27 Фев

Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В отечественной психологии, как показал анализ научной литературы, существует более  десятка определений социально-психологического климата, по многим вопросам, касающимся изучения социально-психологического климата между исследователями нет полного согласия, начиная с использования самого термина, так и даваемых ему определений. Это является следствием различных исследовательских   подходов к изучению социально-психологического климата.

Так, наряду с понятием социально-психологический климат используются понятия: морально-психологический климат, «эмоциональный климат», «моральный климат»  психологический настрой, психологическая совместимость, социологический микроклимат и другие. Применительно к трудовому коллективу иногда говорят о «производственном» или «организационном» климате. В большинстве случаев эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. Различия в терминах сопровождаются различиями в понимании сущности этого явления.

Понятие социально-психологический климат возникло по аналогии с географическим понятием «климат», что позволяет осмыслить практическое значение групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в коллективе.

Ф.Б. Ольшанский писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера — все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом» [4,c.152].

Впервые термин «психологический климат», в отечественной социальной психологии, использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Психологический климат, по его мнению, – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [6].

В.М. Шепель, на основе данного Н.С. Мансуровым определения раскрыл понятие социально-психологического климата и   определил структурные составляющие данного понятия ,  в виде трех климатических зон:

Первая климатическая зона — социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона — моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона — психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат — это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального. [8].

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
Отношения в коллективе, с детьми строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата: преобладают пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к друг к другу; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

Б. Д. Парыгин считает, что социально-психологический климат не просто сумма психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива. В. Д. Парыгин дает следующее определение социально – психологического климата: «Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности» [3, с.132].

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
— личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);
— профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость);
— ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата являются следующие:

 — так как, социально-психологический климат — это результат совместной деятельности, межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

— находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе организовывать общие дела;

— формировать традиции группы;

— создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка.

Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и группе;

— поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
— создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в ДОУ и сохранению стабильно — положительных отношений между собой;
— развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
— развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь» [5], которые могут быть полезны педагогам:

— Всегда исходите из того, что самый большой грех — это нежелание хотя бы

попытаться что-либо сделать.

— Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
— Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
— Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
— Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
— Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
— Забудьте о покровительственном тоне.

— Создавайте условия, а не диктуйте их.

— Верьте людям, с которыми работаете.

— Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
— Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
— Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Список литературы:

  1. Аралова М. А. «Справочник психолога ДОУ» ООО «ТЦ Сфера» 2007 г.
  2. Бережная М. С.журнал « Управление ДОУ» 2006 г.
  3. Лебедева В. А. Психология сегодня. Материалы Х регион., студ. науч.—практ. конф. Екатеринбург, / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. –Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. — пед. ун-т», 2008. — 254 с.
  1. П. Маккена, Д. Мейстер, Первые среди равных: Как руководить профессионалами, М., «Издательство АСТ», «Ермак», 2004 г., с. 62-63.
  1. Парыгин Б. Д. Социально – психологический климат коллектива. / Под ред.  В. А. Ядова. Ленинград: Наука., 1981. – 191 с.
  1. Платонов Ю. П. Основы социальной психологии. — СПб.: Речь, 2004 г .- 452 с.
  1. Романова И. В. журнал «Дошкольное» воспитание» 2007 г.
  2. Шепель В. М. Управленческая антропология: Человеке поведенческаякомпетентность менеджера. – М.: Дом педагогики , 2000 г. — 260 с.
    Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ
    В статье социально-психологического климата в ДОУ рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития муниципального дошкольного образования. Развитие социально-психологического климата позволяет, В благоприятных морально-психологических условиях работы значительно легче заниматься самообразованием, предвидеть возможные конфликты в коллективе, предотвращать их, а в случае возникновения - гасить. Проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям своих коллег, поддерживать и культивировать полезные инициативы друг друга, творческие проявления. Каждой личности должно быть присуще умение видеть в людях их лучшие качества и обеспечение социальной стабильности, что является основой благополучного развития муниципального дошкольного образования в целом. Психологи отмечают, что в человеке гораздо легче увидеть недостатки, чем достоинства.
    Written by: Петрова Оксана Васильевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/29/2016
    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
    Available in: Ebook