30 Апр

Задачи патриотического воспитания детей в свете новых образовательных стандартов




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

В современных условиях развития общества главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на патриотическое воспитание подрастающего поколения. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом» [2].

В педагогической среде бытует мнение, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому и любовь к близким уживаются с равнодушием к страданию престарелого соседа, безразличием к судьбе страны, отсутствием чувства долга. В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности. Поэтому важно, чтобы дети, как можно раньше, увидели «гражданское лицо» своей семьи.

В настоящее время решение такой задачи воспитания детей требует большого такта и терпения, так как в семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. В разработке новых ориентиров воспитания мы должны опираться на проверенные временем принципы и методы работы с детьми.

Принципы патриотического воспитания отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей [1]. Согласно обозначенным принципам педагог подбирает формы и методы воспитания детей.

В детских садах и школах Свердловской области началась разработка образовательных программ, включающей в себя сложившиеся традиции по формированию этнокультурной толерантности и патриотическому воспитанию детей. На наш взгляд, работа образовательных учреждений по патриотическому воспитанию должна осуществляться на основе преемственных связей и с учетом возрастных особенностей воспитанников. Целью воспитания детей дошкольного возраста является: воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности компетентной, ответственной, самостоятельной, активной, уважающей права других; подготовка дошкольника к жизни в условиях многонационального общества.

В дошкольных учреждениях эта работа может проводиться в непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности с воспитателем и с родителями.

В соответствии требованиям стандарта в старших группах необходимо расположить предметы с государственной символикой, смысл и значение которых дети должны знать. Так как, начиная с старшего дошкольного возраста, педагоги знакомят детей с Гербом РФ, гимном, разъясняют значение государственных символов РФ, проведения гражданских ритуалов, воспитывают уважение к ним.

В дошкольных учреждения имеются возможности для создания уголков быта национальных культур, мини библиотек по патриотической тематике, уголков для творчества. Воспитатели организуют выставки детских работ на патриотические темы, поездки по родному городу, местам боевой славы, приглашают на праздники военнослужащих, ветеранов войн.

Знакомство с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастными возможностями усвоения знаний. Воспитатели проводят с детьми целевые прогулки, беседы о родном городе и его героях, о тружениках предприятий. Ведь в каждом городе есть свои достопримечательности, памятники, которыми он славен, свои традиции. В последние годы стала возрождаться традиция по созданию аллей трудовой славы. Нередко дети узнают на портретах знакомых людей и дополняют рассказ воспитателя, выражают собственное мнение о профессиях, героях труда. Цель таких прогулок — заинтересовать детей, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине и появилось желание узнать о ней больше.

Богатый материал для воспитания патриотических чувств — устное народное творчество. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. Русские народные сказки закладывают основы нравственности, учат различать хорошее и плохое, добро и злое. В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются праздники и досуги, которые являются итоговыми тематическими мероприятиями. На таких мероприятиях дети чувствуют свою причастность к событиям страны, относятся ответственно к порученному заданию, вовлекая, тем самым своих близких в подготовку к намеченному событию. Самое существенное в воспитании патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни.

Рассмотрев возможности патриотического воспитания на ступени дошкольного образования, мы сформулировали основные задачи:

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  • Воспитывать бережное отношение к родной природе и всему живому;
  • Воспитывать уважение к труду. Знакомить с передовиками производства предприятий города;
  • Развивать интерес к национальной культуре разных народов;
  • Расширять представления о городах России, знать название столицы нашей Родины, областного, районного центров;
  • Знакомить детей с символикой государства, знать имена президента России, известных политических лидеров, губернатора области и т.п.;
  • Развивать чувства ответственности и гордости за достижения членов своей семьи, детской организации, народа своей страны.

Детский сад, это место, где ребенок проводит большую часть времени. Для того, чтобы дошкольный период запомнился ярко и на всю жизнь, необходимо формировать представления о детском саде, как общем доме для детей и взрослых.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс: doshk-standart-dok.html
  2. Указ о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания. Электронный ресурс: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx
    Задачи патриотического воспитания детей в свете новых образовательных стандартов
    В статье авторы раскрывают проблему патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы исследования обоснована авторами нарастающим интересом людей к социокультурным нормам, традициям семьи и государства в целом на фоне роста социальной напряженности и нестабильности. Следует отметить, что в дошкольных организациях гражданскому воспитанию детей уделяется крайне мало внимания. Однако, как известно, основы воспитания гражданина демократического общества закладываются в сознании ребенка именно в дошкольном возрасте. Авторы статьи пытаются найти пути и средства патриотического воспитания дошкольников и считают необходимым расширить круг сформулированных в образовательном стандарте задач.
    Written by: Святцева Анастасия Вячеславовна, Карплюк Анна Вячеславовна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 04/13/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)
    Available in: Ebook