30 Апр

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПЕРВИЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современном обществе серьезную озабоченность вызывают проблемы, связанные с проявлением рискованного поведения молодежи, выражающиеся в приобщении ее к курению, алкоголю, наркотикам, в ранних половых контактах, суицидальном поведении. Следствием этого нередко является алкоголизм, правонарушения, беременность несовершеннолетних, заражение различными инфекциями. Зачастую молодым людям обсудить волнующие вопросы и проблемы просто не с кем. [1]

В общеобразовательных учреждениях большая часть воспитательной работы педагогов направлена на профилактику асоциального поведения, однако, всилу различных причин, необходимость работы с данном направлении актуальна и для  центров психолого-педагогической помощи.

На базе ГБОУ ЦППП «Юго-Запад» создана стажировочная площадка по профилактике негативных проявлений среди обучающихся. Целью деятельности стажировочной площадки является распространение передового опыта и оказание методической помощи образовательным организациям и специалистам системы образования по профилактике негативных проявлений среди обучающихся образовательных организаций, подведомственных ЮЗОУО г. Москвы.[3]

В процессе реализации задач стажировочной площадки по профилактике негативных проявлений среди обучающихся педагоги-психологи центра в своей практической деятельности на базе общеобразовательных учреждений используют  многочисленные методики и программы профилактических занятий.

Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения Трубициной Л.В. [2]также применялась в процессе профилактической работы. Достоинством данной программы является то, что она предлагает системный метод, посредством которого педагоги могут помочь обучающимся приобрести знания, навыки и опыт, необходимые  для того,  чтобы выбрать здоровый образ жизни, также занятия помогают подростку обрести большую сопротивляемость склонности к асоциальному поведению.

Целью нашего исследования была проверка эффективности данной методики в профилактической и развивающей работе. В исследовании принимали участие 102 подростка, обучающиеся 5-х и 6-х классов ГБОУ г. Москвы «Школа № 626 имени Н.И.Сац». Возраст школьников – 12-14 лет.

Данная методика в оригинале состоит из 35 занятий, которые разделены на три основных блока: базовые навыки общения, Я и другие, «нет» наркотикам. Однако, в силу того, что возможности проведения всей программы на базе учебного заведения ограничены, профилактическая работа с подростками была ограничена выбором десяти наиболее актуальных тем для данной возрастной категории обучающихся. Об актуальности позволяет говорить тот факт, что у подростков была возможность самостоятельного выбора тематик для занятий, которые они считают наиболее важными, интересными и требующими изучения. Составление цикла профилактических занятий  осуществлялось с помощью ранжирования детьми интересующих их тематик из данной программы.

Выбранные школьниками темы затрагивали в большей степени базовые навыки общения и вопросы взаимодействия с людьми. Примечательно, что занятия, направленные на работу с конкретными видами зависимостей (наркомания, табакокурение, алкоголизм и т.д.), интересовали подростков в меньшей степени. Лишь у 17% подростков данные темы занятий в процессе ранжирования попали в первую десятку. Вместе с тем, 87% обучающихся отметили, что испытывают потребность в проведении профилактических занятий на такие тематики как:

— Стресс. Способы борьбы со стрессом;

— Виды критики. Реакция на критику;

— Поведение в конфликтной ситуации;

— Умение принимать решения;

— Умение постоять за себя (умение сказать «нет»);

— Эмоции. Как справиться с гневом;

— Агрессивное,  неуверенное поведение и поведение с уверенностью в себе;

— Отношения между мальчиками и девочками;

— Взаимоотношения со взрослыми (с родителями, учителями);

— Как завязывать дружбу и поддерживать дружеские отношения.

  С учетом выбора подростками актуальных для них тематик и был составлен цикл профилактических занятий, состоящий из 10 занятий, проводимых педагогом-психологом центра еженедельно в течение 2,5 месяцев.

Занятия состояли из следующих разделов:

  1. Приветствие.
  2. Знакомство (первое занятие).
  3. Принятие правил работы группы (первое занятие).
  4. Оценка уровня информированности.
  5. Актуализация проблемы.
  6. Информационный блок.
  7. Приобретение практических навыков.
  8. Завершение работы. Рефлексия.

Занятия проводились в интерактивной форме. Методами, используемыми на занятиях, были следующие:

— ролевые игры;

— психологические игры (игры на знакомство, на сплочение класса, игры-активаторы);

— дискуссии;

— метод «мозгового штурма»;

— работа в малых группах.

         Развивающие занятия были направлены на формирование  положительной  самооценки  учащихся, на развитие  представлений об уникальности и неповторимости каждого человека, на развитие положительного отношения к себе. Школьники знакомились с особенностями подросткового периода, обсуждались отношения между мальчиками и девочками в данном возрасте,  отрабатывались навыки поддержания отношений с людьми противоположного пола. Обсуждались и прорабатывались проблемы подростков, возникающие при общении со взрослыми, школьники совместно искали возможные пути решения этих проблем,  отрабатывали умение вставать на позицию другого человека и видеть чужую точку зрения. Обсуждались представления о том, что такое дружба, друг,  определяли,  какие умения нужны, чтобы завязать дружбу. Подростки знакомились с понятиями уверенности в себе, неуверенности и  агрессивности,  учились различать демонстрируемые другими агрессивное, неуверенное и уверенное поведение.  Обсуждались и разыгрывались ситуации, при  которых  они чаще всего испытывают неуверенность в себе. Данные ситуации разбирались, прорабатывались, предпринимались попытки изобразить уверенное в себе поведение. Прорабатывались  разные  способы отстаивания своего мнения, происходила отработка навыка сказать «нет».  На занятиях происходило знакомство  с  понятием  стресса  и  стадиями стресса, со способами борьбы  со  стрессом, отрабатывались навыки борьбы со стрессом. Знакомились со способами овладения своими эмоциями. Обсуждалось понятие критики и виды критики, отрабатывались навыки конструктивно критиковать и правильно реагировать на критику, умение хвалить и принимать похвалу. Происходила отработка навыков принятия решений. Обсуждалось понятие конфликта,  формулировались правила поведения в конфликтной ситуации, отрабатывался навык совместного поиска решения в конфликтной ситуации. Решались  проблемы  повышения  сплоченности класса. Также, на одном из занятий школьники знакомились с механизмом формирования зависимости, обсуждались последствия разных видов зависимостей.

Для оценки эффективности проведенной профилактической работы на последнем занятии было проведено анкетирование подростков, регулярно посещающих данный цикл занятий. Результаты анкетирования показали, что для 97% школьников занятия были полезными и интересными. 76% респондентов отметили, что научились понимать других людей, научились понимать себя – 54%, научились не бояться и бесконфликтно говорить «нет»  73% детей, 65% школьников научились ценить себя и свои поступки, 52% — лучше общаться с другими людьми, 60% научились решать конфликты способам сотрудничества либо компромисса.  87% подростков написали, что не начнут в будущем курить, откажутся от предложения попробовать наркотики  98% респондентов. На мой взгляд, примечательны и некоторые единичные ответы детей. Например, одна девочка написала,  что научилась не бояться одноклассников, три человека отметили, что стали лучше понимать своих родителей, один мальчик написал, что больше не будет конфликтовать с классным руководителем, пять человек решили прервать общение со сверстниками, с которыми им не нравится общаться.

Несмотря на то, что профилактический эффект от занятий статистически исследовать не представляется возможным, анкетирование по результатам их проведения позволяет увидеть, что он действительно есть.

Таким образом, проведенное исследование показало, что цикл профилактических занятийпо программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения Трубициной Л.В., способствует как личностному развитию подростков, так и профилактике асоциального поведения.

Список литературы:

  1. Концепция реализации принципа «равный обучает равного» в общеобразовательных учреждениях РБ [Электронный ресурс] URL: http://www.academy.edu.by/files/ravnii/Koncepcia.pdf
  2. Методика. Проведениязанятийсподросткамипопрограммепозитивнойпрофилактикинаркомании, алкоголизмаидругихвидовасоциальногоповедения [Электронный ресурс] URL: http://zouo.dogm.mos.ru/directions-of-activity/files/06/1.doc
  3. Отчет о работе стажировочной площадки [Электронный ресурс] URL: http://ugo-zapad.mskobr.ru/novosti/otchet_o_rabote_ stazhirovochnoj_plowadki/.
    ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПЕРВИЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
    В статье исследуется эффективность проведения цикла профилактических занятий по программе первичной позитивной профилактики асоциального поведения среди подростков. Описана структура занятий, методы, используемые на занятиях. Рассмотрены темы проводимых занятий, дано краткое описание. Представлены результаты анкетирования подростков, позволяющие говорить об эффективности данных занятий в профилактической и развивающей деятельности.
    Written by: Жинель Елена Викторовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/07/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook