26 Мар

ДИАГНОСТИКА ВОСПТАННОСТИ КАК КОМПЛЕКСНОГО СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ.




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Воспитанность – это то, что помогает личности при взаимодействии с окружающим социумом, помогает влиться в культуру общества, участвовать в общественной жизни в полной мере.

А.К. Маркова отмечает, что воспитанность ученика включает несколько составляющих. Это не только запас нравственных представлений и убеждений, но и самое важное  его поведение. Мы можем сказать, что воспитанность это реализация знаний и убеждений в поведении.

В настоящее время используется много различных методов диагностики воспитанности: метод изучения документов, биографический метод и ряд других. При этом ни один метод нельзя назвать универсальным, каждый из них имеет ограничения по использованию.

Рассмотрим некоторые методы, применяемые при диагностике воспитанности. Самый распространенный метод, благодаря которому можно увидеть особенности поведения человека в различных ситуациях это метод наблюдения. Диагностическая беседа, позволит определить уровень воспитанности ребенка. Довольно распространен метод анкетирования, при котором изучается содержание письменных ответов на подготовленный список вопросов. При изучении воспитанности следует учитывать, что в основе оценки воспитанности лежит нравственная сущность личности, а не отдельные ее качества. Поэтому выводы должны отражать целостность личности, в которой  диагностируемые качества находятся в тесной взаимосвязи.

Внедрение компьютеризации в технологию диагностики воспитанности значительно облегчает весьма трудоёмкий процесс накопления и обработки полученных данных, расширяет доступ к более четким результатам.

Однако, как и в любой педагогической технологии, в технологии диагностики воспитанности имеются свои недостатки:

 — недостаточно полная изученность и недостаточная методическая разработанность диагностики воспитанности;

— при планировании диагностических  можно столкнуться с отсутствием надёжных методик диагностики интересующего его качества личности, а это значит, что и полученные результаты могут оказаться недостаточно точными;

 -большинство методов, применяемых в этой технологии требует больших затрат времени, являются довольно трудоемкими;

 — многие  диагностические методы, например анкетирование или беседа, не могут дать точных результатов.

Итак, рассмотрение сущности диагностики воспитанности, а также используемых в ней критериев и методов позволяет нам увидеть её как целостное педагогическое явление, которое направленно на выявление уровня воспитанности личности и ученического коллектива. Хотя данная технология ещё недостаточно разработана, её основные структурные элементы успешно реализуются в педагогической практике.

Уточнение или коррекция содержания и направленности компонентов воспитательной технологии осуществляется на основе анализа её результатов. Диагностировать уровень воспитанности можно.

В ходе диагностики воспитанности, полученные результаты сравниваются с исходными характеристиками воспитанности. Эффективность процесса воспитания определяет разницу между начальным и конечным результатами.

На сегодняшний день существует три основных классификации критериев воспитанности.

  1. Критерием воспитанности могут быть связанные с явлениями, которые не может увидеть воспитатель планами, убеждениями, мотивами; или с выявлением результатов воспитания во внешней форме – оценках, поступках, суждениях.
  2. Критерии воспитанности могут быть: содержательные и оценочные. Первые связаны с определением показателей усвоенных  знаний, опыта общественного поведения, полезных привычек, личностных качеств и черт характера. Вторые направлены на фиксацию отдельного диагностируемого качества и его уровня сформированности.
  3. Критерии воспитанности могут быть частные, которые используются для анализа промежуточных результатов и общие отражающие достигнутый уровень воспитанности личности.

Как и при обучении, в процессе воспитания огромную роль играет подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.

Разнообразные виды подкрепления, одобрение поступков, словесное поощрение, благодарность вызывают положительные эмоции, чувство удовлетворения. Все это является сильным побудителем поступать таким же образом в дальнейшем.

И наоборот порицание, и осуждение вызывают неприятные переживания, состояние неудовлетворенности. В результате появляется стремление в дальнейшем воздержаться от подобных действий.

Использование поощрения и порицания требует со стороны воспитателя большого такта. Ошибка в применении системы поощрений и наказаний вредно отражается на процессе воспитания личности.

Например, неумеренное поощрение, захваливание может принести немалый вред, так как формирует завышенную самооценку. Отрицательная оценка , если она часто повторяется, также нежелательна. Гете писал, что если в отношении с людьми вы часто подчеркиваете их недостатки, то вы никогда не сделаете их лучше. Он даже рекомендовал обращаться с людьми лучше, чем они того заслуживают.

В каждом возрасте  цель диагностики различна. Например,  в 5 – 6 классах  это может быть  выявление интересов и склонностей; определение уровня любознательности и кругозора, характер его поведения; ответственности к порученному делу и результату своей деятельности. В седьмых – восьмых классах это уже корректировка воспитания учащихся; выявление уровня развития познавательной сферы, уровня развития творческих способностей учащихся.

В старших классах идет дальнейшая корректировка уровней воспитанности, выявление мотивов учения и уровня осознанности, степень сформированности индивидуальных свойств личности, выявление уровней подготовки к выбору профессии, уровень социального становления детей и социальная адаптивность, социальная активность и социальная устойчивость личности, уровень отношения между участниками педагогического процесса, между учащимися, учителями и родителями, уровень самоуправления в классном коллективе.

 Выделяют  5 уровней воспитанности личности:

  1. Человек не знает правил поведения и потому не в состоянии следовать им.
  2. Человек осведомлен о правилах поведения, но не стремится им следовать.
  3. Человек осведомлен о правилах поведения и сознательно их выполняет.
  4. Человек неосознанно ведет себя в соответствии с известными ему правилами поведения.
  5. Человек неосознанно ведет себя в соответствии с известными ему правилами поведения и активно протестует против нарушения их другими.

Каждый человек имеет свои собственные моральные и этические представления, которые складываются в процессе деятельности и общения, вырабатывающиеся за счет личного мировоззрения. В соответствии с уровнем морально-этических качеств человека, формируется и его уровень воспитанности.

Список литературы:

  1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2008. 512 с.
  2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
  3. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания / И. З. Гликман. М. : Владос-Пресс, 2003. 176 с.
  4. Мотивация учения и ее воспитание у школьников, Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М., 1983.
    ДИАГНОСТИКА ВОСПТАННОСТИ КАК КОМПЛЕКСНОГО СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ.
    В статье рассматриваются вопросы диагностики воспитанности, а также используемые критерии и методы, позволяющие увидеть её как целостное педагогическое явление, направленное на выявление уровня воспитанности личности.
    Written by: Дохоян Анна Меликсовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/25/2016
    Edition: euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)
    Available in: Ebook