25 Июл

ИНТЕЛЛЕКТ КАК АДАПТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ – ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Споры вокруг понятия «интеллект» не прекращаются второе столетие, со времен его определения. Бытовое понятие интеллекта, как правило, соответствует понятиям «ум», «разум», «эрудиция». Интеллектуал, с точки зрения обывателя, – это тот, кто обладает большим количеством знаний из разных областей, умеет решать различные задачи и, как правило, занят умственным трудом. При этом все чаще в последнее время на экранах и в литературе создается образ чрезвычайно умного, интеллектуального персонажа, который является абсолютным социопатом. Кто становится героем нашего времени? Шелдон Купер, доктор Хаус, все последние экранные «реинкарнации» Шерлока Холмса – герои чрезвычайно популярных фильмов и сериалов, которые демонстрируют недюжинные интеллектуальные способности наряду с почти полным пренебрежением к социальным нормам и правилам поведения, плохо контролируемой эмоциональностью и отсутствием коммуникативных интересов. В обычной жизни все еще сложнее – в детских коллективах «быть умным» далеко не всегда престижно. В среде взрослых человек, способный приспособиться к группе, вызывает большие симпатии, чем человек умный. Все чаще мы наблюдаем конфликт между «умом» и социализацией, адаптацией. И, тем не менее, развитие общества требует все большего количества высокоинтеллектуальных людей. Усложняются задачи, которые необходимо решать в современном обществе. Увеличивается количество необходимой для этого информации. И, конечно, требования к скорости решения проблемных ситуаций повышаются. В связи с этим дальнейшие исследования в области интеллекта, а главное разработка практических подходов к конструктивному его развитию, становятся наиболее актуальными для практических психологов.

В науке эволюция понятия «интеллект» осуществляется в двух направлениях – психометрическом и системном. Первое отвечает на вопросы о структуре интеллекта и измеримых и измеряемых его параметрах. Второе является попыткой рассмотреть интеллект с множества точек зрения и вскрыть обусловленность его формирования и развития, в том числе с точки зрения невозможности полного рационального познания и понимания некоторых свойств психики человека. Именно системный подход обусловил появление таких понятий как «социальный интеллект» (Д. Гилфорд), «эмоциональный интеллект» (Дж. Д. Майер, П. Саловей), «мудрость» (Канцман и Балтес), «внутриличностный интеллект» (Г. Гарднер) и, наконец, «интегральный интеллект» (К.Уилбер, М. Энтони).

При очень большом количестве определений самого понятия, тем не менее, можно отметить общее – под интеллектом понимается некая совокупность умственных способностей индивида, позволяющая ему решать различные жизненные задачи, в том числе новые, и успешно адаптироваться в окружающем мире. (2) При этом механизм интеллектуальной деятельности до сих пор является не до конца изученным, а практика психологической помощи и сопровождения отдельного человека (консультирование) и группы (образовательные учреждения, организации), как правило, ограничивается психометрикой показателей различных видов интеллекта.

Стоит отметить, что развитие общества в сторону все большей технологизации и, практически признанным переходом человечества в информационное общество, изменяют структуру познавательных процессов человека [3], что неизбежно ведет к изменению способов взаимодействия с окружающим миром, а значит модифицированию процессов адаптации индивида. Очевидно, что подобные процессы приводят к тому, что интеллект также претерпевает структурные и системные изменения. Те познавательные процессы, которые составляли фундамент высоких интеллектуальных показателей некоторое время назад, на данном этапе могут утрачивать свою системообразующую функцию в структуре интеллекта. Кроме того, новое время ставит новые задачи перед человеком, и индивид вынужден «изобретать» новые способы и подключать новые способности для решения жизненных задач и адаптации к окружающему миру. Возможно, именно конфликт между необходимостью формирования новых, более эффективных и соответствующих требованиям времени, механизмов адаптации и традиционными подходами к пониманию и развитию интеллектуальных способностей и приводят к появлению и распространению так привлекательных в массовом сознании типажей сверхинтеллектуальных социопатов.

Понимая недостаточность и зачастую односторонность существующих подходов к проблеме интеллекта, нам представляется важным обозначить именно интегративный подход к пониманию его природы. Современные интегральные теории исходят из критики рационального редукционистского подхода к феноменам психики и предлагают интегральность рассматривать как уровневость и выход за рамки наблюдаемого, измеряемого и объясняемого. В рамках этих подходов (К. Уилбер, М. Энтони и другие) ученые включают в понятие интеллекта субъективный надличностный внутренний мир, и указывают на происхождение интеллекта из мистического/духовного мировоззрения. [9] Нам представляется более корректным понимать интегральный интеллект как универсальную способность человека к решению задач различной направленности и разного уровня на основе индивидуального и коллективного опыта, обеспечивающую не просто его адаптацию к окружающей среде, а эффективное социальное бытие. Под эффективным социальным бытием мы будем понимать такое существование человека, которое обеспечивает ему осмысленное и активное воздействие на самого себя и свое окружение с целью создания материальных и духовных ценностей, обеспечивающих развитие микро- и макросообществ, а в итоге всего человечества. Именно такой подход позволит по-новому и более конструктивно подойти к проблеме развития интеллекта и воспитанию интеллектуалов, обладающих адаптивными способностями, развитыми социальными навыками и созидающими окружающий мир.

В нашей работе мы не раз сталкивались с интересным наблюдением – во время семинаров и тренингов наши слушатели заполняли тест СЖО (смысложизненные ориентации), разработанный Д.А.Леонтьевым. И, как правило, те, кто выделялся своей эрудицией, способностью быстро и конструктивно решать задачи, демонстрировали более низкие показатели осмысленности жизни, чем те, кто уступал им по показателям «ума». По итогам наблюдения мы провели пилотное исследование, в котором участникам предлагалось заполнить тест Амтхауэра, изучающий так называемый общий интеллект (IQ), тест СЖО и тест Холла, изучающий эмоциональный интеллект. В исследовании приняли участие 20 человек, все с высшим образованием, служащие и предприниматели, в возрасте от 25 до 45 лет. Выявить линейную зависимость этих трех показателей не удалось. Однако, тенденция, при которой при высоких показателях по тесту Амтхауэра испытуемые демонстрировали существенно более низкие показатели по тесту СЖО, наблюдалась во всех случаях. При среднем значении IQ в группе 108,2 42% испытуемых показали результаты выше среднегруппового. Средний показатель по критерию осмысленности жизни у них 102,6. У остальных участников при показателях IQ ниже среднегруппового общий показатель осмысленности жизни по тесту СЖО – 125,5. Беседы с участниками исследования, а также данные других методик (метод мотивационной индукции, «Линия жизни») позволяют высказать предположение, что люди с более высокими показателями IQ более критично относятся к оценке своих смыслов, целей жизни, существующего положения дел, достигнутых на текущий момент результатов своей жизни, а также к самооценке как части эмоционального интеллекта в части управления собственными эмоциями и самомотивации. Отсюда возникает закономерный вопрос – не в этом ли феномене кроется риск социальной и эмоциональной дезадаптированности интеллектуально одаренных людей? [8] Сочетание эрудиции, способности к сопоставлению данных, оперированию понятиями и критичности как залога эффективного решения задач при работе с личностными, коммуникативными и социальными категориями вызывает напряжение и трудности. Решение традиционных интеллектуальных задач подчиняется определенным закономерностям, правилам и алгоритмам.  Приобретаемый опыт решения таких задач расширяет спектр возможностей для человека за счет индивидуальных и коллективных знаний и творчества. Что же касается социальных, эмоциональных и сугубо творческих задач, то, как правило, усвоение правил их решения происходит спонтанно в течение жизни человека, подчиняется групповым правилам и законам и имеет очень сильную эмоциональную окраску. Имея хорошие интеллектуальные способности, человек, в то же время, имеет ограниченную практику специально организованной тренировки их в личностном, социальном и эмоциональном поле, что приводит либо к спонтанной компенсации (в том числе и притормаживании интеллектуального развития), либо к эмоциональному напряжению, дезадаптации и невротизации личности. Даже поверхностный анализ системы образования и социальных стереотипов воспитания показывает, что приоритетным для них являются знания, умения и навыки в конкретных предметных областях и при решении конкретных ситуаций. Социальный и эмоциональный интеллект развиваются методом «проб и ошибок». То же самое можно сказать и о рефлексивных навыках и представлениях о перспективе будущего, как пространстве мотивации. [4] При этом стоит отметить, что понимание особенностей интеллекта в целом и осознание необходимости его развития во всех сферах человеческого существования  позволит повысить адаптивные возможности личности и существенно увеличить эффективность социального бытия человека. Кроме того, понимая интеллект в интегральном его виде как одну из составляющих адаптации личности, мы можем утверждать, что грамотное и системное его развитие позволит снизить невротические проявления в обществе, о которых писали В.Франкл [5], Э.Фромм [6], Р.Мэй и другие психологи, и обеспечить дальнейшую эволюцию человека.

Таким образом, перед специалистами, занимающимися проблемами интеллекта, стоят следующие задачи – систематизация имеющихся знаний о природе интеллекта и его составляющих, изучение взаимосвязи и соотношения различных видов интеллекта (когнитивного, социального, эмоционального), описание самого механизма интеллектуальной деятельности, разработку диагностического инструментария и рекомендаций по развитию интеллекта для разных возрастных групп, а также разработку рекомендаций по организации образовательных и производственных сред, максимально способствующих раскрытию интеллектуальных способностей человека.

Список литературы:

  1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта // Г. Гарднер ; [пер. с англ. А.Н.Свирид]. – М.: Вильямс, 2007. – 501 c.
  2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск.: Харвест, 1998 г.
  3. Макарычева И.Н. Особенности психологической диагностики в условиях информационного общества// Психофизические и социально-психологические аспекты взаимодействия в системе «человек-машина»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Ижевск, 2014, с.26-28.
  4. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 367 с.
  6. Фромм Э. Искусство быть: [пер. с англ.] / АСТ, Астрель. Москва. 2012.
  7. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб.и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 264 с.
  8. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  9. Энтони М. Рубежи теории интеллекта // Форсайт. №4 (4), 2007 год, с. 4-18.
    ИНТЕЛЛЕКТ КАК АДАПТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ – ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ
    Written by: Макарычева Ирина Николаевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/28/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook