30 Дек

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Влиятельным фактором развития современного мира является глобализация. На рубеже веков, после окончания холодной войны данный процесс ускорился в различных сферах: в экономике, политике, социальной сфере, культуре, активно влияя на соотношение и расстановку сил на международной арене, на военную безопасность, экологию, духовность, демографическую ситуацию. Это влияние проявляется как в  позитивном так и в негативном плане в связи с тем, что глобализация как явление имеет два аспекта развития. Позитивный – всестороннее взаимообогащение стран участвующих в процессе глобального сотрудничества. Негативный — недобросовестная конкуренция и подавление развитыми странами более слабых партнеров посредством формирования разнообразных механизмов давления, закабаления и эксплуатации. При этом, если первая тенденция реализуется эволюционно и способствует гармонизации международных отношений, то вторая является следствием агрессивного давления более сильных партнёров на слабых посредством своего экономического и технологического потенциалов. Вследствие этого глобализация не даёт возможности государствам развиваться самобытно, с учетом сложившихся особенностей и исторических традиций, сужает возможности для властей, граждан самостоятельно выбирать путь социально-экономического и духовного развития в соответствии с национальными интересами и задачами обеспечения безопасности.  В этой связи среди новых угроз национальной безопасности отдельным государствам, порождённых глобализацией исследователи отмечают такие:

—   неконтролируемые международные переливы капитала, дающие свободу действий транснациональным корпорациям и международным финансовым спекулянтам, а также организацию быстрого распространения локальных экономических кризисов на другие регионы;

—  сложности в приспособлении к глобальным процессам для развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Неравные стартовые возможности вынуждают эти страны принимать невыгодные для себя «правила игры» более сильных участников процесса;

—   все возрастающий разрыв в уровне благосостояния и степени вовлеченности в процессы глобализации между богатыми и бедными странами, вынуждающий последние делать однозначный выбор для своего развития — либо зависимость, либо изоляция;

—     опасность культурной унификации мира на базе англо-саксонских традиций и стереотипов, поведенческих моделей и культурно-бытовых норм, что означает утрату собственных ценностей и, как результат, опасность обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

—      вытеснение из мировой сферы занятости низкоквалифицированной рабочей силы, что отражается, в основном, на развивающихся странах;

—    интернационализация организованной преступности [2, с.42]. Данные угрозы в той или иной степени представляются актуальными и для России. Они свидетельствуют, что глобализация как общемировой процесс противоречива, так как влечёт неопределенность, риски, новые вызовы, угрозы и требует совершенствовать механизмы управления по обеспечению безопасности в разных сферах жизнедеятельности и созданию условий для стабильного развития. Кроме того, поиск адекватных путей повышения эффективности управляемости в данном аспекте  предполагают и геополитические процессы. Как известно, ведущее место в геополитике занял тезис о превосходстве западной цивилизации над народами Евразии и других континентов. Народам России, Ближнего и Среднего Востока приписывались генетическая агрессивность и непринятие демократии. В общей линии геополитической мысли Запада, наиболее ярко выражен так называемый «атлантизм». История свидетельствует, что геополитика атлантистов оказалась агрессивно- наступательной, а геополитика Евразии прибывала в состоянии пассивной обороны. Это способствовало распаду СССР, разрушению единства славянского мира и утверждению доминирования США на планете как единственной супердержавы.

В 90-е годы главным помыслом англо-саксонской политической элиты и мировой финансовой олигархии было закрепление однополярности и предотвращение возможности возникновения другого сопоставимого полюса посредством сдерживания. Именно эта установка нашла своё отражение в качестве главной цели в «Стратегии национальной безопасности США» 2015 года [4, с.3-11]. В новых условиях, после победы в «холодной войне», геополитическая мысль на Западе разделилась на 2 течения: «неоатлантизм» С. Хантингтона и «конец истории» Ф. Фукуямы. Хантингтон изложил свою доктрину неоатлантизма в известном труде «Столкновение цивилизаций». В центре доктрины стоит проблема отношений Запада и Востока. По мнению Хантингтона, стратегическая победа атлантистов над евразийцами не есть победа цивилизационная. Запад и Восток по-прежнему цивилизационно стоят далеко друг от друга, исповедуя разные ценности. Западные ценности – рынок, либерал-демократия, индивидуализм, права человека. Восточные ценности – коллективизм, приверженность традициям, патернализм и т.д. Этот фактор создаёт условия для противостояния Запада и Востока и Хантингтон делает вывод, что надо готовиться к нему, заранее, чтобы регулировать, сдерживать антиатлантистские настроения и тенденции, не допускать соединения геополитических центров противостояния Западу в единый союз. В этих целях он предлагает:

—  более тесно сотрудничать, обеспечивая единство между США и Европой;

—  интегрировать в Западную цивилизацию те общества в Восточной Европе и Латинской Америке, чьи культуры близки к ней;

—   поддерживать группы, ориентирующиеся на западные ценности и интересы в других цивилизациях;

—      усилить международные институты, отражающие западные интересы и ценности и обеспечить вовлечение незападных государств в эти институты [7, с.49].  Современная международная практика свидетельствует о том, что политика Запада осуществляется в русле данных рекомендаций.

Анализируя мировые процессы, нельзя не учитывать, что глобализация является объективной тенденцией. Но проблема в том, что она при господстве США проявляется как тенденция американизации мира. Глобализация осуществляется прежде всего в интересах транснационального капитала и правящих кругов США. Об этом откровенно пишет З. Бжезинский. В книге «Великая шахматная доска» он призывает выработать и применить комплексную, всеобъемлющую и долгосрочную геостратегию по отношению ко всей Евразии при этом с явной антироссийской направленностью. Так, он развивает идею об Украине как геополитическом противовесе России, основанную на убеждении, что главное условие возрождения «российской империи» заключается в поглощении Россией Украины [3, с.230 — 254].

Разумеется, можно спорить с С.Хантингтоном о степени отличий «славянской» цивилизации от западной и с Бжезинским о судьбе Украины, но общеизвестно, что последние десятилетия Украина обрабатывается по их рецептам. Отрыв, её от России осуществляется в первую очередь в сферах истории, религии, языка. Религиозные, культурные особенности, а также воспитание новой элиты делают данную страну весьма удобной для формирования зоны нестабильности в Восточной Европе и угрозы безопасности России.

Социальная система подвержена влиянию самых различных факторов, от которой зависит её стабильность. В качестве факторов, влияющих на стабильность общества, на его жизнеспособность, могут выступать, с одной стороны самые различные процессы и явления, которые в разных трактовках именуются вызовами истории. Как отмечал А. Тойнби: «…Общество в своей жизни сталкивается с серией задач, которые оно и решает приемлемым для себя образом. Каждая такая проблемы – это вызов истории» [6, с.26]. С другой стороны – это процессы и явления, возникающие в качестве ответов на данные вызовы, и являющиеся реакцией социальной системы на возмущение. Они тесно связаны с управляемостью обществом в разных сферах.

Устойчивость социальной системы зависит от качества и оперативности решения обществом проблем противодействия внешней социальной экспансии и внутренним негативным воздействиям. На этом уровне следует выделить 2 группы критериев. С одной стороны – это критерии параметров внешней социальной экспансии и внутренних негативных процессов и явлений (их проявлений, воздействий на социальную систему): их характер, интенсивность, длительность, последовательность. С другой стороны – это критерии параметров самой социальной системы: наличие в структуре социальной системы механизмов, предназначенных для противодействия тому или иному дестабилизирующему воздействию; их качества, характер отношений между ними. Можно выделить ещё один уровень (условно его можно назвать уровень технологий), позволяющий более глубоко оценить механизмы дестабилизации социальной системы и её элементов [1, с.31].

Все типы воздействия на социальную систему можно представить как явления, процессы, тенденции, в той или иной мере увеличивающих нагрузку на систему, что требует от неё мобилизации дополнительных ресурсов. Если такие ресурсы имеются, то система сохраняет свою устойчивость. Отсутствие же необходимых ресурсов может привести к самым негативным для общества результатам. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи между параметрами потенциала противодействия негативным воздействиям социальной системы и вероятностью её устойчивого развития. Данное обстоятельство очень актуально для России в условиях расширения санкций Запада и агрессивных акций международного терроризма и их спонсоров. Общество станет безопасным во всех сферах, если оно будет находиться в рамках устойчивого развития, которое реализует обеспечение безопасности на необходимом и достаточном уровне. Не случайно, в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года сущность национальной безопасности и национальных интересов тесно связаны с устойчивым развитием страны. Там подчеркивается, что организационная поддержка её реализации заключается в совершенствовании государственного управления страной, а также в развитии системы национальной безопасности на основе механизмов стратегического планирования устойчивого развития России [5, с.8].  Как видим, безопасность и устойчивое развитие страны тесно взаимосвязаны и представляют единую целостную систему. Стратегическая цель обеспечения безопасности и устойчивого развития предполагает все угрозы безопасности рассматривать в комплексе: в политической, экономической, военной, экологической, социальной, технологической, информационной и других сферах. Вот почему безопасность любой страны непосредственно связана с политическими, экономическими, социальными, научно-техническими, демографическими аспектами развития общества, а также с состоянием образования и воспитания, с духовной жизнью общества, и включает в себя сложный механизм сохранения и развития системы ценностей и интересов нации. Поэтому обеспечение безопасности носит системный характер.

Таким образом, в условиях глобализации актуальная задача обеспечения безопасности страны, по прежнему предполагает активную деятельность государства, всего общества, граждан в отдельности, направленную на защиту национальных ценностей и интересов. При этом, идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого развития и выступает в качестве её неотъемлемой части, одновременно являясь условием её реализации. Вот почему обеспечение безопасности должно быть направлено не просто на нейтрализацию угроз, но и на осуществление комплекса мер по сохранению и развитию традиционных духовных ценностей общества, совершенствованию политической системы, суверенитета государства, возрождению конкурентоспособной экономики, создающих основы для повышения благосостояния и гордости граждан, а также уважения других стран.

Список литературы:

  1. Антюшин С.С. Военная безопасность как фактор стабильности российского общества (социально-философская концепция). – М.: ВУ, 2004. — 140с.
  2. Бабурин С.Н. Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Стратегия национальной   безопасности России: теоретико-методологические аспекты: монография / М.: Магистр: ИНФРА – М, 2012. – 512с.
  3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и её геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1998. — 254с.
  4. Марин А. Стратегия национальной безопасности США. Зарубежное военное обозрение. №6. С.3-11.
  5. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. Утверждена указом Президента РФ от 12.05.2009г. № 537. М., 2009.
  6. Тойнби А. Дж. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991. – 358с.
  7. Hantington S. Crach of civilisations//Foreigh Affairs. Summer.1993. — 571с.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Управляемость и конкурентоспособность государства в условиях неопределенности: сравнительный анализ стран БРИКС», проект № 14-03-00816″

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье анализируется взаимосвязь глобализации, политики обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития. Новые вызовы и угрозы, условия неопределенности требуют поиска новых концептуальных подходов к исследованию роли государства и совершенствования управления по противодействию внутренним и внешним деструктивным факторам. В результате анализа автор приходит к выводу, что реализация политики устойчивого развития тесно взаимосвязана с последовательным отстаиванием национальных ценностей и интересов.
Written by: Петров Сергей Иванович
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 01/10/2017
Edition: euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)
Available in: Ebook