31 Окт

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Современная система образования предъявляет руководителю любого уровня и звена современной общеобразовательной школы ряд требований, которые нашли своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.

Так, проблема изучения личностных особенностей руководителей общеобразовательной школы является одной из самых актуальных и значимых как в психолого-педагогической науке, так и в образовательной практике, решение которой позволит повысить успешность и эффективность управленческой системы в сфере, связанной с педагогической деятельностью работников образования.

Психодиагностическое исследование проводилось методом тестирования с применением классических методик, используемых в практике как отечественных, так и зарубежных психологов: «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Р.Кэттэлла; «Самоактуализационный тест» Э.Шострома.

Результаты опытно-экспериментального исследования с применением Шестнадцатифакторного личностного опросника Р.Кэттэлла представлены по шкалам на рис. 1.

Рис. 1. Представление дифференциальных данных по методике «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Р. Кэттелла

Примечание: Фактор МD — «Адекватность Самооценки»; A — «Замкнутость — Общительность»; B — «Интеллект»; С — «Эмоциональная устойчивость — неустойчивость»;      E — «Подчиненность — доминантность»; F — «Сдержанность — экспрессивность»; G — «Анархизм — Высокая нормативность поведения»; H — «Робость — смелость»; I — «Жесткость — чувствительность»; L — «Доверчивость — Подозрительность»; M — «Практичность — Развитое воображение»; N — «Прямолинейность — Дипломатичность»; O — «Уверенность в себе — Тревожность»; Q1 — «Консерватизм — Радикализм»; Q2 — «Конформизм — Нонконформизм»; Q3 — «Низкий самоконтроль — Высокий самоконтроль»; Q4 — «Расслабленность — Напряженность».

Результаты фактических данных, полученных с помощью методики «Самоактуализационный тест» Э. Шострома по одиннадцати шкалам представляет собой следующее (см. Рис. 2):

Рис. 2. Представление дифференциальных данных по одиннадцати шкалам методики «Самоактуализационный тест» Э. Шострома

Примечание:  1 — шкала «ориентация во времени»;  2 — шкала «ценности»; 3 — шкала «взгляд на природу человека»;  4 — шкала «потребность в познании»;  5 — шкала «стремление к творчеству»; 6 — шкала «автономность»; 7 — шкала «спонтанность»;  8 — шкала «самопонимание»;  9 — шкала «аутосимпатия»;       10 — шкала «контактность»; 11 — шкала «гибкость в общении».

Качественный анализ полученных данных исследования позволил нам прийти к выводу о том, что выдвинутая на начальном этапе работы наша научная гипотеза нашла свое подтверждение. В частности, мы предполагали, что психологический портрет личности современного руководителя системы образования не в полной мере соответствует тому «идеальному образу», который определен требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Сравнительный анализ «реального» и «идеального» психологического портрета личности руководителя современной общеобразовательной школы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ «реального» и «идеального»

психологического портрета личности руководителя

 современной общеобразовательной школы

Психологический портрет личности «реального» руководителя общеобразовательной школы Психологический портрет личности «идеального» руководителя                   общеобразовательной школы
1. Имеет средний уровень самооценки, стремится к саморазвитию, но иногда ему не хватает терпимости и любви по отношению к себе. 1. Имеет чуть «выше среднего уровня» или высокую адекватную самооценку, принимает себя таким, какой есть, но постоянно самосовершенствуется.
2. Обладает некоторой ригидностью в общении.

Замкнут, безучастен, не способен устанавливать долгие и тесные контакты с окружающими людьми.

Не уверен в своей привлекательности, в том, что он интересен собеседнику и общение с ним может приносить удовольствие.

Скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве.

Не имеет близких друзей,  с которыми может быть откровенным.

В связи с этим у такого руководителя могут возникать различные трудности в общении, конфликтные ситуации, которые он не всегда способен вовремя разрешить.

2. Имеет способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.

Любит  быть среди людей, вступать во взаимодействие, устранять конфликты и сглаживать конфликтные ситуации посредством своей добросердечности, искренности, естественности и непосредственности поведения и отношений, доверчивости, не боязни критики, яркого эмоционально-положительного  реагирования на социальный контакт.

Внутренне всегда готов к общению и взаимодействию, проявляет эмоциональное неравнодушие к тому, кто от него зависит.

3. Обладает способностью к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию в своей профессии, но иногда выход из «зоны комфорта» бывает затруднителен;        имеет невысокую познавательную потребность. 3. Использует каждый момент как возможность духовного и личностного роста, способен воспринимать проблему как интересную задачу, которую нужно и хочется решить, имеет высокую потребность в познании.
4. Подвержен фрустрациям. Имеет неадекватность в проявлении чувств; переменчивость интересов и           лабильность настроений.

Слабо управляет своими эмоциями;                                                         в то же время опасается открыто выражать свои чувства, ему не хватает лёгкости, естественности, доверия к себе и к миру.

Легко утомляется от нагрузок, так как может забыть про отдых.

4. Выдержан, эмоционально зрел, работоспособен, реалистически (положительно) настроен.

Имеет стойкое чувство уверенности в своих способностях и возможностях при гармоничном сочетании с искренним доверием к окружающему миру и другим людям.

Отличается постоянством  интересов, отсутствием нервного утомления.

5. Излишне уступчив, слабоволен, имеет проблемы с подчинёнными, которые пользуются его слабыми сторонами личности; зависим, склонен брать на себя вину других людей, тревожится о возможных ошибках, которых еще не успел совершить; избегает чрезмерной ответственности и принятия самостоятельных решений; обладает внешней поддержкой, в большей степени подвержен влиянию внешних сил; поведение больше ориентировано на мнение других, а не собственное. 5. Наблюдается педагогический такт, адекватность самооценки и оценивания других; умение уступить в необходимых ситуациях и отстоять свою точку зрения; умение понять, принять, поддержать и помочь другому человеку; имеет способность к рефлексии; с уважением относится к личности другого человека, но принимает решения как «авторитет», не боясь брать ответственность на себя; обладает внутренней поддержкой; в основном руководствуется внутренними принципами и мотивацией.
6. Чрезмерно осторожен, рассудителен, всё усложняет, пессимистически настроен, озабочен своими делами и проблемами, иногда беспокоится о будущем,  ожидая неудач; сдержан в проявлении своих естественных эмоций. 6. Жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен; социальные контакты для него эмоционально значимы; эмоциональность и динамичность приводит к тому, что он часто становится лидером; может увлечь и повести за собой.
7. Склонен к непостоянству;                         легко бросает начатое дело, ленивый, недобросовестный, эгоистичный;                                                       не прилагает усилий к выполнению общественных требований и культурных норм;                                                 презрительно относится к моральным ценностям;                                                  ради собственной выгоды иногда способен на нечестность и обман;                           может не сдерживать свои обещания или забывать про просьбы других. 7. Ответственен, добросовестен, проявляет стойкость моральных принципов; порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потому, что не может поступить иначе по своим убеждениям; во всем любит порядок; высокая добросовестность и сознательность обычно сочетаются с хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным, эгоистическим целям.
8. Стремится к благожелательности по отношению к другим людям; доверчив, что не всегда адекватно ситуации;                иногда в общении отсутствует проницательность, может быть прямолинеен вплоть до грубости; неадекватно воспринимает критику в свой адрес. 8. Имеет развитую эмпатийность, что соотносится с высокой способностью человека чувствовать проблемы окружающих; отличается великодушием и склонен к снисхождению, прощению и принятию ошибок других людей; адекватен к критике в свой адрес, и в меру самокритичен.
9. В разумных пределах стремится к творческому самовыражению; склонен к консервативности, ригидности, устойчивости по отношению к традиционным трудностям; знает, во что должен верить, и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых; с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям; противится переменам, не ищет новых способов решения проблем. 9. Имеет самобытное независимое мировоззрение и свою собственную, неповторимую манеру поведения;

имеет множество интеллектуальных интересов, аналитичность мышления; стремится быть информированным по поводу научных, политических, и житейских проблем, но никакую информацию не принимает на веру, старается всё проанализировать и понять самостоятельно; решает всё по-новому.

10. Более ли менее адекватно оценивает свои способности, знания и компетентность в каких-то профессиональных вопросах; при положительном настрое находит в себе силы для дальнейшего саморазвития; иногда склонен впадать  в зависимость от своих подчинённых,                                  ищет у других поддержки и одобрения своих действий. 10. Стремится к людям, чувство коллективизма сочетается с  самостоятельностью и независимостью; имея собственное мнение, не стремится навязать его окружающим; старается  прислушиваться к общественному мнению, но имеет внутреннюю силу остаться при своей позиции; любит и уважает людей, но не нуждается в одобрении и поддержке.
11. Старается доводить любое дело до конца, хотя не всегда действует упорядоченно и планомерно; иногда не способен отделить главное от второстепенного; старается жить настоящим моментом, но иногда вспоминает прошлые промахи или тревожится о будущем; не полностью принимает себя, таким, каков есть в действительности, склонен ставить нереальные цели. 11. Организован и целеустремлён; чаще всего действует планомерно и упорядоченно, упорно преодолевает препятствия на пути к достижению цели, не разбрасывается по мелочам; правильно ориентирован во времени, рассматривая его в единстве прошлого, настоящего и будущего; не обременён чувством вины и сожаления; вера в будущее опирается на реалистичные планы.
12. Склонен к манипулированию другими людьми, не осознаёт важность общечеловеческих ценностей в собственной жизни; бывает несправедлив;                         не всегда отделяет ситуацию от личности, полагает, что зло – характерное свойство человека. 12. Строит доверительные отношения с другими людьми, стремится к истине, самодостаточности, красоте, добру, порядку и справедливости; считает, что в природе человека сосуществуют добро и зло, бескорыстие и корыстолюбие, бесчувственность и чувствительность.
13. Проявляет толерантность и терпимость по отношению к другим только тогда, когда это взаимно; проявляет толерантность время от времени. 13. Имеет высокий уровень развития толерантности как независимой способности к признанию и принятию личностных прав другого.
14. Склонен реагировать на стрессовые факторы; не  умеет выделить себя из ситуации, ему бывает трудно «подняться над проблемой» и принять такое решение, которое вывело бы всех участников взаимодействия на более высокий уровень развития; тип реагирования зависит от темперамента. 14. Отличается жизненным благополучием – он успешен и привлекателен не только в профессиональной сфере, но и в личностном пространстве;  он характеризуется эмоциональной устойчивостью; его трудно вывести из равновесия вне зависимости от особенностей типа его темперамента.

В данной таблице представлены данные, которые имеют «расхождение» между «реальным» и «идеальным» образом руководителя современной системы образования.

Так, большинство исследованных нами руководителей имеют средний или «адекватный» уровень самооценки; обладают некоторой замкнутостью, ригидностью и излишней строгостью к оценке людей; имеют способность к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию в педагогическом мастерстве.

По показателю эмоциональной устойчивости–неустойчивости выявлена эмоциональная ригидность (неспособность адекватно реагировать). Есть опасность развития в поведении и общении крайней нечувствительности, эмоциональной холодности вплоть до равнодушия.

По фактору подчинённость–доминантность выявлены слабоволие и излишняя уступчивость. Могут быть проблемы во взаимоотношениях с подчинёнными, которые рано или поздно начнут «пользоваться» этими «слабыми сторонами личности» руководителя, и в результате перестанут слушаться, начнут играть на чувствах руководителя и манипулировать ими.

Также у большинства участников нашего исследования была обнаружена склонность к чрезмерной осторожности, рассудительности, к привычке всё усложнять, пессимистичности, озабоченности делами и проблемами.

Они склонны к непостоянству, легко бросают начатое дело, не прилагают особых усилий к выполнению общественных требований и культурных норм, ради собственной выгоды; иногда склонны на неискренности.

В целом, умеют противодействовать усталости при работе с людьми и выдерживать большие эмоциональные нагрузки, и в то же время не слишком восприимчивы к ситуациям угрозы. У них наблюдается способность к эмпатии и сочувствию к окружающим, сопереживанию, пониманию других людей.

При желании они могут быть благожелательны по отношению к другим людям, терпимы, уживчивы; свободны от зависти; в разумных пределах стремятся к творческому самовыражению.

Исследование так же показало, что у большинства испытуемых может отсутствовать проницательность, иногда они могут быть прямолинейны вплоть до грубости, однако при благоприятном стечении обстоятельств – достаточно адекватно оценивают свои способности, знания и компетентность и способны найти в себе силы к дальнейшему саморазвитию.

Большинство руководителей обладают консервативностью, ригидностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, они знают, во что должны верить, и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищут иных; с сомнением относятся к новым идеям, склонны к морализации и нравоучениям. Они противятся переменам и не интересуются аналитическими и интеллектуальными соображениями.

Развивают в себе способности прислушиваться к общественному мнению, но в то же время, имеют внутреннюю силу оставаться при своей позиции, если она является для них принципиальной.

Фактор самоконтроля показал, что большинство старается доводить всякое дело до конца, хотя не всегда действует планомерно и упорядоченно.

В целом, при определённой доле желания и силы воли, они могут распределять свое время на время активной, плодотворной работы и время необходимого отдыха для стабилизации равновесия и жизненных сил.

Таким образом, в связи с гипотезой нашего исследования о том, что реальный (современный) руководитель не в полной мере соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, мы сделали выводы о том, что психологический портрет реального (современного) руководителя не соответствует психологическому портрету идеального руководителя на 14 пунктов, представленных в таблице 1, из 29 возможных.

Практическая значимость нашего исследования заключается в перспективе максимальной реализации самого руководителя как личности и профессионала, а так же его способности и возможности раскрывать и актуализировать развитие личности каждого относящегося к его организационной системе.

 

Список литературы:

  1. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф. Актуализация проблемы развития личности полисубъектного руководителя. / Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2014. – №3 (17). С. 76-78.
  2. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф., Ташкенова Л.В. Психологическая готовность учителя начальных классов к работе в современном образовании в рамках ФГОС. / Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2015. – №1 (19). С. 138-142.
  3. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф. Модификация методики исследования стратегий межкультурного взаимодействия в поликультурной образовательной среде. / Российский научный журнал. — 2015. — 2 (45). — С. 167-171.
  4. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф. Теоретические обоснования психологических механизмов развития толерантности личности в психологии. / Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)
  5. Фалунина Е.В. Актуализация проблемы профессиональной подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования. / «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал № 2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/).
  6. Фалунина Е.В., Левченко Е.Г. Некоторые аспекты толерантности – новый взгляд на природу понятия. / Российский научный жур­нал. — 2013. — 3 (34). — С. 158-166.
  7. Фалунина Е.В., Мирошниченко Е.В. Ценностные ориентиры и базовые принципы системы подготовки бакалавров психолого-педагогического направления. / Российский научный жур­нал. — 2013. — 5 (36). — С. 125-132.
  8. Фалунина Е.В. Актуализация психологических проблем пространства современного образования / ФГОС: инновационный ресурс развития образования : материалы I межмуниципальной научно-практической конференции (Братск, 25 апреля 2013 г.) – Братск, 2013. – С. 14-25.
  9. Фалунина Е.В., Мирошниченко Е.В. Понятие народной педагогики, ее содержание и возможности в формировании культуры межнационального общения. / Российский научный жур­нал. — 2013. — 5 (36). — С. 117-124.
  10. Фалунина Е.В., Мирошниченко Е.В. Актуализация проблемы развития культуры межнационального общения будущих педагогов на основе компетентностного подхода. / Российский научный жур­нал. — 2014. — 1 (39). — С. 111-116.
  11. Фалунина Е.В., Непомнящих М.С. Обоснование программы работы психолога с педагогами системы образования. / Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2015. – №1 (19). С. 143-147.
  12. Фалунина Е.В., Чекмарева Т.Н. Актуализация проблемы развития толерантности личности у будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования. / Вектор науки ТГУ, Серия: Педагогика, психология. 2013 № 4 (15). С. 295-299.
  13. Фалунина Е.В., Чекмарева Т.Н. Пути решения проблемы развития толерантности личности будущих педагогов в условиях высшего образования. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIII Меж­вузовской научной конфе­ренции 21 апреля 2014 года. – Братск: Изд-во БрГУ, 2014. – С. 208-214.
  14. Фалунина Е.В., Чекмарева Т.Н. Актуализация проблемы развития толерантности личности будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования. / Вектор науки Тольяттинского государственного университета Серия: Педагогика и психология. № 1 (16) 2014. С. 216-220.
  15. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф., Ташкенова Л.В. Научный взгляд на ценностные ориентиры и базовые принципы работы учителя в рамках ФГОС нового поколения. / Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2014. – №4 (18). С.95-102.
  16. Фалунина Е.В. Актуализация проблемы профессиональной подго-товки будущих учителей к работе в пространстве современного образования. / «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» – международный информационно-аналитический журнал № 2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/) http://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/?id=534547
  17. Фалунина Е.В., Горяева К.С. Развитие навыков бесконфликтного взаимодействия подростков в условиях детского лечебно-оздоровительного лагеря. / Научно-практический журнал «Аспирант». – 2015. – №6 (2). С. 29-33.
    ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    В статье представлены данные научного исследования личностных особенностей руководителей современной общеобразовательной школы. В работе использованы психологические методы диагностики с применением классических методик, применяемых в практике отечественных и зарубежных психологов. В результате исследования проведен сравнительный анализ личности современного руководителя школы в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта.
    Written by: Самойленко Наталия Александровна, Фалунин Василий Фидэльевич, Фалунина Елена Васильевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 01/30/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)
    Available in: Ebook