27 Фев

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У ЛИЦ С РАЗНЫМИ ИНИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Изменения в экономической, политической и общественных сферах России отражаются на задачах, которые ставит перед собой современная система высшего образования. Перед будущим молодым специалистом встает проблема умения решать нестандартные, творческие задачи в профессиональной сфере, тем самым показывая свою конкурентоспособность на рынке труда. Большую роль здесь играет социальная креативность [5, с.28; 10, с.200]. В работах отечественных психологов социальная креативность рассматривается как особое свойство мышления, заключающееся в способности порождения новых оригинальных идей в области общения [4, с. 2; 3, с.74; 7, с.2; 1, с.131]. Также не менее спорным вопросом остается проблема взаимосвязи пола и креативности [12, с.93; 8, с.235; 9, с. 47; 11, с.1065].  Многими авторами при исследовании социальной креативности были выделены ее компоненты [6, с.2; 2, с 199].  А.Е. Ильиных была предложена структурная модель социальной     креативности. Ее основными компонентами являются: мотивационный; когнитивный; коммуникативный; эмоциональный; экзистенциональный. Таким образом, под социальной креативностью следует понимать комплексное качество личности, позволяющее понимать и анализировать причины и динамику различных социальных ситуаций, принимать эффективные творческие решения [3, с.74].

Исходя из того, что поведение человека есть синтез биологических и социальных факторов, то изучение особенностей коммуникативного взаимодействия между людьми также является одной из актуальных задач в социальной психофизиологии, особенно электрофизиологических паттернов общения, восприятия поведенческих особенностей других индивидуумов в процессе коммуникации и т.д. На сегодняшний день достаточно мало работ, посвященных изучению психофизиологических механизмов, лежащих в основе успешного понимания контекста социально значимых ситуаций.

Целью нашего исследования является изучение электрофизиологических особенностей когнитивного компонента социальной креативности в зависимости от индивидуальных особенностей испытуемых в процессе решения конвергентных и дивергентных задач, модулирующих ситуации, требующих от респондента стереотипного или оригинального ответа.

Предмет исследования: мощностные особенности ЭЭГ у юношей и девушек с разным уровнем вербальной креативности, профилем латеральной организации (ПЛО) и профессиональных достижений в процессе решения тестовых задач. Группу обследуемых составили студенты-гуманитарии старших курсов (4-5 курс) Академии психологии и педагогики ЮФУ в количестве 250 человек в возрасте от 21 до 23 лет. Все респонденты были поделены на группы в зависимости от уровня вербальной креативности, профессиональных достижений, профиля латеральной организации (ПЛО) и пола.

Методы исследования: анализ литературы, психологические тесты, метод беседы, метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), метод экспертной оценки документально подтвержденных достижений респондентов. Также проводилось наблюдение за данной группой респондентов с самого начала их обучения в вузе.

Психодиагностические методики. Тест Медника, методика определения профиля функциональной межполушарной асимметрии Т.А. Брагиной и Н.Н. Доброхотовой. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью пакета компьютерных программ «Statistica 7»

Описание процедуры исследования. Все респонденты были разделены по ПЛО (левый и правый ПЛО); по уровню вербальной креативности на высококреативных и низкокреативных. В исследовании использовались задачи, представленные на карточках, модулирующие типичные учебные ситуации. На первую серию карточек давался стереотипный ответ (конвергентные задачи), на вторую – оригинальный (дивергентные задачи). Данные задачи предъявлялись в ходе записи ЭЭГ.

Результаты исследования. Электрофизиологический и статистический анализ проводился в частотных диапазонах от тета1 до бета 2 по каждой тестовой задаче.  Были выделены существенные особенности в активации головного мозга групп испытуемых, которые прослеживались по всем частотным диапазонам при решении функциональных проб. Установлено, что у низкокреативных с правым и левым ПЛО локализация активных зон мозга носит диффузный характер, при этом большая активность отмечается в окципитальных, центральных, темпоральных зонах обоих полушария (O1, O2, C3, C4, T3, T4). У представителей с правым ПЛО связи носили более локальный характер, однако при решении дивергентных задач картина была схожей с выше описанными группами испытуемых. Показано, что у высококреативных девушек и юношей с левым ПЛО показатели мощности были выше в париетальных, темпоральных, фронтальных отделах мозга (P3, P4, F3, F4). Для юношей и девушек с правым ПЛО мощность была выше во фронтальных и темпоральных зонах левого полушария (F3, T3) — при решении дивергентных задач. При решении конвергентных задач испытуемыми с левым ПЛО мощность возрастала во фронтальных, центральных, затылочных зонах мозга. При этом для испытуемых с правым ПЛО отмечается симметричное усиление мощности в центральных зонах мозга (C3, C4). Данная тенденция сохранялась у высококреативных юношей и девушек не зависимо от уровня их достижений (Рис.1).

Рисунок.1 Достоверные различия мощности ЭЭГ у юношей и девушек с разным уровнем креативности и ПЛО при решении конвергентных и дивергентных задач

Для низкокреативных юношей и девушек с низким уровнем достижений при решении конвергентных задач усиление показателей мощности не носило локализованный характер, а распределялось диффузно между центральными, фронтальными, париетальными зонами обоих полушарий (C4, C3, F3, F4, P3,P4). У юношей и девушек с высокими достижениями мощность в симметричных зонах мозга усиливалась при решении дивергентных задач, что говорит об интенсивном межполушарной взаимодействии. Характерно, что для юношей и девушек с правым ПЛО, высокой вербальной креативностью и уровнем достижений в решение данных задач вовлекаются симметричные зоны мозга.

Таким образом, оценка психофизиологических механизмов когнитивного компонента социальной креативности показала, что особенности дивергентного и конвергентного мышления у юношей и девушек с разным уровнем креативности и профессиональной успешности обусловливаются определенной картиной активации полушарий головного мозга. При решении вербальных дивергентных задач для высококреативных девушек и юношей с высокими профессиональными достижениями частотно-пространственные показатели ЭЭГ выше в париетальных, фронтальных отделах мозга. При решении конвергентных задач – во фронтальных, центральных, затылочных зонах мозга. Для низкокреативных юношей и девушек с низким уровнем профессиональных достижений решение конвергентных задач сопровождается усилением показателей мощности ЭЭГ в центральных, фронтальных, париетальных зонах обоих полушарий. Для высококреативных общей тенденций было включение средне-фронтальных областей мозга обоих полушарий, меньшее количество активных зон мозга независимо от ПЛО, что может быть связано с более эффективной работой мозга, наличием у них определенных когнитивных схем для успешного решения данных задач. Юноши и девушки с высоким уровнем креативности в ходе обучения показывают более высокие результаты, как в научной, так и общественной жизни. Можно говорить о роли фронтальных и париетальных зон мозга в процессе понимания и выбора эффективных стратегий в общении. и принятии решений. Выявленные различия позволяют говорить о дальнейшем более глубоком изучение феномена социальной креативности в сфере профессионального становления личности с учетом ее индивидуальных особенностей.

Литература

  1. Ахметова Л.В. Социально-психологическая адаптация и профессиональное развитие личности в педагогическом вузе. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №4. С.131-135.
  2. Банюхова А.Е. Психологические аспекты развития социальной креативности студентов. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 199-203.
  3. Ильиных А.Е. Социальная креативность личности: психологическая структура. Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Вып.5. № 11. С. 74-77.
  4. Канн С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов: Автореф дисс…канд. психол.наук. Рязань, 1997 — 22 с.
  5. Осипова Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технических вузов(наматериалах спецкурса«Психология общения):автореф.дис.…канд.психол.наук.Томск, 2000 —  26 с.
  6. Попель А.А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки: Автореф дисс….канд. психол.наук. Нижний Новгород,  2005 —  24 с.
  7. Тюрьмина Н.А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте: Автореф дисс….канд. психол.наук. Казань, 2004 — 18с.
  8. Abra J., Valentine-French S. Gender differences in creative achievement: a survey of explanations // Genetic, Social and General Psychology Monographs. 1991. 117. 3. Р.235—284.
  9. Chan D. W. Self-perceived creativity, family hardiness, and emotional intelligence of Chinese gifted students in Hong Kong. J. of Secondary Gifted Education. 2005. 16. Р.47—56.
  10. Kaufman J. C., Baer J.,  Agars M. D., Loomis D. Creativity stereotypes and the consensual assessment technique. Creativity Research J. 2010. 22. 2. Р. 200—205.
  11. Kaufman J. C. Self-reported differences in creativity by gender and ethnicity.  of Applied Cognitive Psychology. 2006. 20.8. Р.1065—1082.
  12. Runco M. A., Bahleda M. D. Implicit theories of artistic, scientific and everyday creativity. J. of Creative Behavior.1986. 20. Р. 93—98.

Работы выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (проект № 25.2141.2014/К)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У ЛИЦ С РАЗНЫМИ ИНИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
В данной статье приведено исследование мощностных особенностей ЭЭГ у юношей и девушек в количестве 250 человек (возраст 21-23 лет) с разным уровнем вербальной креативности, профилем латеральной организации и профессиональных достижений в процессе решения конвергентных и дивергентных задач, модулирующих социальные ситуации, требующих от респондента стереотипного или оригинального ответа. В ходе исследования была выявлена роль фронтальных и париетальных зон мозга в процессе понимания и выбора эффективных стратегий в общении.
Written by: Саакян Оксана Сааковна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 12/29/2016
Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
Available in: Ebook