27 Фев

Характеристика уровней сформированности толерантно – коммуникативной компетентности академического бакалавра экономического направления




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:

Современные перемены культурно – исторического характера общества обуславливают новые тенденции общения, во всех сферах деятельности человека, а особенно профессиональной.

Профессиональная деятельность любого специалиста связана, прежде всего, межличностными отношениями с коллегами, партнерами, оппонентами, поэтому возникает вопрос правильного формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов.  Сформированная коммуникативная компетентность является основой для идеального взаимодействия с окружающими и  определяет высокий статус профессионала.

В настоящей статье мы бы хотели рассмотреть толерантно – коммуникативную компетентность будущего экономиста, который в силу своей профессиональной деятельности должен не только владеть навыками профессионального общения, но и уметь выслушать и принять точку зрения делового партнёра.

Толерантно – коммуникативная компетентность академического бакалавра экономического направления, по нашему мнению, это важнейшая профессионально — информативная характеристика экономиста, обуславливающая знание  этики делового общения и способностью её применения посредством толерантного подхода.

Следовательно, толерантно – коммуникативная компетентность экономиста подразумевает совокупность гласных и негласных правил профессионального общения, где в первую очередь определяется практическая задача общения, для согласованного сотрудничества и задача комфортной атмосферы общения.

Как видим, толерантно – коммуникативная компетентность это необходимая составляющая профессиональной деятельности экономиста, которая должна базироваться на следующих принципах:

— принцип уважения  собеседника на любом уровне общения.

Независимо от занимаемой должности специалист должен быть предельно внимательным, тактичным и вежливым в процессе деловых переговорах или при обсуждении профессиональных вопросов;

— принцип координации и гармонизации обсуждения.

Здесь в основе профессиональной коммуникации должна соблюдаться координированная политика,   при обсуждении   профессиональных вопросов и

 гармонично расставляться приоритеты;

— принцип коммуникативной рефлексии.

На современном этапе рыночные отношения ведут к демократическим   формам  принятия решений, но вместе с тем их количество  увеличивается, что порождает комплекс моральных дилемм в процессе профессионального общения.   Сделать правильный выбор при обсуждении профессиональных вопросов и принять правильное индивидуальное решение бывает порой не просто, поэтому посредством коммуникативной рефлексии можно в значительной степени уменьшить риск и избежать промахов в принятии нежелательных решений.

Исследуя понятие толерантно – коммуникативная компетентность экономиста, следует также отметить и про функциональное предназначение данной компетентности. Во – первых, это функция сотрудничества, которая определяется функциональной зависимостью в процессе коммуникации партнёр – партнёр, начальник – подчиненный, оппонент – оппонент. Функция расширения сферы общения, функциональная зависимость определяется в соотношении новый рынок – новые формы общения, и когнитивная функция, познание партнёров в процессе общения по типу «чем больше общаюсь, тем больше познаю».

Стоит заметить, что перечисленные функциональные зависимости не работают без следующих критериев будущих экономистов:

— понимать необходимость целей и задач профессиональной коммуникации;

— уметь инициировать общение;

— владеть тактикой и стратегией коммуникации;

— владеть профессиональной коммуникативной интуицией;

— направлять деловое общение  в нужный контекст;

— доказывать и обосновывать, аргументировать  и убеждать, достигать согласия в процессе дискуссий и спорных вопросов;

— уметь слушать и принимать  доводы делового партнера, поддерживать и помогать в нестандартных ситуациях.

Данные критерии в той или иной совокупности определяют уровни сформированности толерантно – коммуникативной компетентности,  в связи с этим возникает необходимость проанализировать характерные особенности каждого уровня.

По нашему мнению, сформированность  толерантно —  коммуникативной компетентности  можно определить по трём уровням   среднего, повышенного и высокого, представим их характеристики в таблице №1

Таблица 1

Уровни сформированности толерантно – коммуникативной компетенции академического бакалавра экономического направления

 

Толерантно – коммуникативная компетенция академического бакалавра экономического направления

Средний уровень Повышенный уровень Высокий уровень
-нечёткое понимание целей и задач профессиональной коммуникации;

-неуверенность в принятии решений;

-недостаточное владение доказательной и аргументированной базой делового общения;

-низкая  профессиональная рефлексия;

-знаком с корпоративной этикой, тактичен в общении, но слабо владеет стратегией коммуникации;

—  занимает пассивные позиции в деловых переговорах.

 

-понимание целей и задач профессиональной коммуникации;

-хорошая профессиональная рефлексия;

— достаточное владение доказательно-обоснованной и аргументированной базой  в решении спорных вопросов;

-владеет навыками инициатора;

-владеет профессиональной интуицией;

-хорошо знает и владеет правилами корпоративной этики, умеет направлять деловое общение в нужный контекст;

-уверенно проводит деловые переговоры и создает благоприятную атмосферу их проведения.

-четко понимает цели  и целенаправленно применяет    задачи профессиональной коммуникации;

-абсолютная профессиональная рефлексия;

-устойчивая и прочная способность  доказательно-

обоснованного и аргументированного    решения конфликтных вопросов;

-высокая профессиональная интуиция;

-отличное знание корпоративной этики;

— инициатор деловых переговоров;

— открытость, эмпатия и конкретность на любом уровне профессиональной коммуникации.

Как видим определённый уровень толерантно – коммуникативной компетентности указывает на ту или иную степень профессионализма будущего экономиста, поэтому достижение высокого уровня является важным условием успешной и эффективной профессиональной деятельности.

Формирование толерантно – коммуникативной компетентности осуществляется посредством детерминант, обуславливающие процесс формирования.

Первым детерминантом является, на наш взгляд, содержательная  база образовательного процесса в профессиональной подготовке.

Качественный формат образовательный среды позволяет объекту образовательного процесса во взаимодействии с окружающими  формировать и развивать свои лучшие коммуникативные качества, создает условия для самореализации и самовыражения, а также предоставляет возможность в самостоятельном поиске  траектории освоения коммуникативных компетенций.

Следующим детерминантом является индивидуальный окружающий социум субъекта, который характеризуется её культурно – образовательной структурой, а также национальной, возрастной и психологической составляющей. Адаптация в социуме различного диапазона является наилучшим подходом  к формированию коммуникативных способностей индивида.

Как мы видим, для конкурентоспособного профессионала экономического направления очень важными аспектами в коммуникации является техника  общения и самоконтроль, поэтому   ещё одним детерминантом в формировании толерантно – коммуникативной компетентности выступает объективная самооценка своих субъективно — профессиональных качеств и профессиональной коммуникации. Характеризуется правильной расстановкой приоритетов в собственной профессиональной подготовке, не занижать и не завышать свои толерантно — коммуникативные способности, быть самокритичным и постоянно самосовершенствоваться.

Таким образом, толерантно – коммуникативная компетентность является одной из ведущих характеристик профессиональной компетентности будущих экономистов, которая  влияет на процессы межличностных отношений, одной  из центральных видов их деятельности и определяет успешность его профессионализма.

Список литературы:

  1. Агеева, З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности / З.А. Агеева // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. — 2012.– № 1.– С. 49–53.
  2. Жарких Н.Г. Коммуникативная компетентность студентов в ситуациях фрустрации / Н.Г. Жарких // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. — СПб., 2009. – N 109. – С. 170-175.
    Характеристика уровней сформированности толерантно – коммуникативной компетентности академического бакалавра экономического направления
    Цель статьи состоит в рассмотрении уровней сформированности толерантно – коммуникативной компетентности академического бакалавра экономического направления. При раскрытии уровней использовался метод теоретического анализа. С помощью данного метода были представлены характеристики каждого уровня и рассмотрены детерминанты их формирования. Углубленное ознакомление с предложенным материалом позволит преподавателям осмысленней и практичней подходить к подбору педагогических методов и приёмов для успешного формирования у студентов экономического направления толерантно - коммуникативной компетентности.
    Written by: Кошевая Наталья Сергеевна
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 12/28/2016
    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)
    Available in: Ebook