28 Фев

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В чем специфика мыслительной деятельности ученого? Почему одни, обладая незаурядными интеллектуальными способностями, становятся научными деятелями, добиваясь самых высоких результатов в науке, а другие, обладая не менее развитым интеллектом, так и не способны раскрыть свои возможности?

Анализ биографий некоторых выдающихся ученых таких, как М. В. Ломоносов, Г.В. Плеханов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р. Кеттелл, А. Маслоу, З. Фрейд и др., дает возможность выделить ряд специфических качеств, позволяющих им достичь успехов в исследовательской деятельности. К таким качествам относятся инициативность, интерес к новому, основательность, образованность, стремление содействовать прогрессу (научному, экономическому, духовному и культурному), когнитивная одаренность, креативность, уверенность в себе и др.

Научная деятельность, являясь сложной интеллектуальной деятельностью, предъявляет высокие требования к развитию мыслительной деятельности исследователя. Доронин А.М. и Романов Д.А. указывают, что мыслительная деятельность имеет определенную структуру, является неотъемлемым атрибутом существования человека и представляет собой форму умственного отношения человека к себе и окружающему миру (Доронин, с. 18).

Эталонной формой проявления мыслительной деятельности является умственное творчество [1, с. 241]. Именно оно обеспечивает реализацию научной деятельности. Умственное творчество, приводящее к получению нового для науки знания, является фундаментальной основой научной деятельности. Налицо факт, что успешная реализация научной деятельности возможна лишь при условии наличия незаурядных мыслительных способностей. Более того, научная деятельность как сложная когнитивная деятельность нацелена на получение знания, отвечающего требованиям  новизны, эффективности и общественной полезности, т.е. инновационности. Исходя из этого, психологическим условием развития научной деятельности является не просто мыслительная деятельность, но мыслительная деятельность, ориентированная на инновационность, т.е. инновационно-мыслительная деятельность. Именно поэтому остановимся на особенностях проявления инновационно-мыслительной деятельности исследователя.

Особую роль в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности играет научный стиль мышления, предполагающий использование исследователем особой системы методологических принципов и характеристик, которыми руководствуются ученые в своем подходе к исследованию и его результатам. К проявлениям научного стиля мышления относят следующие компоненты (по Ю.В. Сенько): осмысление структурных звеньев элементов собственных исследовательских действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционального результатов исследования [2, с. 43]. Развитие научного стиля мышления исследователя является важным направлением развития научного потенциала.

Для успешного осуществления научно-исследовательской деятельности необходим высокий уровень развития словесно-логического, абстрактно-символического и креативного мышления.

Выраженность словесно-логического мышления является важной особенностью инновационно-мыслительной деятельности. Данная характеристика определяет высокий уровень развития логических операций, умелое и грамотное их использование; проникновение в суть исследовательской задачи; умение формулировать собственную точку зрения на основе объективных фактов; способность давать сложные определения понятиям, а так же оперировать ими; умение устанавливать причинно-следственные отношения; способность выяснять латентные свойства исследуемого предмета и на этой основе формулировать наиболее обобщенные понятия, т.е. абстракции. Отсюда следует неразрывная связь словесно-логического и абстрактно-символического мышления.

Другая особенность инновационно-мыслительной деятельности –проявление абстрактно-символического мышления, которое способствует усвоению информации с помощью математических кодов, формул и операций; раскрывается в возможности понимать сложные абстракции, опираться на них в ходе реализации научного исследования. Однако, несмотря на приоритет и значимость для успешной реализации научной деятельности абстрактности мышления, важное значение приобретает конкретность мышления при условии наличия незаурядных интеллектуальных способностей. Именно данная характеристика мышления обеспечивает учет всех конкретных деталей изучаемого предмета.  Согласно Б.М. Теплову, неотъемлемой особенностью мыслительной деятельности ученого, обеспечивающей ему успешность научной деятельности является владение как конкретностью ума, так и абстрактностью. При этом необходимы большой запас знаний и высокая и разносторонняя культура мысли (Б.М. Теплов) [3, с. 223].

Научная деятельность, направленная на получение нового знания, реализуется посредством научного творчества на основе высокого уровня креативного (творческого) мышления. Творческое мышление – это процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. В творческом мышлении отражается сущность научно-исследовательской деятельности. Креативное мышление отличается пластичностью, подвижностью, оригинальностью, целостностью, самостоятельностью, мобильностью. В связи с интенсификацией развития науки резко возрастают требования к творческому (креативному) мышлению, которое  позволяет исследователю ставить новые проблемы, искать новые решения в условиях неопределенности, множества выборов и делать открытия, непосредственно не вытекающие из наличных знаний.

Важно отметить, что, овладев творческим мышлением, исследователь приобретает рефлексивную способность, позволяющую ему строить целеполагание, нестандартно подходить к решению возникающих проблем, проектировать свои действия, оценивать результат своей деятельности, посредством чего происходит развитие и актуализация научного потенциала личности.

К творческим умениям, развивающимся в научно-исследовательской деятельности, следует отнести: умение увидеть и распознать творческую проблему, умение формулировать нестандартные гипотезы исследования, уходя от стереотипов, умение заявлять и отстаивать свою авторскую позицию, умение инициировать активное творческое взаимодействие в процессе исследования и т.д. Данные творческие умения непосредственно связаны между собой, обеспечивают эффективное выполнение исследовательской деятельности. Они характеризуются сознательностью, проблемностью, произвольностью, антиципированностью (К.А. Халатян.) [4, с. 173].

Рост интеллектуальных сил, характеризующийся более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинно-следственному объяснению явлений и процессов, позволяет учащимся осуществлять более глубокий анализ материала, выдвигать гипотезы, успешно осуществлять научно-исследовательскую деятельность, имеющую активный, самостоятельный, творческий характер [4, с. 174].

Итак, эффективность и успех научно-исследовательской деятельности как сложной интеллектуальной и творческой деятельности зависит от наличия и актуализации научного потенциала личности, как определенного внутреннего ресурса. Инновационно-мыслительная деятельность, включающая особенности словесно-логического, абстрактно-символического и креативного мышления, грамотный баланс абстрактности и конкретности мышления, может выступать в качестве психологического условия развития научного потенциала личности. Создавая определенные психологические и педагогические условия, культуротворческие ситуации, а также учитывая возрастные особенности исследователей, можно развивать и актуализировать научный потенциал личности. Это, в свою очередь, будет способствовать не только успешной реализации научно-исследовательской деятельности, но и умению эффективно действовать в ситуациях неопределенности как профессионального, так и личностного характера.

Литература

  1. Камалдинова Э.Ш. К механизму формирования пространства мыслительной деятельности / Э.Ш. Камалдинова, Р.В. Сагитов // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 239-244.
  2. Сенько, Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах. М.: Дрофа, 2009. 263 с.
  3. Теплов, Б.М. Ум полководца. Избр. труды. В 2-х т. — Т.1. М., 1985. с. 305.
  4. Халатян К.А. Трибуна молодого ученого: развитие творческих умений старшеклассников / К.А. Халатян // Мир образования и образование в мире. 2010. № 1. С. 172-175.
    ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
    Written by: Шитикова Елена Вячеславовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook