25 Июл

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ЖЕНЩИНЫ-ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современном мире роль имиджа политического лидера играет важную роль. Политический лидер ответственен за правильное восприятие своего внешнего вида, своих слов и поступков в качестве представителя страны на международной арене, и в качестве главного представителя власти для её населения. От его поведения, соответствующего выбранному политическому образу, зависит степень успешности, проводимой как внешней, так и внутренней политики. Поэтому процессу создания и поддержания положительного имиджа политического лидера, в настоящее время, уделяется особое внимание. Одну из ключевых ролей в построении имиджа и проведении PR мероприятий играет выбранный канал коммуникации и контент передаваемых сообщений. Именно эти факторы оказывают решающее влияние на впечатление, производимое политиком на население, которое в итоге формируется в целостное мнение о лидере и соответствующее отношение к нему. Тщательный подбор видов СМИ в качестве каналов передаваемых информационных сообщений, анализ содержания этих сообщений, а также способ их подачи — это основные задачи, которые стоят перед имиджмейкерами современных политических деятелей. Однако, все вышеперечисленные аспекты деятельности по созданию политического имиджа имеет единую отправную точку, а именно, индивидуальные психологические, интеллектуальные и другие характеристики, достоинства и недостатки политика. То есть, для выработки оптимальной стратегии создания и, в дальнейшем, поддержания политического имиджа лидера, необходимо, прежде всего проанализировать исходные данные, базу, на которой и будет строиться имиджмейкинг — непосредственно личность самого политического деятеля и её особенности. Однако, в качестве объекта политического имиджмейкинга женщина оказывается гораздо реже мужчины. Этот факт, несомненно, наводит на мысль, что подобное положение дел в мире политического лидерства обусловлено рядом определенных причин, подлежащих выявлению и анализу. В формировании имиджа политика по гендерному типу особую роль играет внешний вид, по которому воспринимают политика. Требования к внешнему виду отличны у женщин и мужчин. К примеру, лысина для мужчины, равно как и пожилой возраст не только приемлемы, но желательны, так как повышают доверие электората, для женщины же пожилой возраст сыграет наоборот неблагоприятную роль. Так же важную роль играет  семейный статус политического лидера. У мужчины-политика роль семьянина приветствуется, но не является определяющим фактором в создании имиджа, тогда как у женщины-политика, это играет одну из главных ролей. Электорат, как правило,  не доверяет одинокой женщине-политику, аргументируя это тем стереотипом, что главной целью в жизни любой женщины — это создание семьи.  «Успешна в семье — успешна в жизни». Неутешительным является и тот вывод, что вся деятельность женщин-политиков до сих пор просматривается через призму стереотипов и гендерного неравенства. В ряде стран участие женщин в политической жизни государства невозможно до сих пор, по причине ограничения прав и возможностей, а также религиозной принадлежности. Ввиду быстрого развития современного общества,  женщины наряду с мужчинами занимают высокие должности, однако к успехам женщин относятся предвзято, не веря в их способности в различных областях политики, науки, бизнесе.

Итак, имидж политика — это конструируемый образ, который должен содержать в себе целый ряд компонентов: 1. Внешность, манеры, жесты, ораторское мастерство. Большую роль играет одежда и уместность ее выбора в каждом конкретном случае, стиль политика. 2. Программа кандидата, его заявления, лозунги, варианты решения злободневных проблем. 3. Поведение политика. Оно должно демонстрировать лидерские качества, компетентность, а также другие черты, вызывающие симпатию у людей. 4. Биография: происхождение, образование, профессия, партийность, семья, религиозная принадлежность и т.д.

Изначально формируется первичный имидж кандидата на основе социальной экспектации, он чрезвычайно важен, так как отражает основные черты идеального имиджа. В дальнейшем первичный имидж преобразовывается, к нему добавляются компоненты, необходимые в реалиях конкретной избирательной кампании — это так называемый вторичный имидж [1, с.34]. Образ, создаваемый имиджмейкерами  и специалистами, называется моделируемым. Разрабатывая имидж кандидата, PR-специалисты и политтехнологи исходят не из того, что нужно менять человека, а из того, что нужно создать или поменять представление о нем. При создании имиджа политика идет работа с массовым сознанием, стереотипами и эмоциями.

Главная цель любой имиджевой стратегии заключается в формировании и продвижении в массовое сознание наиболее благоприятного представления о политическом «объекте». Выработка имиджевой стратегии сводится к определению основных факторов, обусловливающих действенность имиджа политика, и отбору инструментов воздействия на них. Действенность зависит от того, насколько удачно формируемый имидж выполняет основные функции, тем самым оправдывая ожидания электората, это значит, что он должен: 1) удовлетворять информационные потребности избирателей; 2) выполнять оценочную функцию — имидж политика предлагает электорату систему ценностей; 3) осуществлять познавательную функцию — задавать некую «картину мира»; 4) в сложных ситуациях решать психотерапевтические задачи — содействовать снятию страхов и минимизации тревожности, создавая возможности экстернализации внутренних конфликтов, проецируемых на имидж политика. Именно за счет этих функций имидж мотивирует социально-политическое поведение и, в частности, определяет электоральный выбор. В зависимости от особенностей культуры и политической системы удачный политический имидж наполняется конкретным специфическим содержанием. По данным исследования, проведенного Центром политического консультирования «Никколо М», позитивный стратегический имидж политика в России содержит четыре основные кластера.

Первый кластер включает «моральные качества» (честность, порядочность, справедливость, принципиальность) и «надежность» (добросовестность, ответственность, умение держать свое слово). Пример моделирования нужных моральных качеств — слоган депутата Государственной Думы ряда созывов В. Лысенко. «Честность — лучшая политика!» Пример моделирования надежности — классический слоган: «Спокойная энергия».

Второй кластер — «деловые качества»: ум, образование, профессионализм, деловая хватка. Пример моделирования — имидж лидера партии «Яблоко» Г. Явлинского.

Третий кластер получил образное определение «лидер-мать». Он включает те «материнские» качества, в которых подсознательно нуждается почти любой человек: гарантия защиты, заботы, тепла. «Лидер-мать» — это политик, имидж которого включает внимание к отдельному человеку и его проблемам, сопереживание житейским трудностям, готовность выслушать и помочь. В России в одной из предвыборных кампаний 1993 года такой имидж моделировался в слогане: «Я приму на себя ваши заботы!»[2, с.134]

Четвертый кластер получил название «лидер-отец». Он включает те «отцовские» качества, в которых так же неосознанно нуждается значительная часть населения: указание пути; выработка ориентиров — норм, ценностей и образцов поведения; защита от внешних врагов; наказание за неправильное поведение. «Лидер-отец» — это политик, имидж которого включает смелость, волю, жесткость, уверенность, властность. В несколько иной терминологии, это — «военный вождь». Примеры конструирования такого имиджа — предвыборная кампания В. Путина в 1999-2000 годах с новой чеченской кампанией, полетами на истребителе, погружениями на подводной лодке и т. д. Как известно, на выборах 2004 года усовершенствованный вариант этой «конструкции» также был использован предвыборным штабом В. Путина.

Несколько иначе выглядят факторы, влияющие на имидж женщины-политика. Исторически сложилось так, что роли мужчины и женщины в семейной, социальной и политической отраслях существенно различаются. Во все времена мужчины занимались тяжелым физическим трудом, заработком, политикой. Женщины брали на себя воспитание детей, домашние хлопоты, обустройство быта. Образ мужчины как добытчика и образ женщины как хранительницы домашнего очага, проходят красной нитью через всю мировую историю. Первое упоминание мировой истории о женщине в политике, которое дошло до наших дней, относится к далекому пятнадцатому столетию до нашей эры. Первой женщиной политиком была египетская царица Хатшепсут[3, с.10]. Период правления царицы характеризуется небывалым экономическим, социальным и культурным подъемом. Хатшепсут воздвигла множество памятников, на территории всей страны активно велось строительство, восстанавливались разрушенные завоевателями храмы. Согласно древней египетской религии, правитель — это небесный Бог, снизошедший на землю. Египетский народ воспринимал только мужчину в качестве правителя государством. Из-за этого Хатшепсут приходилось одеваться только в мужские одеяния. Эта хрупкая женщина сыграла важную роль в политике государства, но ради этого ей пришлось пожертвовать личной жизнью. Позднее, женщины во главе государств, встречаются все чаще — царицы, императрицы, королевы, княгини. Женщина двадцать первого века, в отличие от древних правительниц, не нужно прилагать столько усилий ради участия в управлении государством. Если в древние времена царице Хатшепсут приходилось скрывать свой пол, то в современном обществе нередко встречаются женщины депутаты, мэры, премьер министры и даже президенты. Несмотря на демократию и борьбу за равенство в правах с мужчинами, современным женщинам политикам приходится нелегко. У многих людей женщины в политике вызывают недоверие. Поэтому представительницам прекрасного пола нужно прикладывать много усилий, чтобы доказать свои возможности и свою компетенцию.

Первой женщиной, которой удалось добиться поста премьер-министра была Сиримаво Бандаранаике. Одержав победу на выборах в 1960 году на острове Шри-Ланка, Сиримаво получила поддержку и признание у многих женщин. За годы правления Бандаранаике в стране были проведены значительные социально-экономические реформы. Эта женщина политик приходила ко власти несколько раз и окончательно ушла в отставку в 2000 году в возрасте 84 лет. Первая женщина, занявшая пост президента — Эстела Мартинес де Перрон, победила на выборах в 1974 году в Аргентине. Эта победа Эстела стала своеобразным «зеленым светом» для многих женщин, которые хотели участвовать в политической жизни своей страны. Следом за ней в 1980 президентское кресло заняла Вигдис Финнбогадоттир, набравшая решающее количество голосов на выборах в Исландии. С тех пор во многих государствах была проведена политическая реформа, и теперь женщины занимают не менее 10% мест в государственном аппарате в большинстве современных стран. Самые известные женщины политики нашего времени — это Маргарет Тэтчер, Хиллари Клинтон, Индира Ганди, Ангела Меркель, Кондолиза Райс.

Современные женщины-политики в большинстве случаев придерживаются имиджа «железной леди». Они не выставляют напоказ свою женственность и привлекательность, а стремятся привлечь внимание к своим аналитическим способностям, др., что делает женщину по-своему психотипу больше похожей на мужчин[4, с.54].

Если женщина выбрала для себя этот род деятельности, то она должна быть готовой и к неприятию, и к недоверию со стороны коллег-мужчин.

Женщина обладает большей контактностью и практичностью мышления. Считается, что мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, а женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, «здесь и сейчас». Но бывает и наоборот. Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчина реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. Она четко различает дело и развлечения. Создание делового имиджа необходимо рассматривать как целостную систему, включающую в себя различные аспекты разносторонних областей знания — психологию, социологию, философию, этикет и т.д. Умелое сочетание женственности и деловых качеств леди и политика только закрепит ее позиции как личности и как специалиста в группе. Женщина-руководитель в определенной степени занимает конкретную социальную нишу, в которой имеет свои социальные роли: домашняя, где доминирует институт брака, семьи, матери, жены, дочери и так далее. Общественная, где главный критерий не «женское начало», а пространственное мышление, где женщина, внутренне не принимая эту роль, внешне ее принимает, что называется, по соглашению сторон [5, с.56].

Феномен политического имиджа в современных условиях становится настолько важным фактором, что его сложность и вариативность порождают достаточно много дискуссий в обществе. По мнению политических и общественных деятелей, участие женщин в общественно-политической жизни страны признак зрелости общества.

Характер политического лидерства вообще, и женского в частности, формируется под влиянием многих факторов, сочетание которых дает нам конкретные стили политического имиджа. На данный момент выделяют три основных собирательных образа имиджа женщины-политика, среди них женщины — «мужчины» (М. Тэтчер) — тотально консервативный имидж, обладательница которого отличается высоким профессионализмом, жесткостью в решении политических вопросов и отрицанием своей женской сущности при выполнении должностных обязанностей в сочетании с ярким внешним имиджем; женщины — «серые мышки» (А. Меркель, Т. Халонен) — представительницы неяркого внешнего имиджа, их политические методы непредсказуемы и не связаны с обдумыванием последствий. Такие женщины по своей психологической природе медлительны и в глазах общественности порой предстают в слишком «домашнем» образе; женщины — «сексуальные символы» (И. Сталкер, В. Вике-Фрейберга) — внешность таких женщин зачастую играет гораздо большую роль, чем их качества в решении политических вопросов. Такие женщины нередко легкомысленны и неграмотны в политической сфере, но компромиссны и привлекательны, за что и получают общественные почести в виде государственных должностей.         Под влиянием сложившегося общественного мнения и стереотипов относительно женщин в политике, перед имиджмейкерами стоит очень сложная задача по построению схемы, способной привести женщину к власти.   Необходимо отметить, что существуют стандартные составляющие имиджа, которые применяются при построении образа политика.

Во-первых, это персональные характеристики политика. К ним относятся его физические, психофизиологические особенности, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т.д. Во-вторых, это социальные характеристики, под которыми мы чаще всего понимаем статус политика. И, наконец, образ лидера несет большую символическую нагрузку. В отношении женщин имидж обязательно имеет четвертую составляющую — гендерную, наличие которой свидетельствует о малой разработанности проблематики имиджа женщины-политика.

Удачный имидж политика, независимо от его пола, должен базироваться на следующих принципах:

1.Самовоспитание и самосовершенствование, т.е. самооценка профессиональных качеств и существующего имиджа;

2.Гармония визуального образа;

3.Коммуникативное и речевое воздействие на электорат;

  1. Саморегуляция, т.е. способность политика оставаться внутренне и внешне спокойным, и рациональным.

Таким образом, женщина-политик обладает более сложным имиджем, чем мужчина-политик. В своем облике она должна иметь и мужские черты, и чисто женские. В итоге получается пульсирующий имидж, не дающий привыкнуть к конкретному образу. Только аудитория начинает воспринимать женщину-политика в ее одной ипостаси, как начинает действовать другая. В результате не возникает необходимого уровня привыкания и предсказуемости.

Проблема гендерного неравенства получила свое последовательное развитие на протяжении уже нескольких веков. Вплоть до XX в. женщины как социальная группа были практически исключены из сферы «большой политики», т.е. государственных дел, а политическая деятельность являлась занятием мужчин. В результате борьбы, женщины во всем мире и, прежде всего, в европейских и скандинавских странах, получили политические, социальные права, создали свои объединения, движения, стали играть активную роль в международных отношениях. И женщины доказали, что могут быть политиками не хуже мужчин, а иногда лучше. Поэтому женщинам — лидерам необходимо более тщательно, в отличии от лидеров — мужчин следить за созданием и продвижением своего положительного имиджа.

Список литературы:

  1. Горчакова В.Г. Имиджелогия. Теория и практика. Москва,ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-250 с.
  2. Гринберг Т.Э, Политические технологии: ПР и реклама., уч.пособие, 2-е изд.,испр.-М.,Аспект Пресс,2012, 89 с.
  3. Басовская Н.А. Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра – царицы Древнего Египта, Litres, 2015, 170 с.
  4. Кузнецова Э.Г., Паблик рилейшнз , М., Юниверсум, 2010, 278 с.
  5. Бернхаген П., Харпфер К., Вельцель К., Инглхарт Р. Демократизация. Издательский дом НИУ ВШЕ, 2015, 201 с.
    ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ЖЕНЩИНЫ-ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
    Феномен политического имиджа в современных условиях становится настолько важным фактором, что его сложность и вариативность порождают достаточно много дискуссий в обществе. По мнению политических и общественных деятелей, участие женщин в общественно-политической жизни страны признак зрелости общества. В статье анализируется имидж с точки зрения гендерного аспекта в политике. Рассматриваются основные типы имиджей женщин-руководителей, в контексте формирования имиджа современного и успешного политика в мировом политическом пространстве.
    Written by: Селентьева Дарья Олеговна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 02/27/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)
    Available in: Ebook