25 Июл

МОНИТОРИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связана с выделением новых задач и направлений психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве детского сада. Одной из ведущих задач становится создание условий для поддержания эмоционального благополучия дошкольников. Эмоциональное благополучие с одной стороны, выступая составляющейпсихического здоровья дошкольников, определяет возможность амплификации детского развития, с другой стороны может рассматриваться как индикатор оптимального соответствия индивидуального потенциала ребёнка требованиям социо-культурного пространства дошкольной образовательной организации.Осуществление процесса поддержания эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения детейв условияхдошкольной образовательной организации обеспечивает разрешение ряда противоречий.

Прежде всего,стоит отметить, наличие разнонаправленности исследований, представленных в научной литературе, что не позволяетоднозначно представить понимание самого термина «эмоциональное благополучие». Это обуславливает трудности выделения критериев и показателей оценки эмоционального благополучия детей, выбора оптимальных методов и методик диагностики (мониторинга) эмоционального развития детей в дошкольных образовательных организациях.Приступая к разрешению данного противоречия, мы опирались на понимание того что, изучение и оценку эмоционального благополучиянельзя сводить к оценке эмоционального фона жизнедеятельности ребёнка, проявляющегося в преимущественно положительных или отрицательных эмоциональных состояниях [7, с. 1- 22]. Вместе с тем одним из индикаторов эмоционального неблагополучия у детей разных периодов дошкольного детства можно рассматривать тревожность, как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и неблагоприятных отношений с окружающими.

Опираясь на точку зрения ряда авторов (Г.М. Бреслав, Л.А. Абромян,   А.Д. Кошелева, Г. Г. Филиппова), мы считаемэмоциональное благополучие показателем оптимального развития эмоциональной сферы дошкольника и благоприятности его социальной ситуации развития.Поэтому, появление чувства эмоционального (психологического) комфорта у ребёнка фактически обеспечено новообразованиями в эмоциональной сфере. Значимые новообразования формируются в рамках эмоционально-экспрессивного развития, связанного с дифференциацией эмоциональных состояний; становления эмоциональной регуляции общения и поведения; эмоционального взаимодействия и развития социальных эмоций. Содержание эмоционального благополучия определено умениями ребёнка воспринимать, понимать, воспроизводить эмоциональные состояния, сопереживать, откликаться на состояние других, что связано с усложнением к концу дошкольного детства социальных эмоций, появлением высших чувств, эмоциональной децентрации детей[2, с. 61-62].Так, Г.М. Бреславв своих исследованиях, посвящённых эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте, отсутствие эмоциональной децентрации, эмоциональной синтонии (эмпатии), эмоциональной саморегуляцииопределяетв качестве факторов эмоционального неблагополучия детей[1, с. 66-69].

Таким образом, эмоциональное благополучие можно рассматривать в качестве сложного многокомпонентногообразования, для поддержания которого необходимо удерживать под контролем значимые изменения, происходящие в рамках основных линий эмоционального развития в дошкольном возрасте. При оценке эмоционального благополучия также необходимо учитывать характерсоциально-значимых отношений, складывающихся в пространстве детского сада. Отражение данных отношений в переживаниях ребенка не только определяет доминирующий эмоциональный фон, но выступает источником развития и «кристаллизации» эмоциональной сферы дошкольника, мощным фактором формирования сложной системы мироощущения. Мы считаем важным подчеркнуть, что существуют сензитивные периоды в развитии эмоциональной сферы человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство[4, с. 163]. Опираясь на понимание эмоционального благополучия как сложной, динамично меняющейся структуры, мы пришли к необходимости использования в системе психолого-педагогического сопровождения мониторинга психоэмоционального развития дошкольников.Стоит отметить, что на разных возрастных этапах дошкольного детства эмоциональное благополучие будет связано со спецификой иерархии линий эмоционального и личностного развития дошкольников. На первых порах проектирования психолого-педагогического сопровождения эмоционального благополучия детей в условиях детского сада именно мониторинг обеспечивает возможность установить особенности эмоционального развитиядетей, его отдельных линий, взаимосвязи и соподчинение отдельных новообразований эмоциональной сферы детей, разворачивающихся на разных этапах дошкольного детства.

Мониторинг представляет собой такой системный инструмент, который обеспечивает не только возможность осуществлять комплексное изучение, анализ и оценку основных линий психического развития дошкольников, но и рассматривать показатели развития, достижения детей в контексте их морфофункциональных возможностей и социальной ситуации развития. Системный характер мониторинга помогает определять как позитивные, так и негативные тенденции в развитии детей дошкольного возраста, обеспечивает возможность построения целостной картины ситуации развития не только каждого ребенка, но и каждой возрастной группы, всего контингента детей конкретной образовательной организации. Благодаря информационным свойствам мониторинга можно учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей в процессе проектирования и осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей[5, с. 18].Всистеме психолого-педагогического сопровождения детей мониторинг позволяет контролировать динамику развития каждого ребенка с целью оптимизации воздействий со стороны образовательной среды,помогает «уравновешивать» эти воздействия с учетом возрастного и индивидуального потенциала каждого ребенка.

Как показывает опыт, в дошкольных образовательных организациях наблюдается разрозненность и узкая направленность диагностической работы психологических служб, что не позволяет на практике реализовать системно-деятельностный подход в контроле значимых изменений в эмоциональной сфере детей в контексте общей социальной ситуации развития дошкольников. В арсенале педагогов-психологов отсутствует общий диагностический инструментарий, единый подход к анализу эмпирического материала. Результаты апробации программы мониторинга психоэмоционального развития в дошкольных образовательных организациях г. Новокузнецка позволили нам утверждать, что информативность и надёжность фактов, собранных в рамках диагностической деятельности в разных образовательных учреждениях города, во многом обеспечивается использованием унифицированных форм протоколов фиксации данныхи стимульного материала, единой логикой реализации задач комплексного диагностического обследования.

Разрабатывая общую концепциюмониторинга эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в системе психолого-педагогического сопровождения в детском саду, мыучитывали ключевые функции мониторинговой деятельности – диагностическую, связанную с определением уровня развития ключевых новообразований эмоциональной сферы, и оценочную функцию, определяющей необходимость сравнения индивидуальных показателей с групповой нормой. Диагностический компонент мониторинга должен обеспечить педагогу-психологу ряд возможностей:

— качественно оценить уровень эмоционального развития детей разных возрастных группдетского сада (средней, старшей, подготовительной);

— зафиксировать пробелы и недостаткиформирования определённых умений, выступающих внешними индикаторами развития эмоциональной сферы детей;

— выявить общие нормативные тенденции психоэмоционального развития детей разных периодов дошкольного детства;

— сформировать обоснованное и мотивированное заключение о характере эмоционального мироощущения ребёнка, а также о благополучии (неблагополучии) его социальной ситуации развития в целом.

В основу диагностической программы мониторинга положены следующие критерии и показатели эмоционального развития детей дошкольного возраста:

— кодирование и декодирование эмоциональных состояний, проявляющиеся в развитой способности ребёнка дифференцировать и идентифицировать экспрессивные признаки определённых эмоциональных состояний (наличие интереса к эмоциям другого (с 3 лет), с 4 лет  — восприятие экспрессивных признаков, распознавание и вербальное кодирование эмоциональных состояний, освоение способов выражения своих эмоций);

— появление эмоциональной децентрации, связанной с развитием эмпатии, проявляющей себя в способности дошкольника отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, переключиться на восприятие эмоций других людей. При этом оценивается характер проявления эмпатии в поведении и деятельности детей, а также уровень социального опосредования;

—  усложнение и расширение предметного содержания эмоций, обобщение аффекта, связанное с появлением социальных эмоции и высших чувств;

— эмоциональное мироощущение (общий эмоциональный настрой, тревожность, эмоциональная возбудимость, наличие ключевых новообразований в эмоциональной сфере детей)[2, с. 63].

С учетом  выделенных критериев и показателей эмоционального развития детей был произведён подбор методов, которые были включены в содержание мониторинга в качестве диагностического инструментария.В программу мониторинга вошли разнообразные процедуры, предполагающие диагностическое обследование детей, родителей, воспитателей (методика изучения понимания эмоций, изображенных на картинке (модифицированный вариант методики Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной); методика изучения высказывания свободных суждений об эмоциональном состоянии человека (А. М. Щетинина); проективное интервью «Три желания» (Г. М. Бреслав); опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А. М. Щетинина); методика изучения социальных эмоций у детей 3-7 лет (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина); тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэмпл, М. Дорки, Ф. Амен); проективный тест «Домики» (О. А. Орехова); анкетный опрос для родителей (Е. И. Изотовой)). Необходимо отметить, что уже первый опыт реализации программы мониторинга привел к необходимости изменения содержания заданий, их адаптации в соответствии с возрастными особенностями и опытом современных детей. В результате процедура обследования детей выстроена в два диагностических блока, с унифицированной системой получения, обработки, интерпретации данных. Предложенный методический инструментарий позволил осуществить всесторонний количественный и качественный анализ фактического материала, по отдельным диагностическим показателям,  сформировать обоснованное заключение о характере отдельных возрастных новообразований в общей иерархии линий эмоционального развития.При этом качественная оценка развития отдельных компонентов эмоциональной сферы, анализ данных анкетирования родителей, выделение доминирующих факторов возникновения детской тревожности, наблюдение за детьми непосредственно в образовательной среде детского сада позволяют судить о благополучии (неблагополучии) социальной ситуации развития ребёнка, которая характеризует отношение между ребёнком и окружающей средой. Наличие чувства эмоционального комфорта (благополучия) можно констатировать по наличию эмоционально положительного настроя, отсутствию у ребёнка признаков негативных эмоций (тревожности, эмоциональной возбудимости, страхов), а также по уровню сформированности ключевых новообразований эмоциональной сферы в соответствии с возрастным нормативом.

Апробация программы мониторинга эмоционального благополучия детей дошкольного возраста показывает, что выбранное направление психолого-педагогического сопровождения детей на разных этапах дошкольного детства актуально для современной дошкольной образовательной организации. Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения психоэмоционального развития дошкольников, подтверждается фактами наличия у современных детей многочисленных непатологических форм эмоциональных нарушений [6, с. 142-143]. Среди таких нарушений можно назвать повышение количества детей с признаками тревожности, снижение показателей эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности учитывать чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства. При этом вышеозначенные категории в содержании ФГОС дошкольного образования рассматриваются важными компонентами социально-коммуникативного развития детей[3].

Представленный подход к организации мониторинговой деятельности органично встраивается в деятельность дошкольной образовательной организации, не противоречит общей системе психолого-педагогического сопровождения детей, целям целостного педагогического процесса, обеспечивает интеграцию специалистов разного профиля и семьи в разрешении проблем сохранения и поддержания психологического здоровья дошкольника.

Список литературы:

  1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990. -144 с.
  2. Морозова И.С., Лаптева Ю.А. К проблеме определения диагностического инструментария для изучения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве: материалы XVIII региональной научно-практической конференции с международным участием факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета (22-23 апреля 2015 г.) / отв. ред. Е. В. Бурмистрова, А. Ю. Асриев. – Омск : издатель-полиграфист, 2015. – Ч. 1. С. 60-65.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155. — URL: http://krhroo.ucoz.ru/fgos/DOO/fgos_doo.docx.
  4. Штепина И.С.,Морозова И.С., Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. – 2012.- № 12. – С. 162-165.
  5. .Рукас Т.И., Федорова Н.И., Чертенкова Г.И., Федорцева М.Б. Комплексный мониторинг развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений: Учебно-методическое пособие / Под ред. Разенковой Н.Е. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. – 85 с.
  1. Фёдорова Н.И. Мониторинг психического развития детей дошкольного возраста в условиях крупного промышленного города // Сибирский педагогический журнал. – 2010 — №7 – С. 134-143
  2. Филиппова Г.Г. Эмоциональное развитие ребёнка к проблеме определения понятия // Перинатальная психология и психология родительства. – 2004. — №3.  С. 1-22.
    МОНИТОРИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    В статье рассматривается эмоциональноеблагополучие дошкольников как область мониторинговой деятельности в структуре психолого-педагогического сопровождения. Представлен подход к определению индикаторов эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации.
    Written by: Лаптева Юлия Александровна, Фёдорова Нина Ивановна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/28/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook