30 Апр

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ В XXI ВЕКЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Китайская Народная Республика, находящаяся в авангарде мировой торговли, стремится не только сохранить свой статус на ближайшие годы, но и укрепить его. КНРчувствует необходимость в увеличении не только объемов экспорта, но и числа торговых маршрутов – торговое могущество Китая однажды уже было подорвано Великими географическими открытиями и ростом значения морских путей, и он не собирается терять его вновь. Данные планы, конечно, не могут не ассоциироваться с Великим шелковым путем – системой караванных путей, на протяжении веков связывавших Китай со странами Средиземноморья.

Торговля активно велась со II века до н.э. вплоть до XV века, когда распространение морских путешествий свело на нет значение маршрута. Это объяснялось преимуществом кораблей в грузоподъемности и отсутствием необходимости платить многочисленные пошлины на пути следования.[1, 2]

В XXвеке ситуация стала разворачиваться в обратную сторону: развитие наземного транспорта повлекло за собой прокладку новых железнодорожных и автомобильных путей. И хотя доля морских грузоперевозок все еще превышает 60% от их общего объема, эта цифра постепенно уменьшается и можно с уверенностью заявить, что будущее трансконтинентальной торговли в значительной степени зависит от проектов восстановления Великого шелкового пути и развития других подобных маршрутов.

Необходимо отметить, что проектами восстановления торговых связей в той или иной форме занимается не только Китай, но и многие другие страны и межправительственные организации.

Одним из самых масштабных предприятий стала программа TRACECA – «транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия».Организованная в 1993 году при поддержке Евросоюза правительствами 8 стран: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, программа быстро привлекла новых членов и реализовала множество задач по усовершенствованию транспортной инфраструктуры региона – более 70 проектов на сумму более 1 млрд. евро. [3]

Объединением Азии и Европы в торговую сеть занимается не только ТРАСЕКА. 23 страны объединились в 2004 году под эгидой ESCAP – Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого Океана, договорившись о строительстве почти 100 тысяч километров дорог и мостов, идущих через всю Азию. Дороги соединят, помимо прочего, Корейский полуостров и Японию с Турцией, а Шри-Ланку и Бутан с Финляндией и Болгарией. На настоящий момент, транспортная сеть уже существует, однако требует доработки с учетом международных стандартов качества. Всего в этом грандиозном мировом проекте предполагается участие 32 стран. ESCAP подчеркивает, что наибольший экономический эффект получат слаборазвитые страны, такие как Лаос, Монголия, Непал, Бутан, которые обретут доступ к крупнейшим морским портам региона. [4]

Отдельные страны также заинтересованы в развитии трансконтинентальной торговли. К примеру, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, стремится восстановить «историческую роль» Казахстана, превратив Казахстан в «мост между Европой и Азией».

К 2020 году объем транзитного грузопотока по территории республики планируется удвоить, а в дальнейшем утроить и увеличить до 50 млн. тонн (примечание: в 2011 году он составил 16,5 млн. тонн).

В рамках проекта предусмотрено расширение Актауского порта и постройка логистического центра в Актобе, которые обеспечат дополнительные торговые связи с югом России и Прикаспийским регионом. [5]

Китай разворачивает еще более масштабный проект – так называемый «Новый Великий шелковый путь». Впервые о планах по возрождению маршрута было заявлено в конце 2013 года, а через год стало известно о создании специального фонда, предназначенного для укрепления связей с внешними рынками через строительство новых и модернизацию существующих дорог и прокладку трубопроводов в китайских провинциях. Сумма инвестиций превысит $16 млрд. Власти менее богатых западных регионов с энтузиазмом приняли данную новость, рассчитывая на приток средств, которые могут сократить отставание от востока страны.

Новостное агентство «Синьхуа» разместило карту проекта, на которой показано, что наземная часть Шелкового пути начинается в городе Сиань, идет на запад к городам Ланчжоу и Урумчи, а затем поворачивает на северо-запад и идет через Центральную Азию на Ближний Восток и в Европу.Морская часть маршрута идет через Гуандун и самую южную провинцию, остров Хайнань, затем через Индийский океан, а оттуда в Красное и Средиземное моря. Оба пути встречаются в Венеции. [6]

В то же время, китайское правительство готово вкладывать крупные средства в соседние страны: к примеру, в конце апреля 2015 года стало известно о проекте китайско-пакистанского экономического коридора, который включит в себя строительство высокогорной скоростной автострады из провинции Синьцзян на юг в порт Индийского океана Гвадар, постройку международного аэропорта и создание зоны свободной торговли в последнем. Проект, как заявляется, стимулирует развитие западных провинций КНР и Пакистана и укрепит влияние Китая в АТР как морской державы. [7]

КНР заинтересован в сотрудничестве и с другими крупными игроками региона – например, по итогам мартовской встречи с министрами иностранных дел России и Индии глава МИД Ван И заявил о готовности к развитию торговых отношений с этими и другими странами, сравнив партнеров с симфоническим оркестром. В апреле же состоялась встреча министров иностранных дел КНР и Монголии, по итогам которой было сделано заявление о планах сторон по созданию китайско-монгольско-российского коридора, который должен стать «новой платформой для развития трех стран» и толчком к развитию не только трех упомянутых стран, но и всей Евразии. В частности, китайские власти уже озвучили проект высокоскоростной железнодорожной магистрали «Пекин – Москва», которая сократит путь между двумя городами в три раза – с 6-ти дней до 2-х. Заявленная стоимость проекта – $242 млрд. Также в данный момент создаются зона свободной торговли и технопарк.[8, 9]

Россия также выражает интерес к увеличению товарного потока из АТР в Европу через свою территорию. Минвостокразвития активно ищет инвесторов в существующие проекты развития транспортных сетей, включающие в себя реконструкцию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, строительство их дублеров, а также освоение Северного морского пути, который способен значительно сократить затраты на перевозки через Суэцкий канал.В мае 2014 года был подписан договор о строительстве крупнейшего морского порта тихоокеанском побережье России, который станет одним из ключевых хабов Азии. Располагаться он будет в 18 км от китайской границыЗаявленная мощность будущего порта – 60 миллионов тонн груза в год, что по объему можно сравнить с одними из самых загруженных портов Европы – Иммингемом (Великобритания) или Гавром (Франция).[10, 11]

Таким образом, возрождение Великого шелкового пути можно назвать одной из главных целей крупнейших игроков региона – Китая, Индии, России, стран Малой и Средней Азии. Государства, в особенности КНР, тратят огромные средства на развитие проекта.

Это направление должно стать ключевым во внутренней экономической политике на Дальнем Востоке и привести к повышению привлекательности российских путей сообщения в сравнении с зарубежными аналогами. Россия должна приложить все усилия, чтобы не остаться в изоляции на обочине маршрута, который в ближайшем будущем сыграет основную роль в интеграции Европы и Азии.

  1. Мамлева Л. А. Становление Великого шёлкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // VitaAntiqua. 1999. № 2. С. 53—61.
  2. Ртвеладзе Э. Великий шелковый путь // Энциклопедический справочник. Древность и раннее средневековье. Ташкент, 1999.
  3. Официальный сайт организации ТРАСЕКА. URL: http://www.traceca-org.org/ru/traseka/istorija-traseka/
  4. Азия проложит новый Шелковый путь // Портал Lenta.ru, новость от 27 апреля 2004 года. URL: http://lenta.ru/economy/2004/04/27/silpath/
  5. Казахстан рассчитывает увеличить объем транзитного грузопотока до 8% от товарооборота между КНР и ЕС // Портал BNews.kz, новость от 03 ноября 2014 года.URL:http://bnews.kz/ru/news/post/237098/
  6. Возрождение Великого шелкового пути // Портал Mortrans.info, новость от 07 ноября 2014 года. URL: http://mortrans.info/analytics/vozrozhdenie-velikogo-shelkovogo-puti/
  7. Китай вливает $46 млрд в Пакистан. Для чего? //Портал Vestifinance.ru, новость от 20 апреля 2015 года. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/56236
  8. Китай предложил России и Индии создать новый Шелковый путь // Портал «РИА Новости», новость от 02 февраля 2015 года. URL: http://ria.ru/east/20150202/1045513290.html
  9. «Шелковый путь»: Россия, Китай и Монголия могут стать единым экономическим пространством // Портал «Росинформ», новость от 02 апреля 2015 года. URL: http://www.rosinform.ru/2015/04/02/shelkovyy-put-rossiya-kitay-i-mongoliya-mogut-stat-edinym-ekonomicheskim-prostranstvom/
  10. Минвостокразвития: Россия готова участвовать в возрождении Великого шелкового пути // Портал «Ведомости», новость от 11 апреля 2014 года. URL:http://www.vedomosti.ru/companies/news/25212801/minvostokrazvitiya-rossiya-gotova-uchastvovat-v-vozrozhdenii
  11. Российско-китайский Гавр // Портал Expert.ru, новость от 11 сентября 2014 года. URL:http://expert.ru/2014/09/11/rossijsko-kitajskij-gavr/
    ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ В XXI ВЕКЕ
    Written by: Пономарев Дмитрий Александрович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/07/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook