что можно и что нельзя делать (16,6%), и считают, что истинно верующий человек более честный и порядочный (16,6%).

Сравнительный анализ с помощью t – критерия для независимых выборок по исследуемым показателям, показал большую религиозную ориентацию у мусульман, связанную с идентификацией ими себя как верующего человека, совершающего религиозные обряды и соблюдающего религиозные праздники, посещающего мечеть, имеющего и читающего Священное писание, знающего наизусть молитвы и пр.  Мусульмане дают более дифференцированные ответы относительно преимуществ верующего человека,  потребностей, которые они реализуют посредством веры и чувств, которые руководят ими при посещении мечети, хотели бы иметь профессию, связанную с религией.

Сравнительный  анализ результатов психодиагностики и контент-анализ анкеты, направленной  на выявление представлений  о религии, чувствах, потребностях и целях, связанных с религиозной принадлежностью, связи со стратегиями по преодолевающему поведению показал, что христиане, в сравнении с мусульманами характеризуются не только непоследовательной внутренней ориентацией, низкими показателями религиозности, но и  более размытой религиозностью, что свидетельствует о более остром переживании кризиса религиозной идентичности. Также мы  выявили тип потребительского поведения молодых христиан в отношении к религии, связанный с внешней религиозной ориентацией, не связанной с  осмыслением ценностно-смыслового значения религии. У некоторых христиан эффект ценностно обусловленного отвержения религии проявляется в форме демонстративного отказа от религиозного поведения.

Следовательно, религиозная идентичность, особенно у молодых людей, идентифицирующих себя с христианами,  как структура утрачивает свойство стабильности и строгой структурированности характеризуется диффузностью в представлениях о религии и поведении религиозного человека.

Таким образом, основой самоидентификации личности в изменяющихся  условиях  жизнедеятельности является не столько базовая потребность в самоуважении, сколько потребность в смысле, в понимании, что способствует наилучшей адаптации и усилению  чувства контроля над собственной жизнью. Религиозная идентичность, связанная с отождествлением себя с определенной религиозной общиной, принятием ее обрядов, символов и ценностей, учения, специфично возникает под воздействием религии и религиозного мировоззрения на личность, вызывает ее трансформацию, изменяет личностные характеристики и ценностные ориентации молодых людей.

Анализ структуры  религиозной идентичности, представлений о том, как люди реализуются посредством веры, чувств, которые руководят верующим человеком и преимуществ, которые  есть у верующих людей и пр. между  мусульманами и христианами показал, что существуют статистически достоверные  различия по данным показателям.  В кризисной ситуации развития религиозной идентичности молодых людей, особенно это касается христиан,  на помощь может прийти психологическое консультирование, идеология которого представляет собой совокупность ценностей и посылок, отражающих религиозное и научное мышление культуры,  и предлагает молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом религиозной идентичности.

Список литературы:

  1. Козлова М. Влияние этнического фактора на становление психосоциальной идентичности. //Журнал прикладной психологии, 2001. –№3. – С.32-40.
  2. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 377 с.
  3. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.humanpsy.ru/miklyaeva/soc_ident_03
  4. Прохоров М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека. Монография. –Н. Новгород: ВГИПИ, 1998. – 284 с.
  5. Соколовская И.Э. Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодёжи: диссертация … д. псих. н: 19.00.05. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2015. – 315 с.
    ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ
    Работа посвящена исследованию особенностей религиозной идентичности молодых людей, проживающих в Республике Северная Осетия – Алания и Республике Чечня. Представлены результаты анализа структуры и типов религиозной идентичности, представлений о том, как люди реализуются посредством веры, чувств, которые руководят верующим человеком и преимуществ, которые есть у верующих людей и пр. мусульман и христиан.
    Written by: Верещагина Марина Владимировна, Арзаниева Хеди Умаровна
    Published by: Басаранович Екатерина
    Date Published: 12/17/2016
    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
    Available in: Ebook