30 Апр

АКТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В качестве одной из характеристик современного образования России выступает его поликультурное содержание, которое определяется миграционными потоками – беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых и учебных мигрантов. Система образования на всех ее уровнях не может не реагировать на сложившуюся ситуацию в экономическом, социальном, внутри- и внешнеполитическом плане как страны в целом, так и отдельных ее регионов.

Так, занимаясь проблемой разработки планов, рабочих программи технологий подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования, важно определить цели, характер, принципы и функции поликультурного образования современной России с тем, чтобы разработать актуальную модель интеграции детей-мигрантов в поликультурном образовании.

Ситуация культурного многообразия современной России сегодня обусловливает усиление этнокультурной направленности обучения и воспитания при возрастании роли родных языков как хранителей этнических ценностей и русского языка, как инструмента межнационального общения и транслятора русской и мировой культуры.

Существующие различия интересов социальных групп и слоев, положений людей в системе общественных отношений и форм жизнедеятельности определяют многообразие сторон общественного сознания. Национальные установки, стереотипы мышления, проявляющиеся в массовом сознании, формируют отношение к этническим общностям. Возникновение и развитие конфликтных ситуаций обусловлено рядом объективных и субъективных факторов межэтнических и межнациональных отношений. Так, дети и подростки-мигранты, описывая ситуации, заставляющие их находиться в затруднительном положении, испытывать моральные страдания, чувствовать свою незащищенность, неполноценность, связывают их с образовательным учреждением, с дискомфортностью в социальном окружении, с незащищенностью в семье. Вследствие этого закономерна вероятность возникновения и развития социально-психологических проблем, конфликтов, особенно в случаях отсутствия квалифицированной психолого-педагогической помощи [1].

Таким образом, социальные и психолого-педагогические направления деятельности предполагают:

— во-первых,  построение системы защиты и поддержки детства в контексте современного бытия и сложившейся социокультурной ситуации, обусловливающей соответствующий тип педагогической системы, тип воспитания и вживания в новый социум; анализ и учет факторов, определяющих реабилитацию и защищенность личности;

— во-вторых, определение задач и функций поликультурного образования как среды духовно-нравственного развития личности;

— в-третьих, исследование способов, условий социально-педагогической реабилитации детей-мигрантов как важнейшего признака личностно ориентированного образования в свободном правовом обществе и государстве;

— в-четвертых, разработку комплекса технологий диагностики социально-психологических проблем в оценке качества поликультурного образования;

— в-пятых, разработку и реализацию мер предотвращения или снижения выявленных проблем, уровня социального развития образовательной среды.

Очевидно, что процесс становления поликультурного общества относится к мировым проблемам [2]. И для современной России сегодня значим серьезный подход в изучении опыта, накопленного в этом отношении в других странах, который должен использоваться с учетом российской специфики, особенностей мегаполисов и регионов, а также наследия многонационального доперестроечного периода – периода расцвета Советского Союза.

Так, Г.В.Безюлева[3] в своей монографической работе акцентирует внимание на тот факт, что в современной мировой практике исследователи выделяют три основные модели интеграции мигрантов в жизнь страны: этническую, республиканскую и поликультурную, специфические особенности которых представлены ниже (см. Таблица 1).

Таблица 1

Модели интеграции мигрантов в жизнь страны (мировой опыт)

Модели

Специфические особенности

Этническая — гражданская принадлежность основана на родстве, а также на языковой, культурной и религиозной общности;

— иностранные этнические общины рассматриваются как не подлежащие ассимиляции;

— проводимая политика не ставит своей задачей перевести их в граждан страны;

— модель получила развитие в Германии.

Республиканская — в основу предоставления гражданства положена идея присоединения к общественному договору;

— все формы этнической идентификации вытесняются из сферы государственной в сферу частную;

— цель политики является аккультурация, а затем и ассимиляция каждого мигранта через школу и другие общественные институты;

— модель получила развитие во Франции.

Поликультурная — признание равных гражданских прав на сохранение своей идентичности и культурной самобытности всех групп в обществе, которые закреплены в законодательных актах государства;

— модель получила развитие в Австралии, Канаде, США, Швеции.

Анализ и сравнение существующих моделей интеграции мигрантов в жизнь страны показал, что для современного образования России наиболее актуальна «поликультурная модель» согласно которой считаем необходимым в дальнейшем и определять цели, задачи, функции и принципы поликультурного образования современной российской школы.

Новейшая социальная ситуация в нашей стране требует не только принципиально новых моделей образования, но и внедрения в практику обучения и воспитания инновационных парадигм. В этой связи проблема поликультурного образования становится сегодня более чем актуальной.

Исторически сложилось так, что Российское государство в своей структуре многонационально. Каждый гражданин постоянно находится в том или ином поликультурном пространстве в ходе семейно-бытовой, учебной, производственной или общественной деятельности. В условиях полиэтнического состава того или иного структурного подразделения общества – семьи, учебного заведения, трудового коллектива – важно уметь взаимодействовать с представителями различных национальных культур.Формирование такого рода умений лежит в компетентностной составляющей педагогической науки и образовательной практики.

Так, основной целью поликультурного образования должно стать формирование позитивной этнокультурной идентичности всех субъектов образовательного процесса и осознанных общественно значимых ценностных ориентиров по отношению к собственной иИной культуре; воспитание уважения к истории и самобытности других народов; создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с представителями других культур; формирование способности обучающихся к личностному, этническому, жизненному самоопределению и саморазвитию; становление и развитие личностной, этнической и профессиональной субъектности, выводящий на высший уровень развития –полисубъектность личности.

Одной из центральных задач поликультурного образования сегодня становится не только изучение культурного многообразия мира, но и формирование межкультурной компетентности как важнейшей составляющей социальной компетентности, влияющей на предотвращение возникновения и развития социально-психологических проблем, конфликтов и распрей; развитие собственной личностной и этнической субъектности с выходом на новый, более высокий уровень – уровень полисубъектности личности.

На этом основании определяется ряд сопутствующих задач поликультурного образования, среди которых выделяются:

— освоение культуры своего народа; формирование национального самосознания и этнической идентичности;становление и развитие личностного самопознания, самопонимания, самоопределения, самостановления, саморазвития, самосовершенствования;

— формирование представлений о культурном плюрализме в современном мире, положительного и толерантного отношения к культурным различиям и этническим разностям;

— создание педагогических условий для самовыражения и самореализации всех субъектов образовательного процесса, а также интеграции и консолидации культур;

— развитие коммуникативных навыков поликультурного бесконфликтного взаимодействия представителей разных культур и этносов;

— воспитание в духе сотрудничества и активного жизнетворчества с высоким уровнем гражданской позиции «россиянина»;

— формирование поликультурной толерантности и т.п.

Высшим показателем достижения личности поликультурного развития является ее открытость иным культурам, ценностям и взглядам, любым другим различиям, при этом она предполагает активную позицию субъекта, когда уже не возникает сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений. Для этого нужно уметь идентифицировать себя с культурой своего народа, уметь выйти за рамки своей групповой идентичности, осознать себя индивидуальностью (субъектом), существующим в относительной независимости от того целого, с которым связан по факту своего этнического родства, и в то же время – уметь позволить Другому сохранять личностную и этническую субъектность – т.е. являться полисубъектной личностью.

Под «субъектностью» в психологической науке понимается способность человека отстаивать свои взгляды, сохраняя личностную целостность и независимость, умение идентифицировать себя с обществом и быть отстраненным (дистанцированным) от него (К.А.Абульханова и др.).

Под «полисубъектностью» предлагаем понимать высший уровень развития личностной и этнической субъектности – как возможность и способность человека выстраивать свою жизнедеятельность на принципах свободы и ответственности, активности и творческости; умение отстаивать свои взгляды, интересы и убеждения (не нарушая и не разрушая как собственной целостности и идентичности, так и целостности и идентичности личности Другого), основываясь на идеях сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимообоюдности и взаимовыгодности (это касается так же и феномена конкуренции: «здоровая конкуренция» способствует развитию всех сторон взаимодействия, а значит направлена не на противоборство, соперничество или выживание, а на созидание, развитие всех сторон и жизнетворчество); умение и возможность помочь себе в трудную минуту и поддержать Другого, выводя и свою жизнеспособность и жизнеспособность Другого на новый (более высокий) уровень по шкале жизнеспособности (выживаемости). Личность, характеризующаяся полисубъектностью, способна строить полисубъектные взаимодействия, выстраивать субъекто- развивающие отношения, сохраняя при этом собственную субъектность и развивая субъектность и полисубъектность личности Другого (Я-субъект + Другой-субъект = Я-полисубъект).

Как и в остальных многонациональных сообществах поликультурность России, рассматриваемая в самом широком смысле, – это не только полиэтничность и поликонфессиональность, но и способность выполнять определенные функции, которые, в первую очередь, реализуются в поликультурном образовании.

В нашей работе была сделана попытка определить круг таких функций ориентации в профессионально-педагогической деятельности, которые помогут педагогам современного образования определиться с ценностно-значимыми в современном обществе социально-психологическими модальностями (см. таблица 2).

Таблица 2

Функции поликультурного образования и их характеристики

Функции

Характеристика

1 Мировоззренческая

(идейная)

Обращение человека к пониманию сложной системы цивилизации и философии ее развития, к личной «жизненной философии», постановка вопросов о смыслах, ценностях человеческого существования, направленности своего жизненного пути и этапов его развития и т.п.. Формирование общечеловеческого сознания и национального самосознания – менталитета как части общепланетарной «философии жизни»; преодоление опасностей узконационалистического мышления, негативных предрассудков и стереотипов по отношению к представителям других этнических общностей и их культурам. Направленность на единство, сотрудничество, равноправие и совместное развитие для упрочения мира и решения проблем мирового и «космического» значения (бедствий, катастроф и катаклизмов и т.п.).
2 Культуро-ориентированная Развитие гуманистических идей равноценности и равнозначности субъектов поликультурного общества; формирование этики межкультурного взаимодействия и общения. Расширение границ культурного опыта человечества в его конкретных этнонациональных формах, отражающегося в содержании образования и способах учебной деятельности. Формирование установок толерантного сознания и поведения веротерпимости и миролюбия. Ориентир на развитие личностной и этнической субъектности, на интеграцию и консолидацию культур.
3 Образовательная

(познавательно- аналитическая)

Формирование активного познавательного интереса к родной (этнической), российской и зарубежной культурам. Отражение в содержании образования самобытности и уникальности своей национальной культуры в диалектическом единстве с иными другими культурами, а так же с российской и мировой. Развитие умений творчески использовать полученные знания для решения современных духовно-нравственных и социально-политических и иных проблем. Активный процесс познания и понимания своей и иной культуры, ее исторического прошлого и настоящего, а также перспектив дальнейшего развития для планирования и моделирования собственной жизнедеятельности, направленной на приумножение общекультурных материальных, духовных и нравственных ценностей и т.п.
4 Воспитательная

(ценностно-ориентированная)

 

Осознание важности культурного многообразия для развития личности и прогресса цивилизации; становление нравственных представлений и оценок, связанных с культурным плюрализмом; создание условий для превращения их в устойчивые убеждения, ценностные отношения, основанные на стратегиях сотрудничества и навыках конструктивного взаимодействия и гуманного поведения.
5 Личностно-развивающая Развитие интереса человека к себе как к личности, к системе собственных потребностей, склонностей, желаний и установок, направленных на позитивное определение Я-концепции, на осознание себя как личности, субъекта этноса, гражданина российского государства, «хозяина» своей жизни – творца своей судьбы.
6 Субъекто-

фалитационная

Ориентация человека на самопознание и самопонимание, саморазвитие и самоорганизацию. Возможность и способность развития своих и стремлений, интересов и склонностей. Способность к самодетерминации, самоорганизации и саморазвитию. Формирование готовности к отстаиванию своих интересов, мнений и убеждений, сохранение внутриличностной целостности. Стремление к  конгруэнтности трех компонентов структуры субъектности – гносеологической, аксиологической и праксиологической (думаю, чувствую, делаю).
7 Полисубъектно-ориентированая Знание, понимание, принятие и развитие собственной культуры и личной культурной идентичности. Ориентация на многокультурные отношения, познание, понимание и принятие иной культуры. Уважительное отношение к традициям и верованиям других народов. Направленность на сотрудничество, единение, взаимоподдержку и взаимопомощь представителей различных культур. Развитие толерантных качеств, ассертивности и пр. Способность к самовыражению, самореализации и самоактуализации в поликультурном образовательном пространстве. Помощь и поддержка в развитии и самовыражении иной культуры и т.п.

Представленные функции, на наш взгляд, могут помочь в становлении и сохранении личностной, этнической и общекультурной идентичности как взрослого населения (педагогов, родителей), так и молодого поколения граждан (детей и подростков) современной системы образования.

Ориентация в данных функциях – осознание и понимание их сущности и значимости –  необходима педагогам современного образования. Они могут стать надежным ориентиром в становлении и развитии собственной личностно-профессиональной компетентности и помочь организовать свою профессиональную деятельность в рамках обучения, воспитания и психолого-педагогического просвещения детей, подростков и их родителей.

За последние два десятилетия Россия пережила ряд кризисов и реформ, в результате которых российское общество утратило свою идеологию, отойдя от коммунистической парадигмы развития и не приобретя новых идеалов и стремлений, потеряло ценностные ориентиры, которые помогали бы как в процессе банального выживания в современных условиях, так и в процессе активного творческого самовыражения индивида, общества и мира в целом.

Выделенные нами функции поликультурного образования имеют иерархическую структуру, затрагивающие, в свою очередь, все компоненты структуры личности – когнитивный, аффективный, волевой и поведенческий.

Так, мировоззренческая, культуроориентированная и образовательная функции, направлены на становление и развитие когнитивной сферы личности, определяя образ мышления, сферу интересов и ценностных ориентаций.

Воспитательная, личностно-развивающая и субъекто-фасилитационная функции – ориентированы на аффективную сферу личности, способствуя развитию эмоционально-чувственного мира посредством самопознания, самопонимания, саморазвития, самовыражения в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия.

Полусубъектная функция – максимально ориентирована на волевой компонент личностной индивидуальности, а также на поведенческо-деятельностную сферу, определяя способность и возможность человека ориентироваться, действовать и взаимодействовать в поликультурном пространстве, сохраняя собственную личностную и этническую субъектность, а также помогая сохранять и выражать личностную и этническую иносубъектность.

Каждая представленная функция может быть реализована исключительно на основе выделенных нами принципов поликультурного образования, к которым относятся: принцип ориентации на гуманистическую парадигму образования; принцип диалога и взаимодействия культур; принцип овладения содержанием поликультурного образования; принцип целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей; принцип учета национального и культурного факторов; принцип консолидации мультикультурных разностей и творческого приумножения многокультурного наследия.

В настоящее время в педагогической теории и образовательной практике еще недостаточно раскрыты особенности организации поликультурного образования, обеспечивающего социально-психологическую защиту, поддержу и полисубъектного развития личности учащихся как мигрантов, так и амигрантов. Вне поля зрения философских, психологических и социально-педагогических исследований остаются не только вопросы, связанные со статусом детей и подростков-мигрантов, их беззащитностью, душевными потрясениями, дискомфортом в стенах образовательного учреждения и социума, что способствует возникновению и проявлению конфликтов, но и вопросы, связанные с психологическим состоянием учащихся коренного населения.

В этой связи закономерно, что социальная и психолого-педагогическая поддержка и защита всех субъектов образовательного процесса включает не только педагогический аспект непосредственного взаимодействия внутри социума, но и охватывает интегрированную систему всех социальных институтов как способ жизнедеятельности и показатель уровня развития общества, его этико-этнической  и полисубъектной культуры.

Ряд исследователей (С.К.Бондырева, Н.Н.Бушмарина, Н.И.Клименко) [4] полагают, что поликультурный характерсовременного образованияРоссии должен состоять из следующих компонентов:

— воспитание учащихся как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций;

— создание условий для более полного представления и понимания богатства национальной культуры, истории, языка, литературы, традиций, социальных норм поведения, нравственности, духовных ценностей;

— сохранение, усвоение локальных, международных и исторических культур в контексте культурного плюрализма и пр.;

— воспитание гражданственности и готовности к проявлению социальной активности;

— воспитание способности защитить и преумножить социальные ценности, формирующие основу демократического общества;

— обеспечение возможности личности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры;

— формирование толерантного сознания;

— создание условий для включения личности как в общероссийский контекст образования, так и в современные мировые цивилизации;

— предоставление возможностей реализации социокультурных потребностей;

— развитие и совершенствование образования на всех его уровнях, включая подготовку педагогических кадров, повышение их квалификации и пр.

Поликультурное образование можно рассматривать на основе синтеза различныхподходов:

1) диалога культур (предполагает помощь учащимся в понимании своей культуры; понимание и принятие других культур; осознание культурных различий и сходств, выстраивание диалога в поликультурной среде);

2) деятельного подхода (предусматривающего осознание и понимание чужой культуры посредством совместной деятельности, актуализирующего познание своей собственной культуры);

3) множества культур (содействие пониманию мирового многообразия культур, обучение межкультурному взаимопониманию, развитие межкультурной компетентности).

Поликультурное образование утверждает полисубъектную сущность образовательного процесса, предполагающего единство общекультурного, социально-нравственного, профессионального и личностного развития каждой личности.

Характеристиками поликультурного образования выступают: ценностно-содержательный, личностно-ориентированный, операционально-деятельностный, регионально-интеграционный компоненты [5], которые отражают комплекс отношений к:

— личности, способной к культурному самоопределению и саморазвитию, этнической, социальной, гендерной, личностной, профессиональной идентификации;

— педагогу, способному и готовому создавать благоприятную социальную ситуацию развития учащихся, осуществлять помощь и поддержку в индивидуальном самовыражении и самоопределении, этнокультурной идентичности, становлении ценностей и продуктивной деятельности, формировании толерантного сознания учащихся, эффективно функционирующей в системе межэтнических, межконфессиональных и социокультурных отношений;

— руководителю, способному и готовому создавать условия для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, достижения качества процесса и результата педагогической деятельности;

— профессиональному образовательному учреждению как к целостному развивающему, поликультурному, образовательному пространству, где формируется система культурных ценностей и ценностно-смысловых ориентиров гуманистической направленности обучающихся на основе образцов поликультурной коммуникации молодежи и взрослых;

— системе образования, в целом, в основе которой стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество культур [10].

В открытом поликультурном образовании реализуется процесс, основанный на создании условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития всех субъектов образовательного процесса [12].

Ввиду этого в практике поликультурного образовательного учреждения целесообразно использовать методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном становлении, адаптации субъектов в многокультурной и разноуровневой социальной образовательной среде посредством различных видов деятельности:

— активизация процессов самопознания, саморазвития, способствующая формированию механизмов рефлексии;

— выявление потребностей субъектов образования и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый субъект имеет возможность определить личностно-значимые цели жизнедеятельности  (индивидуальной сферы самореализации);

— ориентация на создание толерантных отношений, развитие ценностных, социально-значимых личностных характеристик – эмпатии, толерантности, ассертивности, коммуникативности, субъектности и др [13], [14].

В заключении, считаем необходимым отметить тот факт, что занимаясь проблемой описания актуальной модели интеграции детей-мигрантов в современное поликультурное образование России, нами была сделана попытка анализа существующих моделей интеграции мигрантов в мировой практике; определены цели, задачи, функции и принципы поликультурного образования; выделены компоненты поликультурного образования; синтезированы существующие подходы в поликультурном образовании; дана характеристика поликультурного образования; обозначены виды профессионально-педагогической деятельности, наиболее актуальные в поликультурной образовательной среде.

Литература:

  1. Фалунина Е.В. Психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования :Автореф. дис. …д-ра психол. наук. – М., 2012. – 68 с.
  2. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл научное значение категории субъекта// Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. – М., 1997. С. 56-75
  3. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Бушмарина Н.Н., Климентко Н.И. Социально-психологические риски в поликультурном профессиональном образовании / Под общ ред. Г.В.Безюлевой – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008.–192 с.
  4. Бондырева С.К. Выживание (факторы и механизмы): Учеб. Пособие / С.К.Бондырева, Д.В.Колесов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», – 368 с.
  5. Фалунина Е.В. Дети-мигранты как психологический феномен поликультурного образовательного пространства России. – Российский научный журнал. – 2011. – 2 (21). –С. 119-122.
  6. Фалунина Е.В. Проблема организации поликультурного образования в современной России. – Российский научный журнал. – 2011. – 2 (21). – С.123-129.
  7. Фалунина Е.В. Технология изучения аккультурации личности в поликультурном образовании. – Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири : материалы Х межвузовской научной конференции. – Братск : Изд-во БрГУ, 2011. – 40 с.
  8. Фалунина Е.В., Мирошниченко Е.В. Ценностные ориентиры и базовые принципы системы подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического направления. – Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы Международной научно-практической конференции магистров, аспирантов, молоды ученых и их наставников факультета психологии и социальной работы, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, профессора АЛЕКСЕЯ ФЕДОРОВИЧА ШИКУНА. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. — 198 с.
  9. Фалунин В.Ф., Фалунина Е.В. Теоретические обоснования психологических механизмов развития толерантности личности в психологии. – Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)
  10. Фалунина Е.В. Проблема изучения актуальных стратегий взаимодействия культур в современном образовании. — Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2011. – №4 (6). – С. 115-117.
  11. Фалунина Е.В. Обоснование модели подготовки педагогов к работе в поликультурном образовании России. – Российский научный журнал. – 2011. – №21. С. 123-139.
  12. Фалунина Е.В. Некоторые условия личностной и профессиональной готовности студентов-педагогов к профессионально-педагогической деятельности. – Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2007. Т.1. С. 82-85.
  13. Фалунина Е.В., Мирошниченко Е.В. Актуализация методологических основ современного образования России. – «РОССИЯ И ВТО: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Часть 1. / отв. Ред. С.А. Рунова. – Новокузнецк: Изд-во НГООО «ЗНАНИЕ» г. Новокузнецк, 2013. — 255 с.
  14. Фалунина Е.В. Проблема изучения актуальных стратегий взаимодействия культур в современном образовании. – Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2011 – №4 (6). – С. 115-117.
  15. Фалунина Е.В. Приоритетные функции поликультурного образования России. – Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2011. — №1 (3). – С. 101-117.
    АКТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ
    В данной работе сделана попытка анализасуществующих моделей интеграции мигрантов в мировой практике; определены цели, задачи, функции и принципы поликультурного образования; выделены компоненты поликультурного образования; синтезированы существующие подходы в поликультурном образовании; дана характеристика поликультурного образования; обозначены виды профессионально-педагогической деятельности, наиболее актуальные в поликультурной образовательной среде.
    Written by: Фалунина Елена Васильевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/07/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook