30 Апр

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ С ЕЁ СТАТУСНОЙ ПОЗИЦИЕЙ В СТРУКТУРЕ ГРУППЫ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Проблема конфликта и конфликтной личности, несмотря на имеющееся множество проведенных исследований, остается актуальной и на сегодняшний день. Особое значение в рамках исследования конфликтной личности, приобретают вопросы изучения специфики ее поведения, общения и отношений.

Под нашим руководством на базе МГППУ было проведено исследование, целью которого являлось выявление взаимосвязи уровня конфликтности личности с её статусной позицией в структуре учебной группы. В исследовании приняли участие студенты МГППУ, всего 92 человека (5 учебных групп) в возрасте от 19 до 23-24 лет.

Таблица 1. Конфликтность (по И.Д. Ладанову) у разностатусных студентов

Уровень

конфликтн

(по И.Д. Ладанову)

Результаты

по выборке (%)

(N=92)

Результаты по

социометрии

Результаты по референтометрии

Выс.(%)

N=19

Ср.(%)

N=53

Низк.(%)

N=20

Выс.(%)

N=16

Ср.(%)

N=57

Низк.(%)

N=19

низкий 28,3 21 39,6 5 31,25 33,3 15,9
умеренный 39 42 37,7 40 25 43,9 36,8
выраженн 29,4 37 22,7 40 43,75 21 36,8
высокий 3,3 0 0 15 0 1,8 10,5

N – количество человек; Выс., Сред., Низк. –высоко, средне и низкостатусные.

Рис.1. Выраженность конфликтности (по И.Д. Ладанову) у

разностатусных студентов (по результатам социометрии)

Как видно по гистограмме, низкий уровень конфликтности наиболее выражен у среднестатусных членов группы (39,6%), затем у высокостатусных (21%). У низкостатусных низкий уровень конфликтности встретился только у одного человека (5%). Умеренный уровень встречается практически с одной частотой у всех статусных подгрупп студентов. Выраженный уровень конфликтности имеют 40% низкостатусных, 37% высокостатусных и 22,7% среднестатусных членов группы. Высокий уровень конфликтности был диагностирован у 15% низкостатусных.

 Рис.2. Выраженность конфликтности (по И.Д. Ладанову) у

разностатусных студентов (по результатам референтометрии)

Как видно по Рис.2, низкий уровень конфликтности наиболее выражен у среднестатусных членов группы (33,3%), затем у высокостатусных (31,3%) и низкостатусных (15,9%). Умеренный уровень встречается у 43,9% среднестатусных, 36,8% низкостатусных и 25% высокостатусных. Выраженный уровень конфликтности имеют 36,8% низкостатусных, 43,7% высокостатусных и 21% среднестатусных членов группы.  Высокий уровень конфликтности был диагностирован у 10,5% низкостатусных и у одного среднестатусного (1,8%).

Таблица 2. Конфликтность (по методике Е.П. Ильина и П.А. Ковалева) у разностатусных студентов

Уровень

конфл.

(по И.Д. Ладанову)

Результаты

по выборке (%)

(N=92)

Результаты по

социометрии

Результаты по референтометрии

Выс.(%)

N=19

Сред.(%)

N=53

Низк.(%)

N=20

Выс.(%)

N=16

Сред.(%)

N=57

Низк.(%)

N=19

низкий 37 31,6 51 5 18,75 45,6 26,3
средний 55 68,4 49 60 81,25 50,9 47,4
высокий 8 0 0 35 0 3,5 26,3

N – количество человек; Выс., Сред., Низк. –высоко, средне и низкостатусные.

 Рис.3. Выраженность конфликтности (по методике Е.П. Ильина и П.А. Ковалева) у разностатусных студентов (по результатам соцтометрии)

На Рис.3 отражено, что уровень конфликтности наиболее выражен у среднестатусных членов группы (51%), затем у высокостатусных (31,6%). У низкостатусных членов группы низкий уровень конфликтности был диагностирован только у одного человека (5%). Средний уровень встречается у 49% среднестатусных, 60% низкостатусных и 68,4% высокостатусных. Высокий уровень конфликтности был диагностирован только у низкостатусных членов группы (у семи человек, 35%).

Рис.4. Выраженность конфликтности (по методике Е.П. Ильина и П.А. Ковалева) у разностатусных студентов (по результатам референтометрии):

На данной гистограмме видно, что низкий уровень конфликтности наиболее выражен у среднестатусных членов группы (45,6%), затем у низкостатусных (26,3%) и высокостатусных (18,7%). Средний уровень встречается у 50,9% среднестатусных, 47,4% низкостатусных и 81,3% высокостатусных. Высокий уровень конфликтности был диагностирован у низкостатусных членов группы (у пяти человек, 26,3%) и у двух среднестатусных (3,5%).

  Для выявления взаимосвязи конфликтности и статусного положения студента в учебной группе был проведен корреляционный анализ.

Таблица 3. Корреляция показателей конфликтности и показателей социометрических выборов

Корреляция   Конфликтность

(по И.Д. Ладанову)

Конфликтность

(по Е.П. Ильину и П.А. Ковалеву)

Po Спирмана Соц-я — 0,239* — 0,226*
Знач. 0,022 0,031
* корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя)
** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)

В результате корреляционного анализа взаимосвязи уровня конфликтности и социометрического статуса по коэффициенту  Po Спирмана были получены значимые отрицательные корреляции между:

1) Социометрическими выборами и конфликтностью (по И.Д. Ладанову)         p = — 0,239, p<0,05.

То есть чем больше выборов и, соответственно, выше социометрический статус студента в группе, тем ниже уровень его конфликтности.

2) Социометрическими выборами и конфликтностью (по Е.П. Ильину, П.А. Ковалеву) p = — 0,226, p<0,05.

Это также означает, что высокостатусные члены группы являются менее конфликтными, чем низкостатусные.

Корреляционный анализ взаимосвязи уровня конфликтности и референтометрического статуса по коэффициенту  Po Спирмана значимых корреляций не показал.

Таблица 4. Корреляция показателей конфликтности и показателей референтометрических выборов

Корреляция   Конфликтность

(по И.Д. Ладанову)

Конфликтность

(по Е.П. Ильину и П.А. Ковалеву)

Po Спирмана Соц-я — 0,160 — 0,066
Знач. 0,126 0,535
* корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя)
** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)

Для оценки различий в уровнях конфликтности у высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членов группы, выявленных по результатам социометрии, был использован критерий U – Манна – Уитни.

Таблица 5. Оценка различий в уровнях конфликтности у высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членов группы (выявленных по результатам социометрического исследования)

Конфликтность

Социометрический

статус

Выс. и Сред. Выс. и Низк Сред. и Низк.
Конфликтность по И.Д. Ладанову

Выс: m = 35,58

Сред: m = 30,98

Низк: m = 42,6

     
Uэмп = 341;

p ≤ 0,05

Uэмп =100;

p ≤ 0,01

Uэмп = 171;

p ≤ 0,01

Конфликтность по Е.П. Ильину и П.А. Ковалеву

Выс: m = 18,32

Сред: m = 14,89

Низк: m = 44,45

     
Uэмп = 306,5

p ≤ 0,01

Uэмп =101;

p ≤ 0,01

Uэмп =157;

p ≤ 0,01

Uэмп = 405

зона незначимости

Uэмп = 109,5

p ≤ 0,05

Uэмп = 360,5

p ≤ 0,05

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

  • Высокостатусные члены группы обладают более высоким уровнем конфликтности (по И.Д. Ладанову значимость p ≤ 0,05; по Е.П. Ильину и П.А. Ковалеву значимость p ≤ 0,01) по сравнению со среднестатусными.
  • Низкостатусные члены группы имеют более высокий уровень конфликтности (по методикам И.Д. Ладанова, Е.П. Ильина и П.А. Ковалева — значимость p ≤ 0,01) по сравнению с высокостатусными и среднестатусными.

Таким образом, в результате корреляционного анализа по коэффициенту Po Спирмана, а также применения U – критерия Манна-Уитни, была частично доказана гипотеза данного исследования о том, что низкостатусные члены группы имеют более высокий уровень конфликтности по сравнению с высокостатусными и среднестатусными членами группы. Описанная в гипотезе взаимосвязь прослеживается только у статусных категорий, выявленных в результате социометрического исследования, а между уровнем конфликтности личности и референтометрическим статусом в группе значимых связей не обнаружено.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ С ЕЁ СТАТУСНОЙ ПОЗИЦИЕЙ В СТРУКТУРЕ ГРУППЫ
целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи уровня конфликтности личности с её статусной позицией в структуре учебной группы. По результатам исследования было получено, что низкостатусные члены группы имеют более высокий уровень конфликтности по сравнению с высокостатусными и среднестатусными членами группы.
Written by: Красило Татьяна Александровна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 04/07/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
Available in: Ebook