28 Фев

КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПО УТОЧНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПЛАНИРОВАНИЮ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Профессиональные представления детерминируют развитие субъекта профессиональной деятельности и являются необходимым компонентом ее успешности. Проблема профессиональных представлений широко рассматривается в психологии. Они, возникают на начальных этапах профессионального самоопределения, и в дальнейшем определяют особенности движения человека в профессии и возможности его профессиональной самореализации. Стихийное развитие профессиональных представлений, приводит к формированию узких, ограниченных моделей будущей профессии, что препятствует дальнейшему профессиональному росту. Профессиональные представления имеют особое значение в деятельности человека. Некоторые исследователи отводят им роль в качестве регуляторов профессионального самоопределения (А.И. Донцов, Н.В. Комусова, Т.В. Кудрявцев, Р.П. Мильруд и др.). Установлено, что имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие (В.Г. Асеев, Н.Н. Гавриленко, Л.А. Сергеева и др.). Так же доказано, что адекватные представления о профессии являются необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом собственных интересов, желаний и способностей [1;5].

Изучением профессиональных представлений занимались такие психологи, как Е.А. Климов, О.А. Конопкин, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др. Так, Е.А.Климов разработал идею многомерности и многофункциональности образов, как результата представлений, формирующихся у человека в течение его профессиональной жизнедеятельности, убедительно показано их влияние на становление профессионализма личности.

О.А. Конопкин утверждает, что профессиональные представления это не простая совокупность сведений о профессиональной области. Это «представление о деятельности, куда входят: принятая субъектом цель деятельности; критерии успешности деятельности; программа исполнительских действий; субъективная модель значимых условий деятельности; информация о реально достигнутых результатах; решения о коррекциях системы деятельности» [10].

Е.А. Семенова определяет профессиональные представления как совокупность образов, обладающих отражающей, регулирующей, мотивирующей, оценочной, прогностической функциями и обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности [13].

Формирование профессиональной направленности и собственно выбор профессии — длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определенные стадии. Эти стадии, по мнению отдельных исследователей, определяются особенностями возраст того развития человека.

Согласно теории Гинзберга, процесс выбора профессии заключен в жесткие рамки возрастного развития, и выделяет несколько стадий:

  1. Стадия фантазии охватывает раннее детство и заканчивается примерно на исходе среднего детства, в 11 лет. В этот период, независимо от своих реальных потребностей и возможное тей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их желания не строятся на реалистических соображениях, и как правило, на этой стадии они хотят быть летчиками, учителями, врачами, медсестрами и т. д.
  2. Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и включает в себя четыре периода:

2.1.период интереса (11-12 лет) — дети делают свой выбор, руководствуясь главным образом своими склонностями и интересам;

2.2.период способностей (13-14 лет) — подростки узнают больше о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они думают о способностях применительно к требованиям той или иной профессии.

2.3.период оценки (15-16 лет) — молодые люди пытаются примерить те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальны ми возможностями;

2.4. переходный период (17 лет) — в течение этого периода осуществляется переход от гипотетического подхода к реалистическому выбору профессии, который происходит под воздействием разных факторов, например давления школы, родителей, сверстников и других обстоятельств.

  1. Реалистическая стадия — в возрасте от 17 лет и старше молодые люди стараются принять окончательное решение о выборе профессии. Эта стадия делится на три периода:

3.1.период исследования (17-18 лет) — прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания;

3.2.период кристаллизации (19-21) — в это г период значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности;

3.4.период специализации — общий выбор, например профессии экономиста или физика, уточняется выбором конкретной и более узкой специализации [4;6].

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и, прежде всего, его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. А именно, можно выделить восемь важнейших типов обстоятельств, которые старшекласснику полезно принять так или иначе во внимание при обдумывании профессионального будущего:

  1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о будущей профессии.
  2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.
  3. Позиция учителей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого об учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от самого подростка.
  4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются представления об этапах освоения профессии.
  5. Способности. О своеобразии способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
  6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
  7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
  8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями [11].

И.В. Дубровина выделяет как минимум 4 группы факторов, которые оказывают определенное влияние на процесс профессионального самоопределения:

  1. факторы социально-экономического характера, которые включают в себя то, как общество выражает свое отношение к человеку, выбравшему то или иное рабочее место, моральные и материальные стимулы конкретного труда, престиж профессии, важность для общества и т.д.;
  2. социально-психологические факторы. Это социальное окружение, в котором растет и воспитывается человек. Это, конечно же в первую очередь, семья, а также друзья, школа, референтные группы и т.д. Под влиянием социального окружения формируются ценностные ориентации, определенное отношение к труду вообще, социальные ожидания, установки и стереотипы.
  3. психологические факторы. Это личностные интересы и склонности, способности, уровень интеллекта, особенности памяти, внимания и т.д.
  4. индивидуально-психофизиологические особенности учащегося (свойства нервной системы).

Ребенок для осуществления успешного профессионального выбора должен учитывать каждый из этих факторов [2;3].

В настоящее время существует достаточно много методов, помогающих в профессиональном становлении старшеклассникам. Профессиональное самоопределение является составной частью целостного жизненного самоопределения, оно выражает отношение личности к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Этот длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей не завершается профессиональной подготовкой по избранной специальности, он происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

В отечественной педагогике и психологии исследование проблем профессионального самоопределения проводилось по разным направлениям. В психологии эта проблема решалась в связи с анализом жизненного самоопределения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), в контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности (Л.И. Божович, П.А.Шавир), в плане проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (Е.А. Климов, В.В. Чебышева), в рамках изучения вопросов профессионального становления (Т.В. Кудрявцев, А.И. Сухарева, Е.М. Павлютенков) и психологических основ трудового воспитания школьников (Ф.И. Иващенко, Э.А. Фарапонова) [14].

Профессиональное самоопределение направляет выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития индивидуальных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития.

Сам человек строит свое профессиональное продвижение, в соответствии с этим его должностной или профессиональный рост вынуждает его занимать определенные позиции и соответствующим образом строить свое поведение с учетом особенностей внутри- и внеорганизационной реальности, а также собственных целей, желаний и установок. Карьера — это процесс и вместе с тем результат деятельности, в её широком диапазоне (служебной, научной, общественной и других). Успех карьеры является результатом достижения определенных ступеней карьеры к определенному возрасту. Карьерой, как и любой человеческой деятельностью, необходимо управлять. Понятия «карьера», «власть» неразрывно связаны с понятием «управление» [7].

Как осознанно управлять своей жизнью, реализовать свой потенциал, как найти внутренний баланс, жить и действовать эффективно, — вот здесь и применим коучинг. Коучинг — это система, в которой можно перейти из зоны проблемы в зону эффективного решения, система, позволяющая почувствовать новые подходы и возможности [9].

Тимоти Голви писал, что каждый человек обладает всеми необходимыми ресурсами и способностями, и коуч помогает человеку раскрыть свой потенциал. Прояснить свои намерения, разработать план действий по достижению целей. В основе метода Тимоти Голви, основоположника коучинга, лежит идея о том, что человек — это не пустой сосуд, который надо наполнить, а более похож на жёлудь, который уже содержит в себе всё, что необходимо, чтобы стать могучим дубом. Для этого его необходимо питать и освещать. Способность вырасти, уже заложена в человеке. «Оппонент внутри нашей собственной головы более труден, чем противник в реальной игре», — пишет Голви в своей книге «Внутренняя игра в теннис». Тимоти разработал эффективную методику обучения игре в теннис, которую затем перенёс в бизнес-сферу [16].

Майлз Дауни в своей книге дает следующее определение коучинга, он пишет, что это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека [8].

А. Савкин и М. Данилова сравнивают процесс появления коучинга с процессом рождения коктейля — смешиваются различные жидкости и в результате рождается совершенно новая. В ней можно различить вкусовые призвуки и аромат ингредиентов, но по сути своей она уже не является ни тем, ни другим, ни третьим [15].

Каждый из нас хочет, чтобы работа была интересной, престижной, приносила хороший доход. Однако бывает сложно определить, в каком именно направлении лучше развиваться, в какой области можно будет наиболее полно реализовать свои возможности и свой внутренний потенциал. Так же бывает сложно спланировать конкретные шаги, конкретные действия, направленные на построение своей карьеры в выбранном направлении. В этом случае будет полезной помощь коуча. Карьерный коучинг – это профессиональная помощь человеку в определении направления своей деятельности и выборе конкретных действий направленных на построение своей карьеры.

Карьерный коучинг особенно эффективен:

  1. При поиске (смене) места работы. В этом случае коуч поможет выбрать направление деятельности, которое в наибольшей степени будет соответствовать потребностям и возможностям клиента. Смена места – отличный шанс в полной мере реализовать свои способности, свой внутренний потенциал.
  2. На этапе построения своего бизнеса. Коучинг позволит трезво оценить свои возможности, грамотно спланировать свои действия, найти дополнительные резервы, поможет найти нестандартные решения.
  3. При планировании и построении карьеры. Коучинг позволит чётко определить цели и спланировать конкретные действия, направленные на построение карьеры в выбранной области деятельности [12].

Теоретическое погружение в проблему выбора профессии, профессионального самоопределения и планирования карьеры у студентов, позволяет нам поставить актуальным вопрос об исследовании коучинг-технологий в работе по уточнению профессиональных представлений и планированию карьеры студентов.

Список литературы:

  1. Асеев В.Г. Основные задачи психологии на рубеже веков / Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий. Материалы науч.- практ. конф. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – С. 3 – 7.
  2. Барабаш Ю.Г. Особенности отношений в родительской семье и предпочтений в выборе профессионального пути у подростков // Фестиваль Недели науки Юга России. Материалы Региональной студенческой конференции: в 3 т. Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. Т 2. − 784 с. — стр. 468-471. ISBN 978-5-9275-1208-9 (Т.2)
  3. Дубровина И.В. «Психологическая служба школы». Учебное пособие для студентов: под ред.. — М., 1995.
  4. Жолудева С.В., Барабаш Ю.Г. Особенности профессиональных предпочтений и карьерных ориентаций у подростков // Профессиональные представления: сборник научных трудов №6 Интернет-конференции «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности» / Под редакцией Е.И. Рогова — Ростов-на-Дону: Изд-во МАРТ, 2014. – 242с. — стр. 48. ISBN 978-5-241-01147-3;
  5. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога. – Свердловск, 1985. – 43 с.
  6. Климов Е. А. «Психолоrия профессиональноrо самоопределения»: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с. ISBN 5 7695 15066. ,231c
  7. Кушнарева И.Ю. Личностные аспекты построения карьеры руководителя: социально-философский анализ : диссертация … кандидата философских наук : 09.00.11.- Краснодар, 2006.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/535
  8. Майлз Дауни. Эффективный коучинг. М., Добрая книга. 2005.
  9. Никитина Т.А. Социально-психологические аспекты управления: коучинг. Учебное пособие / Т.А. Никитина, М.А. Шаталина. — Самара, 2008. , стр. 7
  10. Панкратова И.А., Рогова Е.Е. Особенности связи профессиональной направленности и представлений об успешной профессиональной деятельности студентов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2012
  11. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  12. Разуваев В. Карьерный коучинг // URL: http://razuvaew.ru/coaching/career-coaching (дата обращения 11.02.2015)
  13. Рогова Е.Е. Взаимосвязь профессиональных представлений и ценностных ориентаций в карьере в студенческом возрасте / 12.2013 Номер: Выпуск №7-2013 г.
  14. Рубцова С.Ю. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с учетом региональных особенностей : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 221 c. РГБ ОД, 61:03-13/1687-0
  15. Савкин А., Данилова М. Коучинг по-русски: смелость желать. СПб. РЕЧЬ, 2003
  16. Тимоти Голви «Работа как внутренняя игра. М., Альпина Бизнес букс. 2005.
    КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПО УТОЧНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПЛАНИРОВАНИЮ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТОВ
    Written by: Жолудева Светлана Васильевна, Барабаш Юлия Геннадьевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 05/08/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)
    Available in: Ebook