30 Ноя

О ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧЕНИКОВ ВТОРОГО КЛАССА: ПИЛОТАЖНЫЙ АНАЛИЗ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Постановка проблемы. Гражданственность рассматривается как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. В то же время гражданственность является нравственной позицией, состоящей в чувстве долга и ответственности человека перед государством, коллективом, семьей, профессиональным сообществом [14]. Предметом психологического исследования была личность школьника второго класса как интегративное образование, включающее гражданственность в контексте становления человеческих качеств. Психологические механизмы воспитания гражданственности современного младшего школьника неизвестны.

Целью исследования является сравнительное изучение гражданственности студентов университета и учеников второго класса. Такое сопоставление необходимо, так как преемственность поколений прежде всегда соблюдалась [15, 57]. Сейчас же, когда общество находится в кризисном периоде, таких данных не имеется. Студент через систему высшего образования связан напрямую с задачами государства и общества, тогда как школьник находится больше под влиянием семьи. Естественно, что методы использовались разные, с учетом возрастных возможностей, поэтому сравнительный анализ носил не прямой, а косвенный характер.

Обзор публикаций по проблеме. П.И. Бабочкин указывал на изменения личности в динамично меняющемся обществе [3]. На пути к гражданскому обществу [6] происходит социализация всех слоев населения [10]. Нами это показано на студентах университета [7]. Гражданственность, как главное свойство личности, формирует школа, создавая специальные условия и обозначая основные нравственные характеристики младшего школьника [11, 45].

Среди многих факторов, влияющих на становление гражданственности младшего школьника, нами выделены позиции: 1) психолого-педагогические особенности возраста; 2) влияние семьи и взрослых; 3) взаимодействие со сверстниками [2].

Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени [5]. Методом экспертных оценок для второклассников установлена важная характеристика личности – «ответственность», что соответствует теории Муздыбаева К. [9]. Та же характеристика зафиксирована и у студентов университета [7].

Большое влияние на патриотическое воспитание имеют беседы, ведущиеся с детьми на темы: «Я и мой город», «Я и моя страна» [1].

А.С. Макаренко наметил путь воспитания школьника-гражданина, заключающийся в определенном уровне образованности, высокой общественной активности и коллективизме. Но необходимы и специальные условия. Прежде всего, это личность учителя, его высокая нравственность, способность быть примером, а также почитание традиций школы, являющейся вторым домом для ребенка [8, 198].

В структуре гражданственности можно определить сознательный взгляд на социальную действительность и смысл жизни, отношение к событиям и самому себе, реальное поведение [10].

Учёные обратили внимание, что произошла трансформация ценностных ориентаций молодежи [13]. То же самое нами показано на студентах инженерно-педагогического университета г. Симферополя [7]. Некоторые младшие школьники Донецка удивляли своей независимостью, «взрослостью» и прагматичностью, они менее романтичны, нередко утрачивают веру в сказку, в незыблемость авторитета взрослых. При этом дети нередко бывают растеряны, переживают отчуждение вечно занятых родителей, непонимание с их стороны, теряют чувство защищённости, нуждаются в поддержке [1].

Исследования. Было проведено пилотажное исследование уровня гражданственности учеников второго класса на основании свободной анкеты, взятой из программы воспитания гражданственности учеников второго класса в Донбассе [1, 90], но адаптированной к условиям Крыма. За основу брались идеи патриотизма и духовно-нравственной безопасности России [12, 21]. Учитывался вопрос соотношения «гражданственности» и «патриотизма» [4].

Нами разработана методика, которая на основе анкеты-шкалы давала пилотажные знания о гражданственности ученика.

 АНКЕТА

ДЛЯ ОПРОСА УЧАЩИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Фамилия ИмяДата

  1. Что такое Родина?
  2. Что значит любить Родину?
  3. Как называется твоя Родина?
  4. Что ты можешь хорошего сделать для Родины?
  5. Какие люди, по твоему мнению, нуждаются в помощи?
  6. Встречаешься ли ты в жизни со справедливостью к другим людям?

Да Нет (нужное обвести)

  1. Принимаешь ли ты участие в хозяйственных семейных делах?

Да Нет (нужное обвести)

  1. Есть ли у вас дома семейный фотоальбом?

Да Нет (нужное обвести)

  1. Есть ли у вас семейные праздники?

Да Нет (нужное обвести)

  1. С чем праздники связаны?
  2. Напиши имена родственников, кем они тебе приходятся?
  3. Что тебе известно о памятных событиях твоей семьи?
  4. Как думаешь, важно человеку знать, откуда он родом?
  5. Готов ли ты помочь людям, оказавшимся в тяжелой ситуации?

Да Нет Не знаю

  1. Что нужно делать, чтобы сохранять память об истории своей семьи?

Сумма первых шести вопросов – отношение к государству сопоставлялась с суммой остальных вопросов – отношение к семье. В эксперименте участвовало 60 учеников, поровну мальчиков и девочек.

Опыт показал, что ученики имеют 52 % баллов в пользу семьи; 48 % – в пользу государства…

Выводы. Таким образом, обобщая выше сказанное, можно заключить, что формирование гражданственности у второклассников является важной социальной и психолого-педагогической проблемой, и что они, как результат социализации, находятся на пути к гражданскому обществу. Условия возникновения данной проблемы определяются потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом. Процесс формирования гражданственности у младших школьников направлен на овладение гражданскими ценностями, включающими в себя определенные идеалы, убеждения, соответствующую нравственную позицию, и овладение социально ценным жизненным опытом.

Важнейшим звеном процесса формирования гражданственности у второклассников является становление их гражданской позиции, которая так же, как и гражданственность, формируется и проявляется в конкретных делах и поступках.

Литература

  1. Анкета для учащихся второго класса 2015 // Уроки гражданственности Донбасса Программа образовательно-воспитательного курса. – Донецк, 2015.– С. 90.
  2. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы /Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. Текст. / М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 42-53.
  3. Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе /П.И. Бабочкин. – М.: Социум, 2007. – 176 с.
  4. Бурматова В.В., Батракова, И.С. О соотношении понятий «гражданственность» и «патриотизм» в теории воспитания / Наука образования: сб. науч. ст. Текст. / И.С. Батракова, Ю.А. Танюхин // Омск, 2000. Вып. 18. – С. 28-37.
  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
  6. Гражданское общество. Режим доступа. http://allsummary.ru/602-grazhdanskoe-obschestvo-ponyatie-struktura-priznaki.html
  7. Кузьмина Р.И., Аблаева Л.Р. О государственности студентов университета //Ученые записки инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – Симферополь, 2016. – 16-18.
  8. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.
  9. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев // Л.: Наука, 2010.– 248 с.
  10. Петров И.К. Социализирующаяся личность на пути к гражданскому обществу//Записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – Симферополь, 2016. – С. 11-15.
  11. Показантьев, Д.А. Формирование гражданственности как основы нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы / Д.А. Показаньев, Н.В. Червоткина // Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке», Т. 2. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010.– С. 40-50.
  12. Сизова, Е.Е. (полковник) Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России. /Е.Е. Сизова // «Ориентир», 2006, № 2. // Вестник Академии военных наук, 2007. – № 4 (21).
  13. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме Диссертации по гуманитарным наукам – Режим доступа. http://cheloveknauka.com/strukturnaya-transformatsiya-tsennostnyh-orientatsiy-molodezhi-v-moderniziruyuschemsya-rossiyskom-sotsiume#ixzz4MgwEQI8W
  14. Филонов, Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития Текст. / Г. Н. Филонов // М: Педагогика, 1999. №8. – 45 с.
  15. Цветкова, Р.И. Психологические основы патриотизма молодежи: История и модель современника Текст. /Р.И. Цветкова // Хабаровск: ИП Шипицын С.Н., 2007. – 275 с.
    О ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧЕНИКОВ ВТОРОГО КЛАССА: ПИЛОТАЖНЫЙ АНАЛИЗ
    Воспитание гражданственности человека является первоочередной задачей общества и ее воспитывать нужно с детских лет. Особенно большое значение придается детям младшего школьного возраста, поскольку они – будущее страны. С психологической точки зрения такой подход правомочен: младшие школьники для этого наиболее лабильные. Нами было показано на студентах инженерно-педагогического университета г. Симферополя, что молодежь находится на пути к гражданскому обществу. Проведено пилотажное анкетирование 60 школьников второго класса для выяснения их отношение к государству и семье. Оказалось, что 52 % детей на первое место ставят семью. Методом экспертных оценок, при беседе с экспертами (учителями и родителями), установлено, что второклассник на первое место ставит ответственность, уважительное отношение к старшим, человечность. Таким образом, произошла переориентация направленности личности в системе государство – семья, что указывает на движение школьников к гражданскому обществу.
    Written by: Кузьмина Р.И., Аблаева Л.Р.
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/05/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.11.16_31
    Available in: Ebook