25 Июл

Экспертная оценка системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических теорий личности




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Исследование, составляющее основу данного сообщения, было направлено на независимую экспертную оценку одних и тех же психологических теорий личности с помощью разработанной автором системы анализа, получившей название «конструктивно-критический метанаучный анализ психологических теорий, опытных (экспериментальных) исследований, методов практической работы с личностью и их согласованности между собой»  [1, 2, 3, 4, 5].

В исследовании в качестве экспертов выступили 18 высококвалифицированных преподавателей, докторов и кандидатов психологических наук из пяти различных вузов России, имеющие многолетний опыт преподавания курсов общей психологии, прежде всего, разделов, посвященных психологии личности, а также отдельных курсов по психологии личности. Это – Московский педагогический университет (Институт психологии, социологии и социальных отношений), Сахалинский государственный университет (Институт педагогики и психологии), Московский гуманитарный университет, Московский психолого-социальный университет, Московский институт психоанализа.

Эксперты были предварительно ознакомлены с разработанной системой анализа, и далее им для оценки были предложены следующие известные зарубежные теории личности, широко представленные как в зарубежной, так и отечественной психологической литературе. Это — теории личности З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, Г. Оллпорта, Р. Кеттелла, Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Э. Эриксона и А. Бандуры.

Каждый из экспертов оценивал перечисленные выше теории с самостоятельно, и делал это независимо от остальных экспертов, будучи, кроме того, незнакомым с нашими собственными оценками тех же теорий личности, сделанными незадолго до проведения настоящего исследования. В заключение полученные экспертами независимые оценки усреднялись и сравнивались с теми оценками, которые этим же теориям были даны нами в ходе проведенного метанаучного анализа этих теорий.

В таблице 1 представлены итоги описанного исследования, приведены средние оценки соответствующих теорий личности, предложенные нами и независимыми экспертами.

Таблица 1.

Оценки одних и тех же зарубежных теорий личности, полученные нами по предложенной системе метанаучного анализа, и независимыми экспертами

 

Авторы оцениваемых психологических теорий личности

 

Оценки данных теорий, предложенными нами и независимыми экспертами

Оценки, полученные одним автором настоящей работы Оценки, предложенные независимыми экспертами
З. Фрейд 11,0 9,3
А. Адлер 10,0 9,1
К. Юнг 4,0 8,2
К. Хорни 6,5 6,4
Г. Оллпорт 10,5 7,9
Р. Кеттелл 7,0 7,3
Дж. Келли 10,5 6,9
Дж. Роттер 8,5 6,0
А. Маслоу 7,0 7,4
В. Франкл 6,0 6,8
К. Роджерс 8,5 8,9
Э. Эриксон 8,0 8,5
А. Бандура 8,0 7,1

Как видно из таблицы, все эти оценки различаются по абсолютным значениям, хотя соответствующие различия, по-видимому, являются несущественными. Главное заключается в том, в каком порядке друг за другом в ранжированном ряду эти оценки следуют.

Корреляционный анализ (по Спирмену) двух рядов оценок, представленных в таблице 1, дал следующие результаты. Коэффициент ранговой корреляции между соответствующими рядами оказался равным 0,91 и статистически достоверным на уровне р ≤ 0,001. Это означает, что предложенная нами система конструктивно-критического метанаучного анализа психологических теорий личности является надежной, поскольку именно так стандартно проверяется в психологии надежность различных оценочных систем, например, психодиагностических методик. Эта система, кроме того, позволяет проводить такой анализ разным профессионально подготовленным психологам, хорошо знакомым с содержанием анализируемых теорий личности и с предложенной системой анализа. Она, соответственно, обеспечивает объективность получаемых рейтинговых оценок, выставляемых экспертами психологическим теориям личности.

Литература

  1. Яценко Д. А. Критерии, признаки и процедура методологического анализа психологических теорий личности //Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии, № 1 (26), январь – март 2013. – С. 22-34.
  2. Яценко Д. А. Методологический анализ теории и практики формирования личности. – М., Московский институт психоанализа, 2013. – 220 с.
  3. Яценко Д. А. Основы конструктивно-критического метанаучного (методологического) анализа теорий, экспериментальных исследований и практических методов работы с личностью. — М., Московский институт психоанализа, 2014. — 304 с.
  4. Яценко Д. А. Принципы методологического анализа научных теорий личности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии, № 4 (21), октябрь – декабрь 2011. – С. 25-40.
  5. Яценко Д. А. Процедура и техника проведения методологического анализа научных теорий личности. – Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012 г., Выпуск 1. – С. 12-23.
    Экспертная оценка системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических теорий личности
    Исследование, представленное в статье, было направлено на независимую экспертную оценку одних и тех же психологических теорий личности с помощью разработанной автором системы анализа, получившей название «конструктивно-критический метанаучный анализ психологических теорий, опытных (экспериментальных) исследований, методов практической работы с личностью и их согласованности между собой», самим автором данной системы и группой независимыми экспертами.
    Written by: Яценко Денис Александрович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/28/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook