30 Апр

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Управление обществом на протяжении всей истории человечества осуществляется узким организованным кругом лиц – правящей элитой, принимающей важнейшие решения относительно вектора  развития общества и это развитие контролирующей. В реалиях современного мира политическая элита также является ключевым субъектом разработки, принятия и исполнения решений на уровне государства. Располагая юридическими и экономическими ресурсами для управления страной, элита определяет выбор приоритетов и стратегию ее развития, от которых зависит национальная безопасность государства, его суверенитет и положение на мировой арене. Эффективность управления зависит от качества элиты, уровня ее профессионализма, общности социально-экономических интересов с населением, а также соблюдения элитой общепризнанных ценностей и моральных норм. В отсутствие совпадения ценностных ориентаций элитных групп и национальных интересов государства устойчивое развитие не представляется возможным. Фальсификация национальных интересов интересами элиты, влечет снижение уровня доверия граждан к власти, обострению внутренней социально-политической обстановки.

На объективное выражение элитой интересов народа влияет ее качественный состав. Стоит отметить, что в России, в силу низкой вертикальной социальной мобильности, для властной элиты характерна тенденция к самовоспроизведению, вследствие чего, на высшие должности на федеральном и региональном уровне выдвигаются в основном лица, в той или иной степени аффилированные с правящей элитой. Аналогичные тенденции наблюдаются и в бизнесе, так, наибольших успехов достигают компании, структура владения которых связана с прямым или косвенным участием действующих элитных групп. Указанные обстоятельства свидетельствуют о разрыве между интересами общества и интересами политической элиты, создавая предпосылки для обострений социально-политических противоречий. Это, в свою очередь, влечет снижение уровня социально-политической безопасности, поскольку, именно внутриполитические негативные изменения, даже при незначительном вмешательстве внешних недружественных сил, способны стать фактором, снижающим уровень национальной безопасности до критического, поскольку неэффективно управляемое государство не в силах адекватно реагировать на внешнеполитические вызовы и угрозы.

Фактором, оказывающим влияние на внутриполитическую стабильность является, также, высокий уровень коррупции, нивелирующий возможность эффективного управления страной, успешного проведения реформ и утрату доверия избирателей. Коррупция наносит вред традиционной системе ценностей общества, укореняя в сознании людей стереотип о норме коррупции, как о наиболее простом способе достижения результата, что приводит к снижению социального капитала. Как пишет Ф. Фукуяма: «Социальный капитал можно определить просто как набор неформальных ценностей или норм, которые разделяются членами группы и которые делают возможным сотрудничество внутри этой группы. Если члены группы смогут рассчитывать на то, что другие будут вести себя честно и на них можно будет положиться, то они смогут доверять друг другу. Доверие подобно смазке, которая делает работу любой организации более эффективной» [1, С.30]. И, напротив, высокий уровень доверия в обществе способствует увеличению коммуникаций между гражданами, что позволяет эффективнее осуществлять новые форм и методы управления, не вызывая сопротивления общества такому управлению. Низкий уровень доверия, при котором сотрудничество индивидов осуществляется исходя из формальных правил, дает обратный эффект. Повышая, отмечает  Ф. Фукуяма, так называемые операционные издержки, являющиеся чем-то вроде «дополнительной пошлины», не свойственной обществам с высоким уровнем доверия.  Совершенствование законодательства и мероприятий по реализации мер борьбы с коррупцией и ужесточение мер в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, позволит повысить  уровень доверия общества и обеспечить внутреннюю социально-политическую и экономическую стабильность.

Снижение уровня доверия граждан к власти создает препятствия политической активности людей на местах, что  выражающееся в неразвитости институтов местного самоуправления, без которых невозможно создание  эффективной системы управления в государстве. Низкий уровень политической активности населения, невысокая эффективность российской политической элиты, обусловленная отсутствием эффективной системы рекрутирования, отвечающей современным вызовам и тенденциям развития, делает задачу формирования результативной политической элиты особенно актуальной. Состав и эффективность деятельности представителей элиты определяются именно механизмами рекрутирова­ния. Современная политическая элита активно стремится выработать новые механизмы рекрутирования. Вместе с тем наличие авторитарного сознания у ряда политиков и одновременно желание формировать демократические нормы противоречат друг другу и неизбежно приводят к проблемам и конфликтам. Нет еще завершенной, отлаженной системы пополнения элиты, и это говорит о том, что в целом политическая система России еще далека от совершенства [2, С. 46-56 ]. На современном этапе при формировании политической элиты недостает открытости, конкурентности между кандидатами и опоры на широкую социальную базу в рекрутировании. Максимально возможное устранение противоречий в интересах политической элиты и общества, проведение социально-экономических реформ направленных на повышение качества человеческого потенциала позволит снизить риск внутренних потрясений. Риски конфликтогенности заметно повысились в связи с возросшей активностью иностранных неправительственных организаций, стремящихся дестабилизировать внутриполитическую обстановку в связи с событиями на Украине.

Введение экономических санкций против России в условиях продолжающейся мировой финансово-экономической рецессии вызывает необходимость выработки и проведения более эффективной антикризисной политики, что в настоящее время требует совершенствования информационно-аналитического обеспечения принимаемых управленческих антикризисных решений в соответствии с мировыми стандартами [3, С. 130]. В настоящее время созрела необходимость перехода к принципиально новой парадигме антикризисного менеджмента – от “антикризисного управления’ к “управлению кризисами” [4, С. 69]. Все возрастающее значение в данных процессах играют вопросы информационной безопасности. Теоретическим фундаментом информационной безопасности заслуженно считаются классические труды “военных философов” Древнего Китая – людей, известных нам лишь под псевдонимами Сунь-Цзы и У-Цзы [5, С. 4]..  В современных условиях массовое создание, внедрение и эксплуатация информационных систем привели к возникновению спектра новых проблем в сфере безопасности личности, общества и государства [6, С.70].

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в целях обеспечения безопасности политической системы, предполагает: совершенствование структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализацию национального плана противодействия коррупции, развитие системы выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, создание механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов; развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности; повышение социальной ответственности органов обеспечения государственной и общественной безопасности. Обеспечение политической безопасности включает адекватное и своевременное реагирование на угрозы; их предвидение; сочетание интересов национальной и международной безопасности; эффективное использование всех средств обеспечения безопасности; противодействие внутренним и внешним угрозам [7. С.39].

После «Мюнхенской речи» Владимира Путина, в которой прозвучало сообщение мировому сообществу о противостоянии России однополярному мировому порядку, распространению НАТО на Восток и новой роли России в качестве одного из ключевых игроков мировой политики, стало очевидно стремление стран Запада по сдерживанию и ослаблению Россию во всех возможных сферах. Сегодня, в условиях экономических санкций и давления Запада, включая информационное, Россия защищает свои интересы и расширяет влияние на евразийском пространстве, переориентируя свой внешнеполитический вектор в восточном направлении.

В современной России стоит задача создания высокопрофессиональной элиты, пользующейся доверием на­селения, способной отвечать современным вызовам и угрозам, и обеспечение ее воспроизводства. Такую элиту необходимо создавать с помощью демократических и юридических норм и механизмов.

 

Список литературы:

  1. Фукуяма Ф. Великий разрыв. Москва. АСТ. 2003. 480 с.
  2. Ашин Г.К. Наука об элитах и элитном // Власть. 2004. №1.
  3. Родионов М.А. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений в антикризисном менеджменте. Научный вестник МГТУ ГА, № 131 (7), серия Менеджмент, экономика, финансы. М., 2008.
  4. Родионов М.А. Проблемы информационно-аналитического обеспечения современного стратегического менеджмента. Научный вестник МГТУ ГА, № 202. М., 2014.
  5. Сунь-Цзы, У-Цзы. Трактаты о военном искусстве / Пер. с китайского, предисловие и комментарии Н.И. Конрада. Серия “Классическая военная мысль”. М., “Издательство АСТ”, СПб, “Terra Fantastica’, 2002. 600 с.
  6. Родионов М.А. Методологические аспекты информационного аудита в менеджменте предприятия. Научный вестник МГТУ ГА, № 156 (6). М., 2010.
  7. Родионов М.А. Социально-политическая безопасность России: учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2010. 146 с.
    ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
    В статье рассматривается влияние политических элит на обеспечение нацио-нальной безопасности. Основное внимание уделяется анализу современного состояния и перспективам развития российских политических элит в условиях возрастающих угроз безопасности страны.
    Written by: Волкова Татьяна Александровна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/07/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook