26 Мар

Феномен человеческого переживания представляющая собой сложную и многогранную психологическую реальность, принимающую различные формы и проявляющуюся в различных психологических эффектах.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Проблема переживания чело­веком негативных ситуаций жизненного пути издавна привлекает внимание представителей многих научных дисциплин: медицины, социологии, философии, юриспруденции, социальной работы и, ес­тественно, психологической науки. На протяжении своего жизненного пути люди сталкиваются с разнообразными ситуациями, которые могут воспринимать­ся как яркие, эмоционально окрашенные, интересные, значимые, трагичные. Не­которые из них являются поворотными в жизни человека.

Переживание человеком негативной ситуации жизненного пути как сложноорганизованная дея­тельность субъекта протекает на разных уровнях функционирования психики и осуществляется посредством целого комплекса психологических механизмов, имеющих разную степень обобщенности и конкретизации [2,с.96]. Эффективность пе­реживания событий определяется работой различных по уровню осознанности механизмов

Жизненный путь человека — это целостный, непрерывный, динамический процесс гармонизации отношений человека и общества, представленного его социальными институтами. Динамику этого процесса можно представить как положение постоянно меняющегося человека в непрерывно изменяющемся мире. Вектор развития этого динамического процесса должен идти в направлении конструирования человеком своего жизненного пути, к личности, творящей себя и свой жизненный мир. Жизненный путь человека не сводится к его биографии, ибо история жизни человека откладывается не только в ситуации или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие самого человека, который и является субъектом своего жизненного пути [3,с.83].

В процессе переживания происходит изменение, трансформация, порождение смысла. Но может происходить и утрата смысла, порождающая у человека новую задачу – «задачу» переживания. Понимание и выражение выступают атрибутами переживания, обеспечивают переосмысление, осознание переживаемого и объективацию его в отношениях «человек-мир».

Фактором неудачного переживания негативных ситуаций является такое изменение в смысловой сфере лично­сти, в результате которого ситуация, лишенная когнитивной переработки и не включенная в процесс осмысления, отделяясь от смысловой структуры личности, диссоциируется, превращаясь в автономное образование. Однако если негативные ситуации не будут осмыслены с формированием ценностного отношения и включением их в более широкую временную пер­спективу, результатом может явиться «фиксация» на данном событии, что может привести к возникновению психического заболевания [1,с.159].Одним из наиболее тяжелых последствий негативных ситуаций жизненного пути яв­ляется нарушение психического здоровья, понимаемое многими исследователями как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности, высоким уровнем адаптационных меха­низмов. Однако, негативная ситуация жизненного пути может не только спровоцировать формирова­ние неблагоприятных изменений в структуре личности (психического заболевание), но и также способствовать личностному росту и переходу на иной, качественно новый уро­вень развития.

Задачами переживания являются форми­рование ценностного отношения к негативной ситуации, развитие способно­сти индивида располагать события во временной перспективе, восстановление смысловых связей между событиями разных временных модусов с их интегра­цией в целостный контекст жизни.

Целью нашего исследования было выявление взаимосвязи нарушений психического здоровья человека в результате переживания негативных ситуаций жизненного пути. Объект исследования – переживание негативных ситуаций жизненного пути. Предмет исследования – нарушения психического здоровья человека. При решении поставленных в исследовании задач использовались следующие методики: «Психологическая автобиография», которая по­зволяет оценить ситуационные особенной жизненного пути человека и выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуа­ций; для качественного анализа материала нарративного интервью, нами был применен метод нарративного анализа.

Полученные результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что неэффективным механизмом переживания негативных ситуаций жизненного пути является механизм, обозначенный нами, как «разрыв смысловых связей». Его особенностью являются нарушение связей между элементами смысловой сферы, разрушение ведущих смысловых образований: негативные ситуации жизненного пути обусловливают восприятие прошлого, настоящего и будущего; отсутствие осмысления событий прошлого и нарушения их интеграции с контек­стом настоящего времени; вытеснение, а не переосмысление психологических проблем; напряженность адаптационных меха­низмов, ригидность нервных процессов с тенденцией фиксации на проблеме; дисфункция време­ни, проявляющаяся в неспособности устанавливать смысловые связи между со­бытиями разных временных модусов и воспринимать себя как целостного субъ­екта деятельности.

Наиболее оптимальный механизм переживания негативных ситуаций жизненного пути был определен как «пе­реосмысление и образование новых ведущих смысловых связей». Деятельность данного механизма определяется ростом силы и количества связей между смысловыми образованиями, формированием новых ведущих смыслов, опосредованностью связей между элементами смысловой системы: настоящее определяет ведение прошлого и будущего; ориентация на цели с опорой на настоя­щее; ощущение целостности, непрерывности жизненного пути; интеграции жизненных ситуаций в единый временной контекст жизни; широкий круг значимых переживаний, высокий уровень адаптационных меха­низмов, преобладание активной личностной позиции, позитивное отношение к будущему, оптимизм.

Как показало исследование, у лиц с неблагоприят­ной динамикой переживания негативных ситуаций жизненного пути, выразившейся в невроти­ческом развитии личности, нарушение адаптации определяется вытеснением психологических проблем (негативных ситуаций) и конверсией на­пряженности в психосоматические нарушения, условно связанные с негативной ситуацией. Непродуктивно разрешенное противоречие на предыдущих стадиях переживания приводит к полному распаду смысловых связей между жизненными ситуациями, утрате ощущения непрерывности жизненного опыта [5,с.433].

Обобщая полученные данные, мы можем сделать следующие выводы:

1..Человеку, который не переосмыслил и не включил негативные ситуации жизненного пути в целостную временную перспективу, свойственны тугоподвижность нервных процессов с тенденцией фиксации на проблеме, сложность переключения внимания, склонность к перепадам настроения, пре­обладание пассивной жизненной позиции.

2..У людей с так называемым неэффективный механизмом переживания негативных ситуаций жизненного пути нарушена интеграция жизненных событий в единый временной контекст жизни, утрачено ощущение целостности, непрерывности опыта, отсутствует понимание себя как целостного субъекта переживания.

3..Нарушение «барьера психической адаптации», базирующегося на биологической и социальной основах, приводит к так называемому срыву адаптации в результате негативных ситуаций жизненного пути, превышающей компенсационные возможности человека и приводит к болезни.

Таким образом, полученные в ходе проведенного исследования резуль­таты и сделанные выводы подтверждают наше предположение о том, что неэффективные механизмы переживания негативных ситуаций жизненного пути способствуют возникновению психических заболеваний.  Однако, переживание не возникает само собой. Оно возникает только у человека и только благодаря тому, что он обладает психикой. Переживание — это, прежде всего, атрибут психического, а не некая самостоятельная деятельность, решающая жизненные проблемы человека [4,с.157].

Литература

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская.-М.: Мысль, 1991.-299 с.
  2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критиче­ских ситуаций / Ф. Е, Василюк. — М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  3. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений/ С.В. Духновский – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2001. – 274 с.
  4. Коржова Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Е. Ю. Коржова // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л. А. Коростелевой: Вып. 4. — СПб., 2000. — С. 155-159.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2004.-713 с.
    Феномен человеческого переживания представляющая собой сложную и многогранную психологическую реальность, принимающую различные формы и проявляющуюся в различных психологических эффектах.
    Статья посвящена жизненному пути человека целостного, непрерывного, динамического процесса гармонизации отношений человека и общества, представленного его социальными институтами. Динамику этого процесса можно представить как положение постоянно меняющегося человека в непрерывно изменяющемся мире. Вектор развития этого динамического процесса должен идти в направлении конструирования человеком своего жизненного пути, к личности, творящей себя и свой жизненный мир.
    Written by: Абдулаева Патимат Зулкиплиевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/25/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook